Правовое регулирование участия СМИ в избирательных кампаниях
Реферат
студентки 4 курса д/о (гр. 401)
Рябовой Дарьи
Преподаватель –
Стяжкин В.Е.
Москва 2012
Введение
Выборы - политический процесс, занимающий одно из центральных мест в жизни общества. Поэтому в законодательствах практически всех стран (и нашей в том числе) регулированию этой отрасли общественных отношений уделяется большое внимание.
Что касается средств массовой информации, то они всегда играли весьма существенную, если не сказать, ведущую роль в формировании общественного мнения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что СМИ активно участвуют в избирательных кампаниях. Это связано еще и с таким принципом, как свобода слова, который провозглашается Конституцией РФ и не может быть нарушен, поскольку является одним из основных принципов правового государства.
Участие СМИ в избирательных кампаниях требует основательной правовой регламентации, поскольку нарушения, которые могут возникнуть, особенно опасны, если будут допущены СМИ, ведь зачастую именно средства массовой информации оказывают влияние на окончательный выбор граждан. И если этот выбор был сделан под влиянием нарушения общих правил ведения выборов, он будет незаконен, что подрывает все демократические устои любого общества.
В избирательных кампаниях СМИ выполняют одновременно несколько функций. Они служат каналом информирования избирателей (например, о назначении дня выборов, об образовании избирательных участков, о регистрации кандидатов и т.д.), средством предвыборной агитации и, наконец, инструментом гражданского контроля.
Информационное обеспечение составляет одну из важнейших гарантий избирательных прав. Роль СМИ состоит в том, чтобы помочь гражданам интегрироваться в процесс формирования органов власти, обрести и реализовать навыки открытой политической борьбы. В то же время, освещение избирательной кампании, в частности, по телевидению, не только приближает массы к политике, но и низводит предвыборную борьбу до уровня спортивного состязания, возбуждая не только гражданственность, но и азарт.
|
Следует отметить, что избирательные кампании в целом оказывают стимулирующее воздействие на функционирование всей системы непосредственной демократии и отдельных ее институтов, инициируя проведение митингов, демонстраций, сбор подписей и т.д. В свою очередь, эффективная самореализация институтов непосредственной демократии в период подготовки и проведения выборов составляет важное средство достижения целей избирательных кампаний.
Правовое регулирование участия СМИ в выборах
Деятельность СМИ в РФ регулируется Законом «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27.12.1991 г. Но при освещении подготовки и проведения выборов СМИ обязаны руководствоваться не только этим законом, но и Конституцией РФ, а так же законодательством о выборах, основу которого составляет Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Федеральный закон об основных гарантиях). В ходе федеральных избирательных кампаний организациям СМИ следует также руководствоваться положениями Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон о выборах депутатов) или Федерального закона от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (Федеральный закон о выборах Президента) соответственно.
|
При этом необходимо учитывать все изменения, внесенные за последние годы в названные законы. На данный момент, например, подготовлены новые редакции этих Федеральных законов с изменениями, которые еще не вступили в силу.
При освещении избирательных кампаний, проводимых в субъектах Российской Федерации, следует также руководствоваться избирательным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Самые общие правила, касающиеся роли СМИ в организации и проведении выборов, определены в Федеральном законе об основных гарантиях. Согласно статье 44 закона № 67-ФЗ СМИ информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
Концепция института информационного обеспечения выборов с его внутренней дифференциацией на информирование избирателей и предвыборную агитацию, впервые была закреплена в 2002 году в действующем Федеральном законе об основных гарантиях. Эта концепция, направленная на наиболее полное регулирование информационных отношений, которые складываются в ходе избирательной кампании, была реализована в связи с необходимостью адекватной реакции на проведение «грязных» предвыборных агитационных кампаний, «информационных войн».
Отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло ранее вести предвыборную агитацию под предлогом необходимости объективного информирования граждан.
В рамках названной концепции федеральный законодатель впервые закрепил принципы информирования избирателей: объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, а также свободу деятельности организаций СМИ по информированию избирателей. Конституционность этого законоположения подтверждена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года №15-П. Осуществляя информирование избирателей, организации СМИ не должны допускать, чтобы в их информационных материалах содержались признаки предвыборной агитации.