Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь этой цели?




Газета «Связист» №20-21, декабрь 2010 г.

Концерн на мировом рынке АСУВ

Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь этой цели?

 

Тенденция повышения эффективности ведения боевых действий Сухопутными войсками в тактическом звене привела к формированию нового сегмента мирового рынка вооружения и военной техники. Условно этот сегмент рынка можно назвать: автоматизированные системы управления войсками. О задачах продвижения продукции концерна на этот сегмент рынка в беседе с корреспондентом газеты «Связист» размышляет заместитель директора Научно-исследовательского испытательного центра автоматизированных систем управления и связи Илья Владимирович ВЛАДИМИРОВ.

 

- Итак, несколько вводных слов об этом сегменте мирового рынка вооружений АСУВ – в чем его особенность, какие в нем просматриваются тенденции?

 

- Существенное влияние на создание такого сегмента рынка оказали формы и методы ведения боевых действий в локальных конфликтах трех предыдущих десятилетий и существенное развитие информационных технологий. Основной его особенностью является то, что внедрение в войска АСУВ – это комплексная задача, решение которой влечет за собой расширение рынка требуемых впоследствии услуг, а значит, дополнительные объемы финансовых средств, которые можно получить при осуществлении поставок изделий, интегрированных в АСУВ. Рост продаж финальной продукции - бронетехники, ракетно-артиллерийских систем - в ближайшем будущем будет зависеть от возможности их интеграции в АСУ, от возможностей технического обслуживания, обучения личного состава.

 

По оценкам экспертов, объем продаж на мировом рынке вооружений и военной техники в целом в 2007-2008гг. колебался в пределах 50-55 млрд. долларов США в год, а объемы продаж в новом, формируемом в последние пять лет, сегменте рынка АСУВ по прогнозам экспертов в ближайшие годы будут составлять ориентировочно 10-15% от общего объема продаж, что является достаточно солидным объемом – 5-5,5 млрд. долларов США.

 

Эта особенность и определяет тенденцию - стремление крупных корпораций занять в этом сегменте рынка доминирующее место. Ими накоплен значительный опыт в области создания и построения АСУВ. Их продукция в последнее время интенсивно продвигается на экспорт. Это подтверждают международные выставки вооружения и военной техники.

 

- Кто сегодня определяет ситуацию на рынке АСУВ?

 

- Доминируют Франция, США, Израиль, Турция. Активно предлагают свою продукцию Белоруссия и Украина.

 

Так, французскими, израильскими и турецкими компаниями произведено частичное оснащение фрагментами АСУВ частей и подразделений в ОАЭ, Индонезии, Грузии, Казахстане и других странах. Планируют создание АСУВ Индия, Марокко, Малайзия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Ливия, Йемен, Сирия, в том числе переоснащение формирований, вооруженных техникой российского производства.

 

Thales активно работает в ОАЭ, внедряя командно-штабные машины и терминальные информационные системы для танковой бригады «Леклерк». Аналогичные работы проводятся в Марокко и Саудовской Аравии.

 

Турецкая фирма «Аселсан» создала АСУВ ТЗ TASMUS, которую активно продвигает в Азербайджан, Казахстан, Малайзию, Индонезию. По сообщениям СМИ, велись переговоры МО Казахстана и Турции о запуске АСУ батальона для апробации его в СВ Казахстана.

 

Израильская фирма «ЭлбитСистем» создала АСУ батальонов и артиллерийских дивизионов в Грузии, а отдельных дивизионов в Казахстане.

 

Республика Корея проводит войсковые испытания АСУ мотопехотного батальона в Индонезии.

 

Украинская фирма «Телекарт-Прибор» создала АСУВ ТЗ, которую продвигает в страны Ближнего Востока, а отдельными ее элементами оснащены СВ Грузии.

 

- Как Россия представлена на этом рынке?

 

- Вопросам создания автоматизированных систем управления в тактическом звене за последние двадцать лет в России уделялось достаточно большое внимание. Однако работы носили несистемный характер, автоматизации подвергались лишь отдельные задачи и средства управления. Результаты работ были несовместимы друг с другом, что не позволило считать возможным осуществление поставок на экспорт системы как целого. К сожалению, АСУВ ТЗ российского производства в настоящее время не присутствует на рынке вооружения военной техники. Россия ограничивается поставками лишь комплектов автоматизированного управления огнем отдельных образцов РАВ и ПВО. Специалисты концерна понимают, что продвижение на рынок АСУВ – это не частная задача осуществления единовременных поставок единичных финальных образцов техники. Это комплексная задача обеспечения рынка сбыта для широкой номенклатуры изделий российского производства и услуг по их сопровождению и модернизации. Например, успешное продвижение концерна на рынок АСУВ ТЗ может явиться катализатором продаж продукции военного назначения многих предприятий ОПК России. В последнее время ситуация изменилась к лучшему. Существует система как целое, пригодная для продвижения на внешний рынок. В 2010 году в рамках Международного салона вооружения и военной техники, проходившего в г. Жуковский Московской области, нашим концерном впервые в истории России были представлены образцы интегрированных решений по созданию АСУВ. Это событие, кстати, не осталось незамеченным зарубежными СМИ.

 

- Что предлагает концерн «Созвездие» в данном направлении?

 

- Особенностью предложений по созданию АСУВ, которые концерн формирует в настоящее время для потенциальных заказчиков, является комплексность решений. Это позволит нам, один раз придя на рынок вооружений и военной техники в данной стране, последовательно расширять номенклатуру поставляемых изделий. Кроме того, внедрение АСУВ позволит проводить модернизацию уже существующих объектов вооружения российского производства наращиванием их функциональных возможностей за счет ввода элементов автоматизации управления. Мы предлагаем потенциальным заказчикам комплекс мероприятий по созданию АСУВ ТЗ. Первым этапом станет проведение ОКР, целью которой и является создание АСУВ. Основные задачи, решаемые в такой ОКР: разработка комплексов средств автоматизации (КСА) управления; разработка программных изделий; разработка на основе серийно выпускаемых комплексов, средств связи и коммутационного оборудования телекоммуникационной системы или, как ее еще называют, «системы связи с интеграцией услуг».Основной особенностью предлагаемого варианта выполнения ОКР является сокращение времени внедрения результатов ОКР в войска заказчика за счет применения в качестве составных частей технической основы серийно выпускаемых изделий, формирования комплекта поставки АСУВ, разработанной в ходе ОКР, учета оперативно-тактических особенностей применения систем управления оснащаемых подразделений, комплексной подготовки эксплуатирующего (технического) и оперативного состава параллельно с выполнением ОКР, непосредственного внедрения результатов ОКР в войска на территории заказчика.

 

- Если объективно оценивать интеллектуальную составляющую экспортно-ориентированной продукции концерна «Созвездие» в сегменте мирового рынка АСУВ – что можно сказать?

 

- Опыт, полученный специалистами концерна при создании АСУ войсками, показал, что информационная составляющая в современных финальных образцах военной техники может быть в пределах от 5 до 25% стоимости образца в целом, при тенденциях последующего роста до 30%. В целевом использовании финального образца вооружения и военной техники при осуществлении управления она играет первостепенную роль, и ее наличие как раз позволяет судить о сегменте рынка АСУВ ТЗ как о сегменте рынка высоких технологий. Замечу, только страны, обладающие интеллектуальным потенциалом специалистов, передовой промышленностью и высокими технологиями, могут конкурировать в этом сегменте. У нашего концерна есть все шансы занять достойное место на этом высокотехнологичном мировом рынке.

 

- Какие мероприятия проводятся концерном по продвижению продукции предприятий на экспорт?

 

- В этом направлении мы работаем совместно с ФГУП «Рособоронэкспорт». В настоящее время основными в номенклатуре производимой на экспорт продукции являются отдельные средства и комплексы: средства связи из состава комплекса Р-168-Е «Акведук» (носимые, возимые, портативные); КШМ тактического звена управления; комплексы телекодовой и речевой связи для комплексов ПВО; комплексы радиоэлектронного подавления. Концерном «Созвездие» развернут комплекс работ по подготовке к продвижению АСУВ на этот сегмент рынка. Их суть в реализации четырех базовых задач. Во-первых, должен продолжаться процесс интеграции предприятий - потенциальных поставщиков составных частей АСУВ ТЗ; это в интересах объединения усилий и исключения конкуренции между российскими предприятиями на внешнем рынке. Во-вторых, чрезвычайно важны маркетинговые мероприятия по продвижению российских решений по АСУВ в страны, являющиеся потенциальными заказчиками системы. В-третьих, необходимо информационное сопровождение, нам есть что сказать о нашей продукции, и мы должны рассказывать о ней инозаказчикам, в том числе на страницах зарубежных изданий. Четвертая задача связана с подготовкой, оформлением разрешительных документов по осуществлению поставок продукции специального назначения на экспорт.

