Раскрывать сущность понятий: просвещенный абсолютизм, секуляризация. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещенного абсолютизма» в России. Представлять характеристику Екатерины II и ее внутриполитической деятельности. Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II. Анализировать отрывки из Жалованный грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества. Характеризовать внутреннюю политику после восстания Е. Пугачева. Раскрывать причины, ход, значение, особенности и итоги восстания с использованием исторической карты. Рассказывать об экономическом развитии страны. Показывать на карте и называть территории вошедшие в состав нашей страны. Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.
Россия при Павле I.
Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительной литературы.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Характеризовать основные тенденции развития образования и науки. Составлять исторический портрет М.В. Ломоносова. Систематизировать материал о достижениях российской науки. Составлять описание памятников культуры России. Проводить поиск информации для составлении сообщения. Характеризовать вклад народов России в мировую культуру. Приводить примеры влияния Запада на быт и нравы населения России.
Итоговое повторение.
Систематизировать исторический материал по истории России с конца XVI по конец XVIII в.
|
Распределение часов по разделам курса.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 | ||
Введение | ||
Становление индустриального общества | ||
Строительство новой Европы | ||
Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества | ||
Две Америки | ||
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма | ||
Международные отношения: обострение противоречий | ||
Итоговое повторение | ||
История России | ||
Россия в эпоху преобразований Петра I | ||
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов | ||
Российская империя при Екатерине II | ||
Российская империя при Павле I | ||
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | ||
Итоговое повторение | ||
Итого |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
· Первичная социализация и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· Изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
· Формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей предшествующих эпох;
|
· Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
· Уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействий народов в процессе формирования многонационального российского народа;
· Соотнесение своих взглядов и принципов с историческими системами (под руководством учителя);
· Следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
· Обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
· Расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
· Формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
· Планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
· Работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.);
· Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность (под руководством учителя);
· Работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
|
· Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
· Ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
· Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
· Логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
· Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
· Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
· Использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
· Планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении заадния и контролировать качество выполнения работы;
· Выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
· Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
· Определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты:
· Овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
· Способность применять понятийный аппарат исторического знания;
· Умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
· Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
· Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащихся должны знать и понимать:
· Имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
· Основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII-XVIII в.;
· Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· Изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащихся должны уметь:
· Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решения различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
· Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
· Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
· Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
· Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и д.);
- сопоставить развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний историчсеких и культурных памятников своего города, края и т.д.
Учебная программа