Задание 1. Изучите взгляд 70-х г.г. на телевидение (Ю.Борев. Эстетика. Приводится в сокращении). Подумайте, какие положения устарели, какие актуальны до сих пор.
«Как определить телевидение? Что это, кино с доставкой на дом? Зрелище? Тип журналистики? Новый вид искусства? Муза атомного века? Одни называют его «одноглазым монстром», другие – «ящиком грез», третьи – «восьмым чудом света». А может быть, телевидение духовный наркотик? Или великий просветитель человечества? Или его всевидящее око? Что это – новинка техники или эстетики? /…/ Телевидение – новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино, и поэтому его проблемы актуальны и затрагивают художественные интересы большой аудитории.
На земле сейчас работает более двух тысяч передающих и ретранслирующих телестанций. Это меняет даже некоторые космические показатели нашей планеты, приближая ее радиохарактеристики к звездам-гигантам. «Ни один другой культ не может собрать столько разномыслящих приверженцев», - говорит французский журналист Пьер Рондьер.
Телевизор – средство видеоинформации. Зрительное восприятие имеет огромную социальную ценность и несет богатую информацию о предмете. Границы телевизионного обзора расширяются. Сейчас уже можно осуществить телепередачу с земли, из-под земли, из-под воды, с воздуха и даже из космоса – телеглаз способен видеть и там, где глаз человека ничего не видит.
Каковы выразительные и изобразительные особенности телевидения? Экран дает изображение на просвет, имеющее потому несколько иную фактуру и иные законы освещения, композиции, чем на экране. Свет – сильнейшее средство выразительности на телевидении. Ракурс восприятия предметов, телемонтаж, движение камеры и приближение предмета изображения дают телевидению большие возможности художественной выразительности. Для телевидения характерно сочетание ритмически плавного, «спрятанного» монтажа с его неожиданным сбоем, перебросом на новый объект внимания, плавная смена планов и ракурсов, дающая возможность внимательного огляда предмета изображения.
|
Телевидение при всей своей остроощутимой фактографичности, близости к натуре, хроникальности обладает огромными возможностями отбора и интерпретации действительности, оно мощное идеологическое средство, утверждающее тот или иной способ жизни. Э.Хемингуэй, критикуя американское телевидение, говорил: «У меня такое впечатление, будто американское телевидение с утра и до поздней ночи пытается внушить американцу, что никакой обычной человеческой жизни не существует, что главное в ней – это гангстеры, красавицы и необходимость подчиняться рекламе.
Телевидение таит в себе угрозу стандартизации мышления людей. Массовое потребление одинаковой духовной продукции, если качество ее низко, способны вызвать шаблоны и штампы в общественном сознании. «Бес-стандарт» манит людей из голубых аквариумов.
Особенности телевидения (неожиданно роднящие его с прикладным искусством) обусловлены прежде всего интимностью, домашностью восприятия.. Это искусство, при шедшее к нам в комнату, вписавшееся в нашу привычную обстановку, ставшее частью нашего быта.
|
Идеальный ведущий телепередачи – живой, «не запрограммированный» и «не зарепетированный» человек, хозяин программы, на глазах зрителя творящий беседу, умеющий тактично втянуть собеседников в непринужденный разговор и заставить их раскрыться во всем их внутреннем богатстве.
Ученые, новаторы, общественные деятели – все, кто попадает на телеэкран, невольно становятся не только людьми определенных занятий, но и живыми образами, персонажами художественного репортажа в новом виде искусства.
Телевидение беспощадно выявляет любую актерскую и человеческую фальшь. Экран терпит только интересную и яркую личность. У телевидения свои критерии талантливости. Деятель телеискусства должен соединять в себе качества актера, журналиста, режиссера: обаяние и эрудицию, легкость и естественность общения с людьми, мгновенность реакции, находчивость, остроумие, способность к импровизации и, наконец, гражданственность, публицистичность.
Важная эстетическая особенность телевидения – передача «сиюминутного происшествия», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя в тот поток истории, который течет именно сейчас и о котором только завтра сможет заговорить кинохроника, послезавтра – литература, театр, живопись. К сожалению, непосредственный репортаж обычно используется только в чрезвычайных случаях: большой футбол, встреча космонавтов, празднование дат и годовщин. Но история творится не только по праздничным дням. «Подглядеть» естественное течение жизни глазами телекамеры и глазами умного и находчивого комментатора, способного к яркой импровизации, - вот что крайне ценное. Большими возможностями обладает скрытая телекамера, наблюдающая за ходом жизни на людном перекрестке улиц, в магазине, учреждении, на заводе, в порту.
|
При художественном телерепортаже экранное время равно реальному. И когда телевидение прибегает к кинохронике, важно сохранить впечатление непосредственной трансляции. Другими словами, кинохроника на телевидении должна сохранять эффект сиюминутности передачи, принцип присутствия зрителя при совершающемся событии.
Новый и собственно телевизионный прием: поиск ситуации для естественного выхода человеческих характеров, чувств, мыслей. Для телевидения важен «эффект безусловности» изображаемого.
Телевизор может включить в поле нашего зрения весь мир.
Телевидение – мощный источник информации.
Телевизор – замечательный ретранслятор крупных событий в жизни мира.
Фантасты братья Стругацкие пишут о социальных возможностях, опасностях и благотворных перспективах телевидения: «Телевизор может оказаться Троянским конем, который въезжает в ум и душу среднего человека и предает его, делает мещанином и подлецом, бандитом и убийцей. Логический конец, когда телевизор становится наркотиком, превращает человека в своего раба, как показывает Брэдбери, наблюдая за жизнью в Америке. Но телевизор может стать и великим учителем человека, испоьзуя ту же свою притягательную способность. В этом благо» (цит. Соч. с.330-335).