 

- И все-таки, какие задачи, в первую очередь, надо решать, продвигая продукцию концерна на экспорт?

 

- На мой взгляд, прежде всего нужны маркетинговые исследования, результатом которых должно стать определение номенклатуры, потенциальных заказчиков и номенклатуры, потребной на внешнем рынке продукции. При этом надо учитывать специфику потребности потенциального заказчика, его ресурсные, временные и финансовые возможности.

 

Надо понимать, что сегодня не обойтись без информации и рекламы. Эта часть работы также должна быть ориентирована на потенциального заказчика, мы просто обязаны донести до него информацию о продукции в таком виде, в каком он хочет видеть финальные образцы изделий.

 

В складывающейся на мировом рынке ситуации с массовым предложением различных видов техники заказчику принять решение очень сложно. Мы просто обязаны учитывать эту особенность. Во-первых, для начала мы предлагаем создать опытный район, то есть «маленькую систему» для отработки заказчиком основных механизмов управления с применением АСУВ ТЗ. Во-вторых, предлагаем осуществить трансферт технологий на территорию заказчика – создать совместное с концерном предприятие для поддержания всего жизненного цикла изделий на территории заказчика. Обе задачи достаточно нетрадиционные и существенно отличаются от тех, которые решались нами по внешнеэкономической деятельности до настоящего времени. Они требуют специализированных знаний и навыков, расширения форм и способов ведения внешнеэкономической деятельности с учетом существующей нормативно-правовой базы и сложившейся на сегодняшний день организационной структуры взаимоотношений с государственными органами, отвечающими за ВТС.

 

Поэтому, повторюсь, первоочередными задачами продвижения продукции концерна на экспорт, в том числе и АСУВ ТЗ, на мой взгляд, являются следующие. 1).Проведение комплексных маркетинговых исследований по всей номенклатуре производимой концерном продукции.2).Разработка комплексного плана подготовки экспортных образцов изделий и разрешительных документов для осуществления их продажи за рубеж. Такой план должен определить стратегию внешнеэкономической деятельности концерна как минимум на пять лет, сформировать очередность изделий из широкой номенклатуры экспортно-ориентированной продукции концерна с учетом результатов маркетинговых исследований, сроки и порядок подготовки разрешительной документации, ответственных за ее разработку и ресурсное обеспечение работ. Здесь стоит отметить необходимость тесной консолидации усилий главных конструкторов изделий и специалистов по внешнеэкономической деятельности.3).Проведение информационно-рекламных мероприятий совместно с «Рособоронэкспортом» - это участие в международных выставках, создание буклетов, рекламных листовок и фильмов, распространение публикаций.4).Проработка юридических аспектов нетрадиционных на сегодняшний день для концерна направлений внешнеэкономической деятельности.

 

Квалифицированные специалисты, которые могут успешно решать эти задачи, в концерне имеются, причем во всех областях. Это специалисты наших крупных научно-технических подразделений, специалисты нашего московского представительства - НПО «Созвездие». Отдельно отмечаю активную творческую позицию в продвижении продукции концерна на экспорт советника генерального конструктора Виталия Ивановича Иванова и заместителя генерального директора Сергея Васильевича Ионова. Большой груз ответственности возложен на коллектив специалистов внешне-торговой фирмы. От их квалификации, от их усилий, инициативности, оперативности и объективности во многом зависят наши результаты по продвижению продукции концерна на экспорт и успешному достижению цели выхода концерна на мировой рынок АСУВ.

 

В общем, в ближайший год всем нам предстоит очень большая и очень серьезная работа, которую надо делать, не откладывая «на завтра».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: