Специальность - археология




 

Иркутск, 2006 год

Археологическому знанию свойственны большие объемы информации, ее разнородность и слабая структурированность. Традиционные формализованные методы для обработки археологических данных оказались малопригодными. Об этом говорит хоты бы тот факт, что в настоящее время в арсенале археолога математические методы занимают весьма скромное место, ограничиваясь преимущественно методами математической статистики. Эта проблема обострилась в последнее время в связи с бурным ростом объема данных, обусловленным резко возросшим множеством археологических открытий.

Требуются новые идеи и подходы для нужд археологии, позволяющие более полно учитывать специфику археологических данных и, соответственно, извлекать из них существенно больше, поддающейся интерпретации информации о далеком прошлом человечества. Важным требованием, предъявляемым к подобному инструментарию, является его компьютерная реализация, позволяющая проводить обработку археологической информации на современном уровне.

Математические модели и методы стали применяться в археологии задолго до развития вычислительной техники. С появлением компьютеров и с всеобщей информатизацией общества возросло применение математических методов и вычислительной техники в археологической науке. Появилось понятие компьютерной археологии. Поначалу компьютеры применялись только для освобождения человека от вычислений большого объема. Сейчас никого не удивить интенсивным использованием современной вычислительной техники, применением хорошо разработанных математических методов в различных областях археологии.

В целом, в развитие компьютерной археологии можно выделить два основных направления:

1) организация и хранение данных, доступ к ним;

2) использование вычислительных возможностей компьютеров и математических разработок.

Особое место в археологических исследованиях занимает визуальный способ передачи и сохранения информации. Именно поэтому, иллюстрации в археологических публикациях не только обслуживают текст, но и являются полноценным информативным источником при знакомстве с темой исследования. Кроме того, сам характер археологических раскопок требует максимального сохранения предмета изучения, что осуществляется в настоящее время средствами археологической графики (чертеж, рисунок, проекция) и фотодокументации. При этом стоит только одна задача – максимально точно воспроизвести то, что исследуется. Последнее обстоятельство имеет достаточно жесткие условия, потому что любые неточности на этом уровне существенно влияют на достоверность археологического источника, который в дальнейшем во многом будет представлен только в таком качестве (в графике и фотоснимках). Параллельно с этим возникает целый ряд сложностей, поскольку, характер изображений и полиграфическое воспроизведение археологических иллюстраций еще более сужают информационные возможности рисунков и фотографий. Очень часто это приводит к тому, что публикации для исследований используются в основном как свод – справочник, а подлинные предметы необходимо смотреть заново. Совмещение техники и преимуществ фотоснимков и рисунков в рамках ФОТОГРАФИКИ имеет очевидные достижения.

Для реализации подобного подхода очень удобно использовать возможности компьютерной обработки изображений, которая включает в себя три составляющих. Во-первых, собственно обработка изображений, когда и входная и выходная информация представляется в изобразительном виде. К такому роду задач относятся повышение контрастности, выделение контуров, редактирование изображений. Во-вторых, машинная графика, целью которой является построение изображений по исходным данным, представленным в неизобразительной форме (словесное описание, набор цифр и т.п.). В-третьих, анализ изображений – перевод изобразительной информации в иное представление и извлечение из нее новых данных.

В настоящее время для ввода изоинформации существует целый набор различных устройств и приспособлений. Наиболее распространенными устройствами ввода графических изображений являются сканеры и использование видеокамеры, подключаемой к компьютеру через специальную интерфейсную плату.

Даже на уровне обычного сканирования фотоснимков можно добиваться результатов, достаточно совместимых с изобразительной манерой археологической графики, выполняемой вручную. В конкретных условиях такое обстоятельство имеет практическое значение. Общую проблему «рисовать или не рисовать предметы», в совокупности с индивидуальными художественными способностями каждого из исследователей, можно решить с использованием доступных технических средств. Кроме того, применение компьютерной обработки в отдельных направлениях археологической графики позволяет получить заведомо более высокие результаты и ускорить процесс исполнения иллюстраций.

Также, в процессе работы археологу постоянно приходится иметь дело с большим количеством полевой документации, основную часть которой составляют планы и стратиграфические проекции, изображенные на миллиметровой бумаге. Для качественного изображения такого рода материалов необходима совместная работа художников и археологов. При неизменном дефиците художников (а их работа требует много времени и порой содержит ошибки) фиксация графической информации в поле и последующая ее, обработка в камеральных условиях представляет собой определенную проблему. Один из ее аспектов связан с тем, что результаты обработки полевых документов обычно должны быть представлены в более наглядной форме и во многих экземплярах. Причем, каждый экземпляр готовится, как правило, заново.

Для решения этой проблемы логично было использовать компьютер, который снимет проблему тиражирования и существенно облегчит работу при масштабировании. Однако, к настоящему времени имеется огромное количество накопленной археологической информации в виде рисунков на миллиметровой бумаге, с которой время от времени. Возникает необходимость провести те или иные манипуляции, для выполнения которых первоначально необходимо ввести исходные данные в компьютер. Присутствующая на рисунке масштабная сетка, за редким исключением будет неуместной.

Удаление миллиметровой разбивки можно проводить тремя способами. Основанными на изменении палитры исходного рисунка: 1) в процессе сканирования; 2) в графическом редакторе; 3) в файле. Замена цветов не рассматривается в силу неэффективности. Среди предложенных способов третий оказывается наиболее быстрым и менее трудоемким. К тому же он не требует высокой классификации при работе со сканером и знания графического редактора, т.е. доступен для большинства археологов, имеющих опыт работы на компьютере.

Вместо заключения. В целом, работа в рамках совмещения характеристик фотодокументации и археологической графики позволяет повысить достоверность передачи визуальной информации на любом уровне – от полевого до публикационного. Это в свою очередь требует дальнейшего расширения использования компьютерной техники в археологических исследованиях.

Также, в настоящее время на этапе компьютеризации в археологии накоплен некоторый опыт и материалы для разработки стандартов работы с полевыми документами в археологических реконструкциях. Его обобщение позволит приступить к созданию соответствующих компьютерных бланков и баз данных. Однако следует отметить, что немногие археологи используют такие возможности в настоящее время, возможно, по двум причинам. Во-первых, из-за слабого технического обеспечения, во-вторых, сказывается привычка. Надеюсь, что через несколько лет эта ситуация изменится.

 

 

Литература

Гарден Ж.-К. Теоретическая археология. – М., 1983. – 215 с.

Методология и методика археологических реконструкций. – Новосибирск, 1994. – 147 с.

Методы естественных наук в археологических реконструкциях. – Новосибирск, 1995. – Ч. 1. - 123 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: