Практическое занятие №2.




Вариант 1

Практическое занятие №2.

Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Цель работы: выполнятьлингвостилистический анализ

Задание 1. Прочитайте текст ивыполните задания 1-7, записывая ответы.

(1) Какрождаетсязамысел?

(2) Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. (3) Сравнение вносит иногда изумительную ясность в самые сложные вещи.

(4) АстрономаДжинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли.

(5) - Представьте, - ответил Джинс, - исполинскую гору, хотя бы Эльбрус, на Кавказе. (6) И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. (7) Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля.

(8) Сравнение, которое дало бы понять возникновение замысла, гораздо проще.

(9) Замысел — это молния. (10) Много дней накапливается над землей электричество. (11) Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.

(12) Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

(13) Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (14) Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. (15) Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.

(16) Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.

(17) Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих.

(18) Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.

(19) Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. (20) Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.

(21) Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. (22) Это стройные потоки образов и слов. (23) Это книга. /К. Паустовский/

  1. Определите стиль текста.
  2. Определите тип речи.
  3. Укажите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
  4. Каким стилистическим приёмом пользуется К. Паустовский, объясняя рождение замысла?
  5. Какое свойство молнии позволило К. Паустовскому сравнить ее с замыслом?
  6. В 4-м абзаце найдите контекстуальные антонимы.
  7. Укажите способ связи между (10) и (11) предложениями.

Задание 2. Составьте и запишите телефонный разговор, который может состояться у вас с возможным адресатом: родителями, сестрой или братом.

Задание 3. Выпишите из любого толкового словаря русского языка не менее 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. и столько же слов и выражений с пометой прост. Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными средствами языка.

Вариант 2

Практическое занятие №2.

Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Цель работы: выполнятьлингвостилистический анализ

Задание1. Прочитайте текст и выполните задания 1-7, записывая ответы.

(1) Вы знаете, когда грустно настроенный человек остается один на один с морем или вообще с ландшафтом, который кажется ему грандиозным, то почему-то к его грусти всегда примешивается уверенность, что он проживет и погибнет в безвестности, и он рефлективно хватается за карандаш и спешит записать, на чем попало свое имя. (2) Потому-то, вероятно, все одинокие укромные уголки, вроде моей беседки, всегда бывают испачканы карандашами и изрезаны перочинными ножами.

(3) Я грустил и немножко скучал. (4) Скука, тишина и мурлыканье волн мало-помалу навели на меня то самое мышление, о котором мы только что говорили. (5) Мне было тогда не больше двадцати шести лет, но я уже отлично знал, что жизнь бесцельна и не имеет смысла, что все обман и иллюзия, что никто на этом свете ни прав, ни виноват, что все вздор и чепуха... (6) Я жил и как будто делал этим одолжение неведомой силе, заставляющей меня жить. (7) Несомненно, что я был односторонен, узок, но мне казалось, что мой мыслительный горизонт не имеет ни начала, ни конца и что мысль моя широка, как море.

(8) Когда я сидел в беседке, то по аллее чинно прогуливались греческие дети с длинными носами. (9) Я, оглянувшись на них, стал думать в таком роде: "К чему, спрашивается, родятся и живут вот эти самые дети? (10) Есть ли хоть какой-нибудь смысл в их существовании? (11) Вырастут, сами не зная для чего, проживут в этой глуши без всякой надобности и помрут…"

/А. Чехов/

  1. Определите стиль текста.
  2. Определите тип речи.
  3. Укажите тип связи между первым и вторым предложениями.
  4. Во втором абзаце найдите предложение, в котором используется прием синтаксического параллелизма.
  5. Из четвертого предложения выпишите метафору.
  6. Из седьмого предложения выпишите сравнение.
  7. Использует ли автор в тексте прием антитезы?

 

Задание 2. Составьте и запишите телефонный разговор, который может состояться у вас с возможным адресатом: другом, старшими родственниками.

Задание 3. Запишите 10—15 специальных слов, употребляемых в профессии ваших родителей, сгруппируйте эти слова по темам.

 

Вариант 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: