Современный этап развития нашего общества можно охарактеризовать как постиндустриальный или информационный.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
Отличительные черты информационного общества:
увеличение роли информации и знаний в жизни общества,
возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте,
создание глобального (единого) информационного пространства, обеспечивающего: эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Иными словами, если в индустриальном обществе основным ресурсом и объектом производства считался материальный продукт или услуга, то одним из ключевых понятий при информатизации общества стали информационные ресурсы.
Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации; документы и массивы документов, отдельные и в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и знаний и т.д.).
Данные — факты, обработанные и представленные в формализованном виде (т.е. на каком либо носителе) для дальнейшей обработки.
Одним из особо важных аспектов функционирования информационного общества является создание такого общего ресурса, который позволил бы беспрепятственно создавать и потреблять информацию во всех областях жизнедеятельности человека.
Информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.
|
Единое информационное пространство — совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов, по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан.
Однако для эффективного функционирования человека (предприятия) в информационном пространстве необходимы стандарты и правила, обеспечивающие взаимодействие всех компонентов этого процесса между собой.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Стремительное развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории менеджмента позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся определение.
Менеджмент — это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Информационный менеджмент — технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:
|
Информация — комплексное понятие, то есть:
условие и средство делового общения;
средство доведения до общества сведений об организации;
источник сведений о внешней среде;
товар.
1. Информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации.
2. Информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
3. Информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а ко всей информационной деятельности организации, при этом являясь значительно более масштабным понятием, чем управление документооборотом.
Таким образом, информационный менеджмент — управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.
Другими словами, информационный менеджмент — процесс управления на базе компьютерных технологий обработки информации с применением управленческих информационных систем как базового инструмента для работы менеджеров на всех уровнях управления в различных предметных областях.
Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.
Задачи информационного менеджмента:
Качественно информационное обеспечение процессов управления в организации;
Осуществление управления информационными ресурсами;
Обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
Интерфейсная задача — обеспечение управления коммуникациями (общение — передача информации от человека к человеку).
|
Информационное пространство предприятия — совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих:
информационное взаимодействие организаций и граждан;
удовлетворение их информационных потребностей.
Основными компонентами информационного пространства являются:
информационные ресурсы;
средства и технологии информационного взаимодействия;
информационная инфраструктура.
Информационный ресурс предприятия:
Информационные ресурсы — в широком смысле — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
Информационные ресурсы (по законодательству РФ) отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:
По отношению к предприятию: внутренние и внешние.
По способу хранения(передачи): без документарные, документарные и электронные.
По типу источника(пользователя): персональные, коллективные (группа, структурное подразделение и общекорпоративные.
По доступности: общедоступные, частично закрытые (только для группы лиц) и закрытые (для нескольких лиц).
Информационная система (ИС) — по законодательству РФ — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.
Информационный менеджмент — это управление экономическими информационными системами (ЭИС) на всех стадиях их жизненного цикла.
Информационный менеджмент необходим:
на предприятиях-производителях программных продуктов;
на предприятиях, занимающихся реализацией программных продуктов;
на предприятиях-потребителях информационных систем;
на предприятиях, работающих в IT-консалтинге.