Государственная и этническая идентичности




язык этнический фольклор нравственный

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что «мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка». Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Особое место в жизни человека занимают этнические и семейные ценности. Существует определенная базовая система ценностей, характеризующая нацию и определяемая общностью исторической судьбы, географическим пространством обитания, преимущественным характером хозяйственной деятельности и многими другими факторами.

Сущность любого деления групп состоит в различиях между ними. Разговор о любой национальной специфике может возникнуть только тогда, когда мы начинаем сравнивать как минимум два народа, две разные культуры. И лишь то, что при этом сравнении не совпадает — в языке, поведении, быте, искусстве — и является национальной спецификой.

Этнический облик каждого народа неповторим. Существует много мифов о различиях в способностях и темпераменте этнических и расовых групп и социальных классов. В действительности, однако, нет оснований считать, что предполагаемые различия включают в себя что-либо сверх культурных и исторических различий.

Все народы равны. Но «равны» не значит «одинаковы». Возможно, главная ценность разделения человечества на этносы и состоит в том, что их культуры различны. Благодаря этому мир - многоцветная палитра, пестрая мозаика, состоящая из различных красочных элементов этнических культур. Можно ли представить унифицированно безнациональный мир? Тогда его «культурная карта» была бы одноцветна и скучна.

Но как же определить принадлежность человека к тому или иному этносу? Человека, прежде всего, следует относить к той этнической группе, с которой он сам себя отождествляет. Таким образом,основной признак принадлежности к этносу субъективен - этническое самосознаниекак ощущение себя членом определенного.

А как же определяется национальность человека? Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству. Исходя из этого, под национальностью понимается исторически сложившаяся общность людей, имеющих свои отличия друг от друга. В определении слова «национальный», это понятие сравнивается с понятием «государственный». Так ли это?

На самом деле национальность не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился. Это обстоятельство ничем не отзывается в будущем, кроме записи в графе «Место рождения».

Между тем, в большинстве случаев, ребенок, рожденный в одной местности, принадлежит к коренной национальности этой местности. Это обуславливается соотношением титульной и нетитульной народностей, т.к. родители этого ребенка, скорее всего, принадлежат к титульной. Так, дети северных народов России принадлежат к коренной национальности, потому что она там преобладает (эвенки, кето).

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Возьмем далекий от России пример чистокровной бразильской семьи. Ребенок в этой семье никогда не сможет стать американцем по национальности. Следовательно, национальность определяется в большинстве своем смешением кровей, а не влиянием окружающего мира. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность - раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности нельзя стесняться и считать её недостатком.

Как же, исходя из этих утверждений, определить свою национальность? Я родилась в городе Козловка Чувашской Республики, моя мама – русская, а отец – чуваш. К какой национальности я должна себя отнести?

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека - кем он себя считает, если имеет «разных» родителей.

Я считаю себя русской по национальности, для меня российская идентичность более значима, чем этническая.

Вопрос идентичности в настоящее время является достаточно острым в российской политической действительности. Под идентичностью понимается ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив, национальность, раса, языковая группа, партия и т.п) или культурой, традицией, идеологией (религиозная вера, местоположение, общественное движение и т.п). Одни из самых значимых идентичностей – это гражданская идентичность (связь со страной, большой и малой родиной), которую часто называют патриотизмом или национальной идентичностью, и это этническая (на более привычном языке – национальная) идентичность или принадлежность). Последняя означает связь со своей этнической общностью, культурой и языком.

В чем же для меня выражается российская идентичность? Прежде всего – в осознании принадлежности к российской нации. Одним из значимых моментов этногосударственной идентификации для меня наряду с территорией, местом рождения, природой и родным языком является история нашей страны, прошлое русского народа.

Делая вывод над всем вышесказанным, необходимо отметить, что какова бы не была важность национальности и этнической принадлежности, это не является причиной для конфликтов. Главное в человеке не национальность, а его моральные и человеческие качества личности. Национальность, наоборот, может служить поводом для дружбы и общения, а не становиться камнем преткновения.

Наиболее перспективным для современного мира, в том числе и для России, является подход, который видит этнокультурное многообразие как многообразие форм человеческой идентификации, включая существование культурной сложности на уровне индивида и на уровне коллектива. Другими словами, существуют и должны быть признаны наукой и государственной процедурой социо-культурная общность российский народ или россияне, чья этническая идентичность может определяться, в том числе и сложными словами: русский помор, украинец-русский, татаро-башкирин и т.п. Безусловным является и то, что два типа групповой идентичности (по культуре и по гражданско-политическому сообществу) также сосуществуют и не являются взаимоисключающими, т.е. русский и россиянин, татарин и россиянин, чеченец и россиянин и т.п. - это абсолютная норма, как бы не старались этнонационалисты подвергнуть сомнению российскую идентичность, выраженную в слове россиянин.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: