Семинар № 4. Философская антропология (2 часа – 3 семестр).




  1. Предмет, основные проблемы и этапы развития философской антропологии.
  2. Проблема человека в немецкой классической философии.
  3. «Природа» и «социальная сущность» человека в марксистской философии.
  4. «Существование» и «сущность» человека в философии экзистенциализма.
  5. Проблема человека в русской философии (Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев).

 

Основная литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009.

2. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М.: Проспект, 2009.

  1. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008.
  2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 230-316.
  3. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. М., 1995. С. 202-300.
  4. Введение в философию. Учебник под ред. И.Т. Фролова. М., 2004. (Раздел II. Глава 4).
  5. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.1.2. М., 2001.

8. Кант И. Основание метафизики нравов // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.4. Ч. 1. М.,1966.

  1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.42. (Главы «Отчужденный труд» и «Коммунизм»).
  2. Мир философии. В 2-х ч. М., 1991. Ч.2. (Раздел V).
  3. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344.

12. Ясперс К. Философская вера (Третья лекция «Человек».)// Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991. С. 442-455.

 

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Н.А. Бердяев Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1986.

3. Гуревич П.С. Философская антропология. М.,1997.

4. Долгов К.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.:, 1990.

5. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

6. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.6. М.,1966.

7. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. М., 1995.

8. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М.,1986.

9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1989.

10. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: «Лань», 1997.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.

12. Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1997

13. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

14. Русская религиозная антропология: В 2 т. Антология / Сост. Н.К.Гаврюшина. М.,1997.

15. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. СПб., 1994.

16. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1994.

17. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. Т.2. М.,1955.

18. Франк С.Л. Реальность и человек. – СПб., 1997.

19. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992.

20. Фромм Э. Бегство от свободы. Изд.2. М.,1995.

21. Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса // Фромм Э. Душа человека.М.,1992.

22. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 192-220.

23. Человек в системе наук. М., 1989.

24. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995.

25. Шарден П.Т. Феномен человека. – М., 1997.

26. Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. произведения. М., 1994

27. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию Новосибирск, 1996.

28. Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995.

29. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – 1994.

30. Юнг К.Г. Психологические типы. Спб., 1994.

31. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991. С. 228-418.

32. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.

Самостоятельная работа студентов

ПсПед ОЗО

 

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

· общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

· тестирование,

· самостоятельная работа студентов по изучению источников (конспекты),

· контрольная работа,

· итоговое испытание (экзамен).

На лекциях и семинарах применяются различные формы текущего и промежуточного контроля: проверка конспектов, выступление с докладами, составление вопросов по изучаемым проблемам дисциплины, оценка выступлений с обзорами литературы и представлением списков библиографических описаний.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание контрольной работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Контрольная работа представляет собой оригинальное произведение, посвященное какой-либо проблеме по курсу «Философия». Контрольная работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

ПО ФИЛОСОФИИ

Задачей контрольной работы по философии является углублённое изучение какого-либо вопроса из области истории философии, истории культуры, философии религии, философской антропологии, философии истории и др.

Работа пишется на основе первоисточников с привлечением критической литературы. Тема выбирается из предложенного списка вопросов, или из вопросов семинарских занятий.

Объём работы – 14-16 стр. рукописного текста.

Контрольная работа включает:

- содержание, где излагается план работы;

- введение, в котором формулируется актуальность и сущность излагаемого вопроса и указывается логическая последовательность изложения содержания работы, указывается цель и задачи (1-2 стр.);

- основную часть, состоящую из 2-3 вопросов и обоснованного ответа на них (12-14 стр.);

- заключение с выводами (1-2 стр.);

- список литературы, использованной при написании контр. работы.

Преподаватель определяет лучшие работы и предоставляет студентам возможность защищать их на экзамене по философии вместо ответа по экзаменационным билетам. Такая возможность предоставляется студентам, активно работающим на семинарах и не имеющим задолженностей по пропущенным занятиям.

 

ТЕМЫКОТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЛОСОФИИ.

1. Особенности философского знания и назначение философии.

2. Соотношение философии и религии.

3. Образ идеального человека в конфуцианстве.

4. Человек и мир в философии даосизма.

5. Философские идеи буддизма.

6. Философские мотивы книг «Ветхого Завета» (Книги Иова и Экклезиаста).

7. Поиски первоначала в милетской школе.

8. Философия Пифагора.

9. Философия Гераклита.

10. Атомизм Демокрита и его влияние на европейскую культуру.

11. Образы Сократа в истории культуры.

12. Значение софистов в истории культуры.

13. Учение об идеях Платона.

14. Социальная утопия Платона.

15. Концепция души в философии Платона.

16. Философия морали Сенеки.

17. Логическое учение Аристотеля.

18. Политическая философия Аристотеля.

19. Этика Аристотеля.

20. Философия Эпикура.

21. Философия скептицизма (Секст Эмпирик).

22. Философия неоплатонизма (Плотин или Прокл).

23. Роль античной философии в формировании европейской культуры.

24. Проблема человека вфилософии Возрождения.

25. Философия Джордано Бруно.

26. Философские идеи Ф.Бэкона.

27. Механическая картина мира И.Ньютона.

28. Философия Р.Декарта.

29. Гносеология Дж.Локка.

30. Политическая философия Н.Макиавелли.

31. Политическая философия Дж.Локка.

32. Естественная религия Давида Юма.

33. Теодицея Лейбница.

34. Образ бога в «Феоптии» В.К.Тредиаковского.

35. Бог в корпускулярной картине мира М.В.Ломоносова.

36. Бог в духовной поэзии Ломоносова.

37. Образ Запада в похвальных одах Ломоносова.

38. Бог в духовной поэзии Г.Р.Державина.

39. Философские идеи Канта.

40. Философия морали Канта.

41. Философия религии Канта.

42. Философия воспитания Канта.

43. Проект «вечного мира» Канта.

44. Философия воспитания Руссо.

45. Философия истории Гегеля.

46. Философия искусства Гегеля.

47. Антропологическая философия Фейербаха.

48. Социально-политическая философия Ш.Монтескье.

49. Философские вопросы П.Я.Чаадаева о предназначении России.

50. Проблема отчуждения у К.Маркса.

51. Философские идеи Ф.Ницше.

52. Образы жизни и смерти в творчестве Л.Н.Толстого.

53. Философия истории Н.Я.Данилевского.

54. Философия всеединства В.С.Соловьёва.

55. Философия «Общего дела» Н.Ф.Фёдорова.

56. Философия свободы Н.А.Бердяева.

57. Философия искусства П.А.Флоренского.

58. Философия сердца П.Юркевича.

59. Философия культуры Даниила Андреева (по работе: «Роза мира»).

60. Фрейд о «природе человека».

61. Гуманистическая антропология Э.Фромма.

62. Концепция архетипов Юнга.

63. «Одномерный человек» Г.Маркузе.

64. Православная концепция человека.

65. Правовое государство и свобода человека.

66. Религия как явление культуры.

67. Философия культуры.

68. Искусство и воспитание человека.

69. Религия и воспитание человека.

70. Христианская педагогика В.Зеньковского.

71. Критерии общественного прогресса и альтернативы будущего.

72. Знание и вера.

73. Проблема отчуждения человека в философии.

74. Особенности культур Запада и Востока.

75. Россия в диалоге культур Запада и Востока.

76. Глобальные проблемы современности.

77. Духовность человека как проблема философии.

78. Экология духа и принципы экогуманизма.

79. Соотношение философской и религиозной картин мира.

80. Человек в информационном обществе.

81. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа студентов предполагает, во-первых, подготовку к семинарским занятиям. Для этого студентам необходимо изучить рекомендованную литературу, подготовить краткие ответы на каждый из вопросов семинара и развернутый ответ на один из вопросов. Во-вторых, студентам необходимо изучить первоисточники, для этого следует прочитать и кратко законспектировать тексты из ниже приведенного списка. Данный вид работы следует выполнять постепенно в течение всего срока изучения дисциплины. Конспекты принимаются только в рукописном виде. Все тексты представлены в электронной библиотеке, что указано в скобках после названия работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: