Задания для самостоятельной проверки




 

1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Предмет исследования в практике психодинамического направления:

1) личностные защиты;

2) проблемы в сфере сексуальности;

3) детско-родительские отношения в раннем детстве;

4) бессознательные содержания психики.

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Бессознательное есть:

1) содержание психической жизни, о наличии которой человек ничего не подозревает в данный момент, но может осознать при целенаправленном усилии;

2) забытое содержание психической жизни;

3) все вытесненное болезненное содержание, могущее вновь стать сознательным только при определенных условиях.

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Инстанция «Эго» есть:

1) подструктура душевной жизни, несущая на себе функцию приспособления к внешнему миру;

2) подструктура личности, выполняющая функцию согласования между собой требования реальности, «Оно» и «Сверх-Я»;

3) побудитель «Оно» к действию в определенных условиях;

4) социально ориентированная часть «Оно»;

5) все ответы верны.

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. «Cверх-Я» - это:

1) высшая инстанция в структуре душевной жизни, формируемая в результате усвоения социальных норм и эталонов, выполняющая контролирующую роль;

2) подструктура личности, являющаяся бессознательным регулятором поведения;

3) моральные нормы, определяющие поведение человека;

4) все ответы верны.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Смещение - это:

1) один из механизмов искажения бессознательных мыслей и желаний в других явных формах психической жизни, заключающийся в перенесении акцента с главного на второстепенное;

2) один из неосознаваемых механизмов слияния различных представлений в одно составное;

3) один из бессознательных механизмов, заключающийся в перегруппировке и связывании элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое;

4) все ответы верны.

6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Термин «перенос» обозначает:

1) эмоционально теплые отношения между клиентом и психотерапевтом;

2) доверие и открытость клиента по отношению к психотерапевту;

3) специфические отношения между клиентом и психотерапевтом, основанные на проекции;

4) партнерские отношения между пациентом и психотерапевтом.

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. В рамках какого психотерапевтического направления используются следующие техники: «анализ переноса», «интерпретация», «метод свободных ассоциаций»:

1) психодинамического;

2) поведенческого;

3) когнитивного;

4) гештальт-терапии.

8. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Усилия Эго по предохранению от тревоги относятся к:

1) психодинамике;

2) эго-идеалам;

3) защитным механизмам;

4) моральной сфере.

9. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Почему, с точки зрения психодинамической концепции, причины неадекватного поведения подростка и взрослого человека следует искать в раннем детстве?

1) слабое детское Эго бессознательно подавляет неудовлетворяемые инстинктивные импульсы, поскольку оно не может справиться с источниками тревоги, возникающей при объектных отношениях с родителями;

2) неопытное детское Эго легко усваивает дезадаптивные модели поведения, демонстрируемые взрослыми;

3) слабое детское Эго не может осуществить адекватную когнитивную переработку противоречивой информации о мире;

4) все ответы верны.

10. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Главное в психодинамической модели консультирования – это:

1) развитие у клиента способности к самопознанию;

2) развитие в системе партнерских отношений психолога и клиента;

3) вскрытие и изучение конфликтов раннего детства;

4) изменение поведения в процессе проработки проблемы.

11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям, называется:

1) регрессия;

2) сублимация;

3) проекция;

4) вытеснение.

12. Определите вид психологической защиты: Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на собеседование, сулящее ему работу, но забывает туда явиться:

1) рационализация;

2) проекция;

3) сублимация;

4) вытеснение.

13. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Материалом для психоанализа, по З. Фрейду, может служить все перечисленное, за исключением:

1) свободных ассоциаций;

2) реакций переноса;

3) состояния транса;

4) сопротивления;

5) сновидения.

14. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Катарсис, принятие чувств, доверие к себе больше, чем к другому, новый эмоциональный опыт – это основной механизм воздействия в практике:

1) психоанализа, логотерапии;

2) гипноза, рациональной психотерапии;

3) бихевиоризма;

4) гуманистической психотерапии, гештальт-терапии.

15. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них, называется:

1) инсайт;

2) сублимация;

3) катарсис;

4) амбивалентность.

16. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Тип защиты, при котором травматические переживания отступают на более раннюю стадию развития:

1 ) регрессия,

2) проекция;

3) вытеснение.

17. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Защитный механизм, целенаправленная попытка человека объяснить и оправдать какие-либо свои действия:

1) проекция;

2) рационализация;

3) вытеснение.

18. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Проекция клиентом прошлых или настоящих установок или желаний на консультанта:

1) ретрофлексия;

2) перенос;

3) контрперенос.

19. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Проекция эмоциональной реакции консультанта или особенностей его поведения на клиента:

1) ретрофлексия;

2) перенос;

3) контрперенос.

20. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Приписывание собственных, не принимаемых чувств и желаний другим людям или предметам:

1) рационализация;

2) проекция;

3) ретрофлексия.

 

Ключ:

№ вопроса                                        
вариант ответа                                        

 

Рекомендуемая литература

 

1. Алейникова Т.В. Психоанализ: учебное пособие /
Т.В. Алейникова. – Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 352 с.

2. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. – Воронеж: МОДЭК, 1994. – 491 с.

3. Лейбин В.М. Психоанализ: учебник / В.М. Лейбин. – СПб.: Питер, 2002. – 576 с.

4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы /
А. Фрейд. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.

5. Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2015. – 512 с.

6. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.

 

 


2.2 МЕТОДЫИ ПРИЕМЫПСИХОСИНТЕЗА

Психосинтез является одним из направлений трансперсональной психологии. Развитие психосинтеза связано с исследованиями итальянского ученого, психиатра Роберто Ассаджиоли. Р. Ассаджиоли утверждал, что препятствием для полноценного развития и здоровья личности является разобщенность и противоречие различных элементов психики, приводящее к утрате человеком внутренней ясности, устойчивости, ощущению бессмысленности жизни.

Жизненные ситуации актуализируют у человека определенные потребности, переживания и требуют реализации определенных способностей и действий. Осознает человек или нет, осуществляется активность с позиции определенной роли и образа себя. Образуется некая функциональная целостность, получившая название «субличность». Субличность – популярная в психологии метафора, обозначающая некое системное объединение желаний, личностных особенностей, психического состояния, роли, образа Я в целостность. В отличие от собственно личности, субличность соответствует требованиям ситуации, фактически она обеспечивает адаптивные возможности человека. Пространство личности объединяет множество субличностей, каждая имеет свои движущие мотивы. Проблемы начинаются, когда доминирующая субличность не соответствует ситуации и в случае конфликта субличностей. Протекает эта борьба бессознательно и переживается человеком состоянием сомнения, нерешительности, тревоги, чувством отсутствия контроля («не хотел делать, но сделал» или, напротив – «хочу, но не делаю»). Когда же они интегрированы, это увеличивает ресурсы жизнедеятельности человека, ощущение силы и смысловой наполненности. Однако процесс интеграции структур психики часто заблокирован. Связано это с тем, что человек представляет себя неделимым, целостным существом, идентифицируясь с определенным образом и отвергая все, что ему не соответствует.

Р. Ассаджиоли разработал систему методов и приемов для выявления и объединения психических структур и назвал этот процесс «психосинтезом». Метод, используемый на начальном этапе терапевтического процесса, – метод де-идентификации (растождествления). Человек живет в мире соответственно тому, как он себя в этом мире представляет. Это восприятие определяется отождествлением себя с собственным поступком (убежал – трус, прошел по карнизу – храбрец), чувством (испытываю жалость – слабак), даже телесным состоянием (физическая слабость – никудышный) и др. То, с чем человек себя отождествляет, – властвует над ним. Отождествляя себя с той или иной субличностью, человек полагает, что он есть только она и ничто другое. Определяемая субличностью форма поведения становится для человека единственно возможной, отношение к миру кажется единственно верным и порождает нетерпимость, в том числе и к собственным, не соответствующим чувствам. Растождествление является средством расширения границ самосознания.

Когда субличность выявлена, у клиента появляется возможность разделиться с ней, заняв позицию наблюдателя со стороны. Это, собственно, и есть растождествление (де-идентификация). Осознание игнорируемых субличностей дает возможность восстановить ясность картины внутреннего мира. Процесс сопровождается ощущением контроля и освобождения от принудительности.

Однако задача не просто в том, чтобы множить субличности, но достигнуть их интеграции, целостности Я. С этой целью применяется метод работы с субличностями [47]. Важно осознать, что каждая субличность выражает определенные способности, возможности жизнеосуществления. Отвергая, подавляя субличность, человек ограничивает свои жизненные ресурсы. В процессе осознания противоположные субличности меняются, взаимообогащаются, сливаются в единое новое качество. Когда происходит синтез, возникает новая сущность, представляющая нечто большее, нежели сумму исходных элементов. Достигнуть интеграции помогает один из ведущих методов в психосинтезе – метод направленного воображения. Метод позволяет не просто осознать наличие некоей субличности, но в процессе построения ее образа прочувствовать и осознать потребности, переживания, жизненные необходимости и ограничения в функционировании данной стороны личности. Кроме того, в воображении организуется процесс встречи и взаимодействия субличностей, позволяющий восстановить свободу идентификации человека с определенными содержаниями собственной психики и поддержать де-идентификацию с другими.

Конечная задача терапевтического процесса – усиление единого целостного Я, свободы отождествления – растождествления по собственному выбору, гибкости, свободы в принятии решений и ответственности в выборе. Собственно психосинтез, по мнению Р. Ассаджиоли, начинается после осознания клиентом идеального образа в себе, как центра, вокруг которого необходимо строить новую, внутренне согласованную личность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: