Латинская Америка в постбиполярной системе международных отношений. Перспективы интеграционных процессов в регионе.




Билет 11

Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика СССР во второй половине 1980-х годов.

В феврале-марте

1986 года в Москве состоялся XXVII съезд КПСС. В его решениях содержались новые оценки международной обстановки:

- неприемлемость ядерной войны как средства решения международных споров

- тезис об одинаковой безопасности – предложение Западу отказаться от попыток добиться силового превосходства над СССР, обещание со своей стороны тоже не стремиться к превосходству над Западом.

- впервые дана позитивная оценка Китая и провозглашена линия на улучшение советско-китайских отношений

Отталкиваясь от решений съезда, Горбачев и его сотрудники в последующие годы разработали концепцию «нового политического мышления». В развернутом виде ее положения были представлены в речи Михаила Сергеевича на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 8 декабря 1988 года. Содержание этой концепции определяется двумя принципиальными положениями:

- приоритет общечеловеческих ценностей. СССР отказывался от тезиса о том, что в международной политике главенствуют классовые ценности и интересы классовой борьбы во всемирном масштабе. По сути, это был призыв к деидеологизации международных отношений, разрыв с традицией политического и силового противопоставления Востока и Запада.

- выживание человечества. В центр международных отношений помещалась проблема обеспечения мира и избежания мировой ядерной войны.

Изменения во внешней политике Москвы позволили вывести из тупика общеевропейский процесс, в котором тот находился с 1983 года. По существу бездействовавшая со дня открытия в январе 1984 года Стокгольмская конференция ОБСЕ по мерам доверия в Европе после смены руководства в СССР завершилась в сентябре 1986 года подписанием итогового документа. Он содержал описание мер доверия для уменьшения военной опасности и угрозы возникновения случайных конфликтов.

В октябре в Вене начала работу очередная встреча СБСЕ. Встреча должна была сосредоточиться на «человеческом измерении» общеевропейского процесса. В повестке дня главное место должны были занять правозащитные вопросы – наиболее болезненные для СССР. Ключевым для дискуссий в Вене был вопрос о приведении внутреннего законодательства и политической практики всех стран-участниц СБСЕ в соответствие с международными нормами. Признание этого принципа СССР в качестве правовой нормы автоматически означало бы необходимость радикальных изменений в общественном строе СССР, демократизации политической системы.

К сентябрю 1987 года удалось достигнуть принципиальной договоренности между СССР и США о сокращении ракет средней дальности в Европе. В основу был положен принцип «глобального ноля», по которому все ракеты обеих сторон не просто выводились за пределы Европы, а уничтожались в течение трех лет. 7 декабря 1987 года был подписан договор РСМД.

Особо остро стояла проблема афганского урегулирования. После фактического провала начинаний нового президента Афганистана М.Наджиба по уменьшению радикализма правления, СССР начинает тайные переговоры с США и Пакистаном (он открыто поддерживал антиправительственную оппозицию). В результате 14 апреля 1988 года в Женеве было принято 5 документов: первые два подписали Афганистан и Пакистан – это об отказе от интервенции, невмешательстве и о добровольном возвращении беженцев. 3 и 4 документами стали советско-американские соглашения, по которым СССР соглашался вывести свои войска, а США обязались не вмешиваться во внутренние дела Афганистана после вывода оттуда советских войск. К 14 февраля 1989 года вывод войск завершился.

В январе 1989 года завершилась Венская встреча СБСЕ. Одобрив ее итоговый документ, СССР впервые признал приоритетность международного права по отношению к внутреннему законодательству. Именно это дало толчок к легализации националистической оппозиции в республиках, которая теперь стала апеллировать непосредственно к международным правовым актам.

Латинская Америка в постбиполярной системе международных отношений. Перспективы интеграционных процессов в регионе.

Ослабление междунар. напряженности и экономизация МО во 2/2 80-х гг. способствовало активизации хоз. сотр-ва и в Лат. Америке. Наиболее перспективная региональн. группировка созданный в 1991 МЕРКОСУР – в его рамках эк., поли. и культ. Сотр-тво. В 1994 соглашение, подтверждавшее задачу создания ЗСТ и ее преобразования в тамож. союз. После его вступления в силу участники договорились об отмене сохранявшихся тарифных барьеров и введении единого тарифа для 85% единиц товарной номенклатуры в торговле с 3-ми странами. Правительство Бразилии, 1 из наиболее активных участниц блока, выступало за слияние латиноам. Интеграц. группировок в единую «Южноам. ЗСТ».

Еще в 1994 Венесуэла и Колумбия подписали соглашение с Мексикой о создании «группы 3» - собственной ЗСТ к 2005 году, хотя Мексика уже была членом НАФТА. При этом эти две страны тяготели к МЕРКОСУР. Мексика могла бы стать связующим звеном.

ЦАИС – Центральноамериканская интеграционная система – ЗСТ в ЦА. В 1991 Гватемала, Сальвадор, Никарагуа, Гондурас, Коста-Рика и Панама подписали это соглашение. В 1998 соглашение о слиянии МЕРКОСУР и ЦАИС.

К сотрудничеству с МЕРКОСУР прибавились и Карибские Г, объединенные в КАРИКОМ – Карибское сообщество в составе 15 (1973).

Эк. сближение между латиноам. странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграц.е процессы в Зап. полушарии. Идея, высказанная Бушем-ст. в конце 80-х гг. об эк. интеграции всего Зап. полушария снова оказалась достойной внимания. В 1994 и 1998 гг. 2 встречи в Майами и Сантьяго, где обсуждались эти?.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: