Рекомендации по написанию эссе/контрольной работы
Эссе – самостоятельная работа по одной из предложенных тем. В эссе должно быть отражено:
· творческие поиски писателя в соотнесенности с общенациональными тенденциями литературы изучаемого периода,
· вписанность литературного явления в основные тенденции культуры,
· анализ одного из аспектов текста литературного произведения в соотнесенности с его наиболее яркими и показательными проявлениями в контексте истории культуры.
Примерная шкала оценивания эссе
Оценка | Критерии |
«Отлично» | работа содержит развернутый, самостоятельный анализ литературного явления в заданном аспекте; опирается на самостоятельно освоенную научную литературу; отражает умение сопоставлять суждения исследователей, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
«Хорошо» | работа содержит не достаточно развернутый анализ литературного явления; не всегда выдерживается заданный аспект анализа; не достаточна опора на научную литературу; представлены суждения исследователей, но не проявлено умение их сопоставлять, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. |
«Удовлетворительно» | в работе верно раскрыта основная суть анализируемого литературного явления; не выдержан заданный аспект анализа; мала степень опоры на научную литературу; не аргументирована собственная точка зрения. |
«Неудовлетворительно» | в работе не раскрыта (не верно раскрыта) суть анализируемого литературного явления; не ясен аспект анализа; отсутствует опора на научную литературу; не сформулирована собственная точка зрения; работа носит несамостоятельный характер (копирование с интернет-сайтов, неосмысленное использование научных и учебных изданий). |
Темы контрольных работ
1. Вопросы чести в комедии Лопе де Вега «Собака на сене».
2. Решение темы границы между явью и сном в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
3. Драматургические приемы создания образа принца Сехизмундо в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
4. Драматургические приемы в раскрытии характера РодригоДиасав трагедии П. Корнеля «Сид».
5. Женские образы в трагедии П. Корнеля «Сид».
6. Классицистическая трактовка античного сюжета в трагедии П. Корнеля «Медея».
7. Специфика конфликта, сюжета и композиции в трагедии П. Корнеля «Сид».
8. Специфика конфликта и сюжетостроения в трагедии Ж. Расина «Андромаха».
9. Решение нравственных коллизий в трагедии Ж. Расина «Андромаха» (на примере женских образов)
10. Нравственная проблематика в трагедии Ж. Расина «Федра».
11. Разоблачение человеческих пороков в «высокой» комедии Ж.Б. Мольера «Тартюф» (на примере одного персонажа).
12. Образ главного героя в романе Д. Дефо «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» как выразитель просветительских взглядов автора.
13. Пространственно-временная организация в романе Д. Свифта «Приключения в некоторые отдаленные страны Лемуэля Гулливера» (на примере двух частей по выбору).
14. Своеобразие концепции главного героя в романе Д. Свифта романе «Приключения в некоторые отдаленные страны Лемуэля Гулливера».
15. Полемика Д. Свифта с идеями Просвещения в романе «Приключения в некоторые отдаленные страны Лемуэля Гулливера».
16. Принципы и приемы создания образов героев в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша».
17. Роль образа автора и авторских отступлений в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша».
18. Решение нравственных вопросов в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша».
19. Традиции народной английской и шотландской поэзии в лирике Р. Бернса (на примере анализа 2 -3 стихотворений).
20. Тема человека и природы в лирике Р. Бернса (на примере анализа 2 -3 стихотворений).
21. Образ мира и концепция главного героя в философских повестях Вольтера (на примере анализа повестей «Кандид» или «Простодушный»).
22. Концепция образа Сюзанны Симонен в романе Д. Дидро «Монахиня».
23. Приемы психологического анализа в эпистолярном романе Ж.Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».
24. Динамика в образе Фигаро в комедиях П.-О. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день или Женитьба Фигаро».
25. Воплощение идеи вольности в драме Ф. Шиллера «Разбойники».
26. Мастерство создания характеров в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь».
27. Анализ одной из следующих сцен «Фауста» И. В. Гете: «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Кухня ведьмы», «Улица», «Сад Марты», «Вальпургиева ночь».
28. Тема искусства и образ художника в лирике И. В. Гете («Бравому Хроносу», «Вечерняя песнь художника», «Утренняя песнь художника», «Правдивая сказка», «Художник и ценитель», «Земная жизнь художника»).
29. Философская лирика И.В. Гете («Ночная песнь путника», «Границы человечества», «Божественное»).