Практическое занятие №2.





Вариант 1

Практическое занятие №2.

Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Цель работы:выполнятьлингвостилистический анализ

Задание 1.Прочитайте текст ивыполните задания 1-7, записывая ответы.

(1)Какрождаетсязамысел?

(2)Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. (3)Сравнение вносит иногда изумительную ясность в самые сложные вещи.

(4)АстрономаДжинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли.

(5)- Представьте, - ответил Джинс, - исполинскую гору, хотя бы Эльбрус, на Кавказе. (6)И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. (7)Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля.

(8)Сравнение, которое дало бы понять возникновение замысла, гораздо проще.

(9)Замысел — это молния. (10)Много дней накапливается над землей электричество. (11)Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.

(12)Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

(13)Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (14)Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда.(15)Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.

(16)Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.

(17)Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих.

(18)Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.

(19)Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. (20)Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.

(21)Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. (22)Это стройные потоки образов и слов. (23)Это книга./К. Паустовский/

  1. Определите стиль текста.
  2. Определите тип речи.
  3. Укажите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
  4. Каким стилистическим приёмом пользуется К. Паустовский, объясняя рождение замысла?
  5. Какое свойство молнии позволило К. Паустовскому сравнить ее с замыслом?
  6. В 4-м абзаце найдите контекстуальные антонимы.
  7. Укажите способ связи между (10) и (11) предложениями.

Задание 2.Составьте и запишите телефонный разговор, который может состояться у вас с возможным адресатом: родителями, сестрой или братом.

Задание 3. Выпишите из любого толкового словаря русского языка не менее 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. и столько же слов и выражений с пометой прост. Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными средствами языка.

Вариант 2

Практическое занятие №2.

Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Цель работы:выполнятьлингвостилистический анализ

Задание1.Прочитайте текст и выполните задания 1-7, записывая ответы.

(1)Вы знаете, когда грустно настроенный человек остается один на один с морем или вообще с ландшафтом, который кажется ему грандиозным, то почему-то к его грусти всегда примешивается уверенность, что он проживет и погибнет в безвестности, и он рефлективно хватается за карандаш и спешит записать, на чем попало свое имя. (2)Потому-то, вероятно, все одинокие укромные уголки, вроде моей беседки, всегда бывают испачканы карандашами и изрезаны перочинными ножами.

(3)Я грустил и немножко скучал.(4)Скука, тишина и мурлыканье волн мало-помалу навели на меня то самое мышление, о котором мы только что говорили.(5)Мне было тогда не больше двадцати шести лет, но я уже отлично знал, что жизнь бесцельна и не имеет смысла, что все обман и иллюзия, что никто на этом свете ни прав, ни виноват, что все вздор и чепуха...(6)Я жил и как будто делал этим одолжение неведомой силе, заставляющей меня жить. (7)Несомненно, что я был односторонен, узок, но мне казалось, что мой мыслительный горизонт не имеет ни начала, ни конца и что мысль моя широка, как море.

(8)Когда я сидел в беседке, то по аллее чинно прогуливались греческие дети с длинными носами. (9)Я, оглянувшись на них, стал думать в таком роде: "К чему, спрашивается, родятся и живут вот эти самые дети? (10)Есть ли хоть какой-нибудь смысл в их существовании? (11)Вырастут, сами не зная для чего, проживут в этой глуши без всякой надобности и помрут…"

/А. Чехов/

  1. Определите стиль текста.
  2. Определите тип речи.
  3. Укажите тип связи между первым и вторым предложениями.
  4. Во втором абзаце найдите предложение, в котором используется прием синтаксического параллелизма.
  5. Из четвертого предложения выпишите метафору.
  6. Из седьмого предложения выпишите сравнение.
  7. Использует ли автор в тексте прием антитезы?

 

Задание 2.Составьте и запишите телефонный разговор, который может состояться у вас с возможным адресатом: другом, старшими родственниками.

Задание 3. Запишите 10—15 специальных слов, употребляемых в профессии ваших родителей, сгруппируйте эти слова по темам.

 

Вариант 3





Читайте также:
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.