имеющих врожденную расщелину губы и неба




Особенности обследования и коррекции речи детей 2—3 лет,

(по Т. Ю. Деруновой Е. В. Лавровой)

У детей с врожденной расщелиной губы, твердого и мягкого неба наблюдается сложный комплекс анатомиче­ских и функциональных нарушений со стороны жизненно важных систем, требующих коррекции сразу после рождения ребенка.

Еще в условиях родильного дома по возможности обес­печиваются безотлагательные меры по разобщению полости рта с полостью носа при помощи специальных аппара­тов, что оптимизирует условия для вскармливания и выхаживания ребенка.

Особое внимание в период первых двух лет жизни уде­ляется вопросам психофизиологического стимулирова­ния, в том числе речевой функции.

В период с 2 — до 3-х лет проводится первое обследова­ние ребенка, задачей которого является определение уровня речевого развития, наличия и степени нарушения функций: дыхания, слуха, речи, памяти, внимания, мыш­ления, а также — выявление особенностей поведения, со­стояния эмоциональных и двигательных реакций.

Маленькие дети часто бывают очень напуганы посеще­нием больницы и в кабинете логопеда ведут себя скованно, отказываясь отвечать на вопросы или давая негативные ре­акции в виде плача, крика. Очень редко удается установить контакт с ними с первого раза. Поэтому процессу обследо­вания обычно отводится несколько посещений. Первое посещение логопеда носит ориентировочно-ознакомите­льный характер, собираются анамнестические данные. В ходе беседы логопед периодически обращается к малы­шу, показывая ему игрушки, картинки и пытаясь вызвать у него любые речевые реакции. Главная задача — дать воз­можность маленькому ребенку адаптироваться к незнако­мой обстановке, снять напряжение, страх.

В ходе второго посещения используется организация игровой обстановки и предлагаются игрушки, которыми малыш может манипулировать самостоятельно. Родителей расспрашивают об особенностях развития и поведения ре­бенка в семье. Ребенок в это время обычно начинает пере­бирать игрушки, показывать их, используя доступные ему средства общения. Во время беседы логопед внимательно следит за действиями играющего, отмечая, какими знако­выми символами пользуется ребенок: отдельными звуками слогами, звукоподражаниями, жестом, мимикой или словом, фразой. Выясняется, какие средства выразительности проявляются в его речевых: реакциях: радость, удивление, огорчение, также фиксируется характер общего звучания речи, проявлений назальности, охриплости, силы голоса, темпа речевых высказываний и соблюдения ритмического рисунка. Это создает возможность постепенно вовлечь ребенка в разговор и определить уровень импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование речевых возможностей в таких случаях бывает коротким и состоит из ряда вопросов, относящихся к игрушкам и игровым действиям, которые ребенок совершает или показывает и на которые он может ответить по мере его способности и желания.

Если ребенок использует при общении жестовые знаки или лепетные формы, акцент при обследовании делается на изучение импрессивной стороны. Малыша просят найти и показать предметы, игрушки, животных, части тела и лица выполнить ряд действий (посадить куклу на стул, поставить пирамидку в шкаф, дать книгу маме и т. д.). Обращается внимание, насколько точно он выполняет инструкцию, на чьи указания реагирует лучше — логопеда или родных, как долго способен удерживать внимание и сохранять интерес к заданиям, а также на проявления чрезмерной подвижности или заторможенности. Это помогает выбрать наиболее оп­тимальный способ общения с ним и планировать соответст­вующие его индивидуальным особенностям приемы работы в дальнейшем.

Иногда, чтобы установить хороший контакт с ребенком и составить более полное представление о его речевых возмож­ностях, необходимо провести от 3-х до 5-ти встреч-наблюде­ний. Только в этом случае можно достаточно объективно проанализировать и обобщить результаты исследований.

В ряде случаев помимо общих данных о состоянии речи можно выявить особенности звукопроизношения Составить полное впечатление о качестве имеющихся звуков достаточно сложно, так как почти у всех детей этого возраста не проводилась уранопластика, а у неко­торых — и хейлопластика.

Практика показывает, что обследование состояния ка­чества звуков целесообразно проводить как с ортопедиче­ским аппаратом, так и без него. Сравнивая оба результата, обычно обнаруживаются различия, касающиеся всех звуков или только определенных групп. В этом случае лист для за­писи результатов обследования делится на две части, при этом на одной половине фиксируются результаты произно­шения звуков без аппарата, а на второй — с аппаратом.

Кроме того, независимо от факта проведения уранопластики, отдельно констатируется состояние гласных звуков, так как они являются наиболее уязвимыми для утечки воздуха через нос при произношении и представляют собой основу для последующей работы по снятию фона назальности в речи.

В индивидуальную карту могут быть внесены следую­щие записи:

1 Звукопроизношение с аппаратом и без него — существенных различий не наблюдается.

2 Звукопроизношение с аппаратом несколько хуже, чем без него. Гласные «А», «О» без аппарата звучат четче, с мень­шим назальным фоном. Состояние согласных одинаково.

3 Звукопроизношение с аппаратом значительно луч­ше. Гласные звучат без носового оттенка, состав согласных в количественном и качественном отношении превосхо­дит состояние произношения звуков без пластинки.

На последнем этапе обследования, когда установлен контакт с малышом, проводится осмотр строения артикуляционного аппарата и обследование его функций. При осмотре губ обращается внимание на их форму и величину, а если ребенок после хейлопластики — на размер и харак­тер рубцов. Изучается также возможность совершения артикуляторных движений (вытянуть губы в «трубочку», растянуть в улыбку) и длительность удержания артикуляци­онной позы.

Если хейлопластика не произведена, отмечается вид незаращений (одно- или двустороннее) и возможность ис­пользования фрагментов губы для произношения губных» губно-зубных звуков.

При осмотре формы носа выявляется наличие асим­метрии, уплощения крыльев носа.

При обследовании полости рта фиксируется наличие или отсутствие зубов, строение зубного ряда, характер рас­щелины, степень выраженности укорочения мягкого неба, возможность сокращения и отклонения его фрагментов.

Особое внимание уделяется языку, его величине, позе в состоянии относительного покоя (оттянут кзади, припод­нят вверх — весь, спинкой или кончиком, смещен в сторо­ну, лежит внизу, около нижних зубов), состоянию уздечки. возможности совершения действий (вытянуть кончик языка вперед, поднять вверх, переставлять из стороны в сторону, удерживать расслабленным на нижней губе).

Более сложные задания дети младшего дошкольного возраста обычно выполнить не могут и при увеличении требований дают негативную реакцию. То же самое возникает при попытках добиться улучшения качества при выполнении упражнений, поэтому следует поощрять малыша за любую попытку совершения действий.

Если ребенок способен выполнять инструкцию, фиксировать внимание на 3—5 минут и осуществлять произвольные виды деятельности в течение этого времени, с ним начинается подготовка к проведению коррекционной работы. Возрастные рамки начала занятий могут колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей детей от 3-4-х месяцев до 3 или 4-х лет.

В зависимости от имеющихся результатов обследова­ния ставятся конкретные задачи устранения речевых нару­шений. При грубых проявлениях задержки речевого или психического развития, ребенок отправляется на консуль­тацию невропатолога или психиатра, а при выраженных нарушениях слуха — к отоларингологу и сурдологу. Затем подбирается ряд специальных заданий на стимулирование развития соответствующих функций. Для неговорящих де­тей используется прием вызова лепетных реакций с помо­щью звукоподражания. Тем, у кого маленький объем сло­варя, предлагаются задания, направленные на обогащение и уточнение словарного запаса, на использование в само­стоятельной речи фразовых оборотов. Плохослышащих детей учат дифференцировать неречевые звуки, силу и ха­рактер звучания, постепенно подводя к умению вслушива­ться в звуки речи.

Параллельно детей подводят к самому сложному и не­обходимому для них виду работы — формированию прави­льного звукопроизношения.

В этом возрасте редко встречаются пациенты с уже вы­полненной операцией уранопластики, поэтому задания под­бираются с учетом артикуляционных возможностей ребенка. Частая смена видов деятельности, небольшие по величине и времени задания, помогают сохранить работоспособность младшего дошкольника на 10— 15, а иногда на 20 минут.

Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Детям 2—3 лет трудно освоить весь комплекс упражнений, рассчитанных на ребят 5—6 лет. Поэтому выбираются самые простые задания с постепенным улучшением качества их выполнения и подготовки ребенка к выполнению более сложных заданий. Стандартная артикуляционная гимнастика может быть разделена на 2—3 этапа, в которых упражнения группируются по степени сложности, концентрации усилий, внимания, умения регулировать деятельность своих органов артикуляции.

Первый этап

«Окошко» — широко раскрывать рот, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Лопатка» — открыть рот, положить язык на нижнюю губу, держать мягким и расслабленным без движения.

«Заборчик» — сжать зубы, растянуть губы в улыбке обнажив верхний и нижний ряд зубов.

«Трубочка» — из положения «заборчик» вытянуть губы вперед, плотно сомкнув их. Чередовать с упражнением «заборчик» в медленном темпе.

«Мостик» — поставить кончик языка за нижние зубы, серединку языка сильно выгнуть вперед.

Второй этап

«Блинчик» — сделать «окошко» с «лопаткой», затем пе­ревести язык за нижние зубы. Одерживать в этом положе­нии мягким и расслабленным.

«Змейка» — сильно вытянуть кончик языка вперед и не­много вверх, чтобы кончик был острый и тонкий.

«Укол» — из положения «змейка» доставать кончиком языка верхние зубы и альвеолы (бугорки за верхними зу­бами).

«Борьба» — выполняется из положения «мостик» и «змей­ка». При «мостике» ручкой ложки (плашмя) надавливают на спинку языка, при «змейке» ручкой ложки (ребром) надав­ливают на кончик языка. В обоих случаях ребенок должен отодвигать языком ложку — «Кто кого «переборет?»

«Желобок» — сделать «лопатку», обхватить боковые края языка, подняв их. Подуть в «серединку» (воздух на­правлен по средней линии языка).

«Лошадка» — легко щелкать кончиком языка, присасы­вая его к небу (в дооперационном периоде выполняется с аппаратом).

«Киска сердится» — из положения «мостик» убрать | язык как можно дальше вглубь рта.

Третий этап

«Чашечка» — поднять боковые края языка вместе с кончиком, чтобы в середине образовалась «ямка».

Грибок» — из положения «лошадка» присосать язык к небу дооперационном периоде при полных расщелинах не выполняется).

« Гармошка» — сделать «грибок», не опуская языка, под­нять и опускать нижнюю челюсть, чтобы под языком появилось легкое ощущение боли (в дооперационный период и при полных расщелинах не выполняется).

« Капельки» — сделать «грибок», плотно прижав боковые края, легко щелкать кончиком языка, не опуская его (в дооперационный период при полных расщелинах не выполняется).

«Киска прыгает» — из положения «киска сердится» поднимать и опускать спинку языка.

Цель артикуляционной гимнастики — научить ребенка элементарным навыкам произвольных движений, сфор­мировать умение контролировать органы артикуляции, развивать пластичность и точность движений.

Одновременно начинается обучение навыкам регулиров­ки воздушной струи. Обычно младшие дошкольники плохо понимают требования, относящиеся к тому, как нужно пра­вильно вдыхать и выдыхать. Не пытаясь втолковывать малы­шам, что такое вдох и выдох и как их нужно делать, целесооб­разнее научить детей нюхать и высмаркиваться.

Перед началом каждого занятия нужно попросить ребен­ка закрыть рот, сжать зубы и губы и «подуть носом в платок». При выдохе закрываем ему сначала одну половинку носа, за­тем — другую. При попытках малыша открыть рот можно придерживать рукой взрослого нижнюю челюсть. Таким об­разом, гигиеническое требование (высморкаться) не только позволяет освободить нос от излишков слизи перед заняти­ем, облегчить дыхание, но и дает ощущение выдоха воздуха (вместе с жидкостью) через нос. Данное задание сначала луч­ше выполнять с аппаратом, который разделяет ротовую и но­совую полости, а затем снимая его.

Следующее задание — научить ребенка нюхать. Малы­ша просят закрыть рот и кладут перед ним остропахнущий предмет (любое вещество с естественным резким запахом ~ зубчик чеснока, кусочек апельсина, лимона, огурца, карандащ от насморка, в дальнейшем можно использовать флаконы и пробки из-под духов, дезодоранты. Можно чередовать приятные и неприятные запахи, выбрать то, что ему больше нравится. На занятиях с маленькими детьми достаточно 2-х видов запахов, с более старшими можно использовать 3—4 вида. Убедившись, что ребенок смог понюхать, то есть сделать вдох носом, предлагается другое задание. Логопед нюхает ватку (предварительно смоченную духами и высушенную), широко раскрывая рот, негромко произносит «а-а'» растягивая выдох и сопровождая словами: «Как хорошо пахнет!». Ребенку предлагается сделать то же самое. При повторении упражнения — вата под действием воздушной струи отлетает. На этом факте фиксируется внимание ребенка и ему предлагается поиграть с ватным шариком, носом вдыхая воздух (нюхая вату), а ртом выдыхая и направляя воздушную струю на вату («Посмотрим, как вата убегает»). Во время этого задания ребенок должен сидеть или стоять так, чтобы комочек ваты находился чуть ниже уровня его рта. Упражнение выполняется недолго -1—2 минуты, но в течение занятия повторяется неодно­кратно. Очень важно, чтобы при вдохе не поднимались плечи ребенка, не сжимались крылья носа, не возникало напряжения в мышцах лица и плечевого пояса. Выдох должен быть легкий, а рот на выдохе — широко раскрыт. Верхняя губа максимально приподнята и в процессе на­правления воздушной струи не участвует. В противном случае напряжение, возникшее в мышцах верхней губы иррадиирует на мышцы лица, крылья носа, вызывая их сжимание и оттягивая воздух из ротовой полости в носо­вую.

Впоследствии добавляются другие гласные звуки -«Э», «И»,»Ы», «О», «У». Последовательность их произ­ношения зависит от индивидуальных возможностей ре­бенка.

Результат подобных занятий — формирование умения делать носовой вдох и ротовой выдох, произносить глас­ные звуки на ротовом выдохе, что является базовым ком­понентом в работе для снятия фона назальности.

Данные виды работы выполняются при снятом аппара­те для того, чтобы ребенок смог ощутить и почувствовать воздушную струю, идущую изо рта. Для усиления кинесте­зии рекомендуются упражнения с водой:

1 — набрать воды в рот, подержать;

2 — набрать воды в рот, прополоскать рот водой;

3 — набрать воды в рот, пополоскать рот водой, сплюнуть, широко раскрыв рот.

Эти упражнения выполняются сначала с аппаратом, в потом без него. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны, находящиеся в ротовой полости. Затем те же действия можно выполнить с воздухом, удерживая его во рту, перекатывая его из одной щеки в другую.

Все 'это приучает ребенка ощущать наличие воздуха в ротовой полости и регулировать там его перемещение, совмещая данные виды работы с произношением гласных звуков, то есть обеспечивая «озвучивание выдоха», постепенно отрабатывается качество произношения и артикулирования.

• Артикуляционные позы при гласных звуках должны быть следующими:

«А» — рот должен быть широко открыт, губы растяну­ты максимально, чтобы были видны верхние и ниж­ние зубы. Язык плоский — внизу

«Э» — губы растянуты чуть сильнее в стороны, но че­люсти не так сильно разжаты, как при звуке «А».

«Ы» — губы в «сильной» улыбке, верхние и нижние зубы хорошо видны, челюсти разжаты не менее, чем на 1 см., язык чуть приподнят и немного отодвинут назад. Очень важно следить, чтобы кончик языка не поднимался к небу и не препятствовал выходу воз­душной струи.

«И» — положение губ и челюстей, как при «Ы», но язык более плоский, кончик языка — за нижними зу­бами.

«О» — губы округлены без напряжения. Верхняя — немного приподнята, чтобы были видны зубы. Язык плоский, внизу.

«У» _ губы округляются и немного вытягиваются вперед — без напряжения. Необходимо следить, что­бы не было смыкания зубов и губ при произношении этого звука.

Материал для контроля воздушной струи можно менять. Это могут быть комочки ваты, перышки, кусочки гофрированной бумаги и т. д. Воздушная струя при выдохе не должна встречать на своем пути препятствий: ни губы, ни зубы, ни язык не должны мешать ее выходу В тех случаях, когда у ребенка не получается чистый гласный звук без носового оттенка, следует отработать эти задания без голоса, на шепоте, постепенно наращивая силу голоса. Следует постоянно напоминать об улыбке и поправлять положение верхней губы.

Чтобы малышу было интересней выполнять подобные довольно однообразные задания, перед ним кладут листы бумаги, на которых изображены две или три дорожки («Помоги колобкам пробежать по дорожкам»), изображение речки («Помоги колобкам перепрыгнуть через речку»), три вида транспорта: машина, пароход, самолет («Нэ чем ты поедешь в гости к игрушкам? До какой картины долетит твое перышко — на том и поедешь»).

После того, как ребенок научился произносить изолированные гласные звуки (сначала однократно, затем —два и три раза), а воздушная струя стала достаточно протяжной и строго направленной, начинается автоматизация звуков в двойных и тройных цепочках:

а—э а—ы а—и а—о а-у аэа аыа аиа аоа ауа

У—а у—э у-ы у—и у—о уау узу уыу

Уиу уоу а—э э—ы ы—и и—о о-у у-а аэа эыэ ыиы иои оуо уау

э—а ы—а и—а о—а

э—ы ы—э и—э о—э

э—и ы—и и—ы о—ы

э—о ы—о и—о о—и

э—у ы—у и—у о—у

ызы ыэы ыиы ыоы ыуы эаэ эыэ эиз эоэ эуэ

изи иэи иыи иои иуи оао оэо оыо оио оуо

Когда произойдет стабилизация произношения глав­ных звуков на уровне цепочек, постепенно осуществляется их автоматизация в словах.

С детьми младшего дошкольного возраста не рекомендуется одновременно работать более чем с двумя звуками и брать более пяти слов на каждьй звук.

Пети достаточно легко усваивают смысл и правила произнесения следующих слов:

• Аня, Алик, Алеша, Алиса, арбуз, автобус, альбом, апельсин;

• Оля, овощи, осень, ослик, окна;

• это, этот, Эля, Эдик;

• Инна, Ира, Игорь, ива;

• ухо, угол, утка, ужин, улица, утро, удочка.

Данные слова по своей структуре отвечают артикуляторным возможностям детей, а также понятны и доступны им по смыслу При произнесении слов первый звук выде­ляется, как бы растягивается, пропевается. В результате слово может звучать относительно чисто, без носового от­тенка, даже если ребенок не произносит какие-то соглас­ные звуки.

После закрепления изолированных гласных звуков, можно подключать к работе ряд согласных. Начинать реко­мендуется с тех звуков, которые ребенок может произнести изолированно достаточно четко и с наименьшими искаже­ниями. При правильном ротовом выдохе в дооперационном периоде возможно получение чистых изолированных зву­ков «]», а также «X», «В», «Ф» и их мягких пар. При работе с согласными звуками необходимо придерживаться следую­щего правила: сначала принимать артикуляционную позу заданного звука, затем — регулировать дыхание (выполнять носовой вдох и ротовой выдох).

После закрепления изолированных согласных прово­дится их автоматизация в слогах. Отрабатывается сочетание согласного и гласного звуков. Очень важно добиться четкого произнесения гласного звука в позиции после согласного, так как именно гласный звук является стержнем в слоге и слове и от качества его произнесения зависит качество звучания слога и слова, наличие или отсутствие носового оттенка.

Работа над согласными звуками включает два раздела:

отработку твердых и мягких пар. В некоторых случаях введение мягкого звука требует дополнительной подготовки артикуляционного аппарата, хотя в большинстве случаев уточнение произношения мягких пар осуществляется по аналогии с работой над твердыми звуками.

Целесообразно придерживаться следующей схемы работе над согласными звуками:

1 -и этап: ), X, ХЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.

2-й этап: ЛЬ. К, КЬ, Г, ГЬ, П, ПЬ, Б, БЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ,

3-й этап: Л, С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, РЬ.

Данная последовательность дает возможность ставить последующие звуки на основе предыдущих, постепенно усложняя задачи. В зависимости от возможностей и осо­бенностей артикуляционного аппарата ребенка очередность при постановке звуков может меняться.

Носовые согласные «М», «Н» и их мягкие пары у детей с врожденной расщелиной неба, как правило, не нуждаются в постановке, но иногда требуют коррекции на уровне сло­гов и слов, при которой обращается внимание на звучание гласных звуков в целях устранения в них избыточной назальности, которую придают им данные носовые согласные.

Одним из самых легких для постановки согласных зву­ков является звук «X». Для того, чтобы его произнести, не­обходимо:

1 — раскрыть рот, не фиксируя внимание на положе­нии языка;

2 — сделать вдох носом и выдохнуть ртом («погреть ладошку»).

Вдох и выдох должны быть легкими, без напряжения, а произношение — без хрипа. Иногда нужно проследить, чтобы кончик языка при выдохе был опущен. В этом слу­чае звук получается легкий и чистый даже у детей с полной расщелиной неба. Дополнительная фиксация внимания детей на артикуляционной позе обычно сбивает их, и звуки произносятся значительно хуже, чем обычно. Поэтому за­острять внимание ребенка на положении языка следует то­лько в случае явного искажения звука.

После закрепления изолированного согласного прово­дится автоматизация в прямых слогах, из которых состав­ляются двойные и тройные цепочки по принципу образо­вания цепочек гласных звуков (звук «И» в прямых слогах не отрабатывается).

Затем проводится автоматизация в словах. С детьми младшего дошкольного возраста можно включить в материал занятий следующие слова: хата, халат, халва; холод, хобот, хотеть, ходить, хорошо, художник; уха, махать, сухарь, меха; тихо, пароход, пуховый.

Звук Й. Для произношения этого звука нужно улыбнуться, поставить кончик языка к нижним зубам, сделать носом вдох и на ротовом выдохе произнести звук. В сочета­нии с гласными звуками получается четыре слога: я,е,е,ю, из которых составляют цепочки слогов и на которые подбираются слова:яма, Яна, Яша, ящик, ясли, ягода, яблоко; ель, ехать, ели, еда, ежи, еще; еж, елка; юбка, Юля, юла.

Губно-зубные звуки «В», «Ф» и их мягкие пары ставятся на основании единой схемы:

1 — закусить нижнюю губу (легко, без напряжения); 2 — сильно улыбнуться;

3 — вдох носом; 4 — выдох ртом с одновременным произнесением зву­ков «В» «Ф» (или «ВЬ», «ФЬ») при участии только одной нижней губы. Верхняя губа должна быть неподвижной, чтобы не возникало напряжения, сокращения мышц губы и крыльев носа и оттягивания воздуха в носовую полость. Иногда у детей лучше получаются глухие звуки. В этом слу­чае, после их закрепления, начинаем постепенно включать голос и формировать произношение звонких звуков. По­сле автоматизации в слогах и слоговых цепочках проводит­ся автоматизация на уровне слов: «в» — вата, ванна, Ваня, Вася, Валя, ваза, вафли, ва­ленки; варежки, варить, Валера, ватрушка; волк, Вова, волосы, ворон, восемь;

вода, войти, ворона, ворота, возьми, воротник, воро­бей; выйти, выход, выдох, вынуть, вылить, выставка. «ВЬ» — ветер, веник, веер, Веня, Вера, вечер, вещи, ветка,весело, верить, ведро, весна, веревка; Витя, Вика, вилка, видеть, винтик. фантик;Фото, форма, фокус; Фома, фонарь, фонтан; фуражка, футболка.«ФЬ» — Федя, Феня, фея, фен; Филя, фильм, филин, фикус.

Практикой проверено, что вышеперечисленные формы работы могут успешно проводиться с детьми 2—3-летнего возраста, имеющими врожденную расщелину губу неба. Причем полноценная восстановительная терапия д проведения уранопластики может проводиться не только по устранению нарушений лексико-грамматического характера, но и по звукопроизношению. Данный вид работы очень важен, так как позволяет облегчить работу по коррекции звуков в послеоперационном периоде. Раннее начало логопедической работы предупреждает формирование патологических стереотипов неправиль­ной речи, которые усугубляются с возрастом и значительно осложняют проведение восстановительных мероприятий.

Положительный эффект специального обучения за­ключается также в том, что лишь в течение небольшого по времени периода дети пользуются неправильными рече­выми установками. Кроме того, раннее начало коррекционных мероприятий приводит к их завершению в более сжатые сроки, несмотря на значительный объем работы и возникающие в ее ходе объективные трудности, (поздние сроки уранопластики, сложная структура дефекта и др.). Это, в свою очередь, обеспечивает своевременную подготовку детей к обучению в школе, снимает трудности в общении со сверстниками и проявления дискомфорта в обществе, а также многие негативные последствия, приводя­щие к снижению социального статуса ребенка с данной патологией.

Волосовец Т. В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1—3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: