Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).




1. Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия).

2.Сформулировать цель занятия.

3.Контроль исходного уровня знаний.

4. Выполнить самостоятельное решение тестовых заданий, ситуационных задач в соответствии с алгоритмом:

5. Выполнить практическую часть занятия (демонстрация практических навыков, см. п.6).

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Тестовый контроль

1. Какой лабораторный тест является ключевым для дифференцировки Mycobacteriumtuberculosis от прочих микобактерий?

А) гидролиз миколовой кислоты;

Б) образование пигмента на свету;

В) образование ниацина;

Г) окраска по Циль-Нильсену

 

2. Пути передачи туберкулеза:

а)аэрогенный

б) воздушно-пылевой

в) алиментарный

г) все перечисленные

 

3.Какие биологические свойства микобактерий туберкулеза обусловили особенности микроскопического, микробиологического исследования материала от больного?

А) кислотоустойчивость;

Б) щелочеустойчивость;

В) спиртоустойчивость;

Г)все перечисленные

 

4.Каким образом подготовить материал к бактериологическому исследованию, чтобы, минуя получение изолированных колоний, приступить сразу к накоплению чистой культуры?

А) обработать материал этиловым спиртом;

Б) обработать материал серной кислотой;

В) добавить ксилол;

Г) обработать щелочью

 

5.Какая из перечисленных сред является рекомендованной ВОЗ для выделения Mucobacteriumtuberculosis?

А) среда Петраньяни

б)среда Левенштейна-Йенсена;

В) КА;

Д) среда Финн – II

 

6.Какие из нижеуказанных положений верны применительно к проказе?

А)заболевание передается при контакте человека с больным животным;

Б) заболевание распознают выделением и определением биохимических свойств возбудителя;

В)характер клинических проявлений в значительной степени обусловлен уровнем развития клеточных иммунных реакций

Г) все перечисленное

 

7. Чем отличаются туберкулезные микобактерии от M.leprae:

А) кислотоустойчивостью;

Б) расположением в виде пачек сигарет, шаров;

В) спиртоустойчивостью

Г) отсутствием патогенности

 

8.Какой вид иммунитета при туберкулезе?

А) врожденный;

Б) антитоксический

В) стерильный;

Г) нестерильный

 

10. С какой целью применяется препарат БЦЖ:

А) специфическая терапия

Б) профилактика

В) для постановки внутрикожной пробы

Г) для определения инфицированности организма

Ситуационные задачи.

1. На приеме у врача пациент предъявляет жалобы на кашель с выделением слизисто-гнойной мокроты в течение 3-х недель, ухудшение аппетита, повышенную потливость

Вопросы:

1. Какое заболевание должен заподозрить врач?

2. Какие методы лабораторного исследования необходимо назначить?

3. Вид диагностического материала.

 

2. Ребенку 5 лет, при рождении привит вакциной БЦЖ. Оценить реакцию Манту: диаметр реакции на туберкулин через 72 часа - 15 мм. Инфильтрат хорошо очерчен, ярко-красного цвета, возвышается над поверхностью кожи. Диаметр инфильтрата год назад составлял 5 мм.

Вопросы:

1. Как оценить данную реакцию?

2. Дальнейшая тактика.

 

3. Ребенку 7 лет, реакции на пробу Манту нет – отсутствие инфильтрата и гиперемии.

Вопросы:

1. Как оценить данную реакцию?

2. Дальнейшая тактика.

 

4. Получены результаты пересева штамма М. tuberculosis в пробирки со средой Левенштейна–Йенсена содержащей критические концентрации противотуберкулезных препаратов:

изониазид (1 мкг/мл) - обнаружен рост М. tuberculosis более 20 КОЕ

рифампицин (40 мкг/мл) – рост более 20 КОЕ

этамбутол (2 мкг/мл) – отсутствие роста

стрептомицин (10 мкг/мл) - рост более 20 КОЕ

Вопросы:

1. Какое свойство М. tuberculosis изучалось

2. Интерпретируйте результат исследования

 

9.Учебно-материальное обеспечение:

9.1.Литература:

а) обязательная

1. Лекция

2. Методическая разработка

3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2-х томах /под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 448 с.: ил.

4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов мед.вузов / под ред. А.А. Воробьева. - 2-е изд.,исправ.и доп. - М.: Медицинское информационное агентство, 2006. - 704 с.

5. Руководство по организации и проведению практических занятий по медицинской микробиологии / под ред. О.В. Бухарина. Екатеринбург: УрО РАН, 2009. 399 с.

6. Руководство по медицинской вирусологии / Под ред. Д. К. Львова. — М., 2008.

7. Пособие к практическим занятиям по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов медицинских вузов.Шаркова В.А. с соавт.Владивосток: ИПК МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2010. 144 с.

б) дополнительная

1.Атлас-руководство по микробиологии, иммунологии и вирусологии/ под ред. Академика РАМН, проф. А.А. Воробьева и проф. А.С. Быкова.- М.: МИА. – 2003, 2005. – 563с.

2. Поздеев Щ.К. Медицинская микробиология / Под ред. В.И.Покровского. М., 2008. С. 662.

3. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология/ Под ред. Л.В. Борисова, 2008.

4. Микробиология, вирусология иммунология/ под ред. В.Н. Царева.- М., 2009.

5.Шаркова В.А., Забелина Н.Р., Воропаева Н.М. с соавт. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов медицинских вузов. Владивосток: Медицина ДВ, 2011. 179 с.

6.Оттен Т.Ф., Васильев А.В. Микобактериоз.- СПб: Медицинская пресса.- 2005.- 220 с.

7. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования (пол ред. Биргера М.О.). М., 1982. С. 303.

8. Медицинская микробиология. Под ред. Королюка А.М., Сбойчакова В.Б. СПб: ЭЛБИ-СПб, 2002. 266 с.

10. Социально-значимые инфекции: (в 2-х ч.) / В. В. Нечаев, А. К. Иванов, А. М. Пантелеев; М-во здравоохранения и социал. развития РФ, С.-Петерб. гос. мед.акад. им. И.И. Мечникова. - СПб.: Береста, 2011. Ч. 1:Моноинфекции: туберкулез, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты. - 2011. - 439 с.: ил.

11. Методические рекомендации по проведению микробиологических исследований на туберкулез. Для бактериологических лабораторий уголовно-исполнительной системы Министер-ства юстиции Российской Федерации. Москва, 2004.

12. Голышевская В.И., Шульгина М.В. Учебное пособие «Культуральные методы диагностики туберкулеза». Учебное пособие. Москва, 2007.

6.

 

9.2.Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1.Реферативная база данных Медицина ВИНИТИ. https://www2.viniti.ru/

2. Электронные каталоги библиотеки. https://lib.vgmu.ru/catalog/

3. Базаданныхкомпании EBSCO Publishing

Medline, Medline with Full Text, Health Source Nursing/Academic Edition, Health Source Consummer Edition, Green FILEhttps://web.ebscohost.com/

4. Электронная библиотека Российской национальной библиотеки: фонд авторефератов диссертаций. https://leb.nlr.ru/search/

5. ЭБС «Университетская библиотека online». https://www.biblioclub.ru/

6. ЭБС «Консультант студента». https://www.studmedlib.ru/

7. КонсультантПлюс.https://www.consultant.ru/

8. Тихоокеанский медицинский журнал – электронная версия. https://lib.vgmu.ru/journal/?name=pmj

9. Сводный каталог периодики и аналитики по медицине MedArt. https://ucm.sibtechcenter.ru/

10. Электронный каталог «Российская медицина». Библиографическая база данных Центральной научной медицинской библиотеки. https://www.scsml.rssi.ru/

11. Электронные учебники CD и DVD диски

12. www.cardiosite.ru

15.https://consilium-medicum.com/media/consilium/07_01/4.shtml

16. Интернет-библиотека IQlibon-line доступ: https://www.iqlib.ru/

17. Электронные книги по медицине on-line доступ:

https://www.medbook.net.ru

https://www.medtext.ru/pafiledb/index.php

https://www.medliter.ru/

https://www.knigafund.ru/

 

10.Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия (таблицы, схемы, слайды)

б) приборы, аппараты, лабораторное оборудование,микроскопы

в) технические средства обучения (проектор,оверхет, компьютер и т.п.)

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

 

Приложение 1

Характеристика микобактерий и родственных таксонов.

 

Свойство микроорга- низмов Микобактерии Нокардии Родококки Коринебактерии
Морфология Палочки Мицелий, позднее фрагменти-рующийся на палочки и кокки; воздушный мицелий Скудный мицелий, фрагменти-рующийся на палочки и кокки Полиморфные палочки, часто коклюшко- и дубинообразные
Скорость роста, в днях 2–40 1–5 1–3 1–2
Кислотоус-тойчивость Полная Частичная Частичная Слабая
Степень окраски по Граму Слабая Сильная Сильная Сильная

 

Приложение 2

Культуральные признаки комплекса M. tuberculosis

Культуральные признаки Комплекс M. tuberculosis
Скорость роста Медленнорастущие - 3 недели и более
Пигментообразование Цвет слоновой кости
Морфология колоний R или S формы
Наличие кислотоустойчивости Выраженная кислотоустойчивая окраска
Температура роста Оптимальный рост при 35 — 370С

 

Тесты для дифференциации микобактерий комплекса M. tuberculosis

Тесты для дифференциации Микобактерии
M. tuberculosis Нетуберкулезные медленнорастущие
Основные биохимические тесты на наличие:
Никотиновой кислоты + —*
Нитратредуктазы + ±
Термостабильной каталазы +
Рост на среде с натрием салициловокислым (1000 мкг/мл) +/±  
Дополнительные тесты: рост на средах, содержащих:
Паранитробензойную кислоту (500 мкг/мл) + **
Натрия хлорид 5% +***

*За исключением M.simae

**За исключением M.gastri

***За исключением M.marinum, M.terrae

Приложение 3

Тесты для дифференциации отдельных видов микобактерий комплекса

Mycobacterium tuberculosis

Тесты для дифференциации Виды микобактерий комплекса M. tuberculosis
M. tuberculosis M. bovis M. africanum M. microti
Основные биохимические тесты на наличие:
Никотиновой кислоты + +/ — +/ —
Нитратредуктазы +
Термостабильной каталазы —/+
Способности расти на среде с натрием салициловокислым (1000 мкг/мл)   —   —   —   —
Дополнительные тесты: рост на средах, содержащих:
Пиразинамид + —/+ + +
Мочевину +/ — +/ — + +/ —
Твин 80 (гидролиз твина в течение 10 дней)   —/ +   —/+   —   —/+
Тиофен-2 карбоксиловую кислоту (2 мкг/мл)   +   —   +/ —   +/ —

 

 

Приложение 4

Характеристика наиболее часто встречающихся в клиническом материале видов нетуберкулезных микобактерий.

Виды микобактерий Скорость роста Пигментация колоний Рост при температуре Восстанов-ление нитратов Деградация салицилата натрия
22ºС 45ºС
M. avium M. intracellulare M H + + _ _
M. xenopi M C - + - -
M. kansasii M Ф + - + -
M. malmoense M H + - - -
M. scrofulaceum M C + - + -
M. gordonae M C + - - -
M. terraecomplex M H + - + -
M. fortuitum Б Н + - + +
M. chelonae Б Н + - - +
M. flavescens Б С + - + -

Примечание: М-медленнорастущие, Б-быстрорастущие, С-скотохромогенные, Ф-фотохромогенные, Н-нехромогенные.

Схема 1.

Непигментированные медленнорастущие микобактерии

 


Экспозиция на свету

 

 

ФотохромогенныеНехромогенные

(желтый пигмент) (Гладкие, мелкие, куполообразные колонии)

 

 


M.kansasii Гидролиз Твина 80

M.marinum

M.simiae + -

M. asiaticum M. terrae complex M. avium complex

M.gastriM. haemophilum

M. malmoense

Схема 2.

Скотохромогенныемедленнорастущиемикобактерии

(желтыеилиоранжевые)

 

Восстановление нитратов

 


+ -

M.szulgai

M.flavescens Гидролиз Твина 80

M.thermoresistibile

- +

M.scrofulaceum M.gordonae

M.xenopi

Схема 3.

Непигментированныебыстрорастущиемикобактерии

 


Трехдневнаяарилсульфатаза

 


+ -

M.fotuitum complex M.smegmatis

M.agri

M.fallax

Усвоениежелеза M. porcinum

Восстановление нитратов M. pulveris

M. moriokaense

+ - M.tsukamurella

M.fortuitumM.chelonae

Схема 4.

 

Пигментированные быстрорастущие микобактерии

 

СкотохромогенныеФотохромогенные

 

 


Появление Позднее Невысокая Высокая

пигмента фотохромогеннаяфотохромогенная

одновременно активность активность

с ростом

 

M.flavescensM.smegmatisM.marinumM. vaccae

M.aurum M. parafortuitum M. neoaurum

M.phlei

M.thermoresistibilae

M. gadium

M.chubuense

M.gilvum

M.poriferae

M.komossense

M.sphagni

M.obuense

M. aichiense

M.tokaiense

M.austroafricanum

Приложение 5

Чувствительность микобактерий к противотуберкулезным препаратам определяется неспособностью штамма расти на среде с минимальной ингибирующей концентрацией препарата, задерживающей рост микобактерий при стандартных условиях постановки опыта. Чувствительными к данному препарату считаются те штаммы микобактерий, на которые этот препарат в критической концентрации оказывает бактерицидное или бактериостатическое действие.

Устойчивость (резистентность) определяется как снижение чувствительности до такой степени, что данный штамм микобактерий способен размножаться при воздействии на него препарата в критической или более высокой концентрации. Особое место занимают микобактерии, у которых обнаруживается лекарственная устойчивость к двум основным противотуберкулезным препаратам (изониазиду и рифампицину) штаммы, обладающие лекарственной устойчивостью одновременно к изониазиду и рифампицину, независимо от наличия устойчивости к другим противотуберкулезным препаратам, обозначаются как штаммы с множественной лекарственной устойчивостью (или штаммы с МЛУ).

Критические концентрации противотуберкулезных препаратов

для определения лекарственной устойчивости методом абсолютных концентраций

на среде Левенштейна-Йенсена

 

Название препарата Концентрация в мкг/мл
Препараты I-го (основного) ряда:
Стрептомицин  
Изониазид  
Рифампицин  
Этамбутол  
Препараты II-го (резервного) ряда*:
Канамицин  
Капреомицин  
Офлоксацин  
ПАСК  
Пиразинамид  
Протионамид (этионамид)  
Циклосерин  

Примечание: Выделенные жирным шрифтом препараты составляют обязательный набор противотуберкулезных препаратов I ряда, к которым определяется лекарственная устойчивость.

* Критические концентрации препаратов II ряда носят рекомендательный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: