УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Факультет: лечебно-профилактический, педиатрический, фармацевтический, стоматологический, ВСМО
Курс: 2-3
Семестр: IV-V
Тема: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛНОЦЕННОСТИ ПИТАНИЯ
Учебная цель: Дать оценку сложившемуся виду питания, определить необходимую направленность рациона, дать рекомендации по коррекции питания
Задачи занятия:
1. Изучить методы оценки пищевого статуса.
2. Изучить методы оценки рационов питания.
3. Изучить виды питания и принципы рационального питания.
Студент должен знать:
1. Показатели, характеризующие пищевой статус. Виды пищевого статуса.
2. Методы оценки индивидуального питания и качества питания в организованных коллективах.
3. Виды питания: рациональное, лечебное, диетическое, лечебно-профилактическое, направленное, принципы построения рационов.
4. Принципы рационального питания.
5. Роль основных нутриентов для здоровья (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества).
6. Заболевания, связанные с избыточным и недостаточным питанием.
Студент должен уметь:
1. Оценивать качество фактического рациона питания расчетным методом.
2. Оценивать пищевой статус методом клинического обследования (антропометрические измерения, внешний осмотр).
3. Рассчитывать суточную потребность в энергии и основных нутриентах.
4. Давать рекомендации по составлению индивидуальных рационов питания.
Продолжительность: 3 часа.
Контрольные вопросы:
- Показатели, характеризующие пищевой статус. Виды пищевого статуса.
- Методы оценки индивидуального питания и качества питания в организованных коллективах.
- Виды питания: рациональное, лечебное, диетическое, лечебно-профилактическое, направленное, принципы построения рационов.
- Принципы рационального питания.
- Значение формулы сбалансированного питания для организации питания коллективов, разработки продовольственных программ. «Пирамида» здорового питания.
- Физиологические нормы питания взрослого трудоспособного населения.
- Роль основных нутриентов для здоровья (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества).
- Заболевания, связанные с избыточным и недостаточным питанием.
Задания и методические указания к их выполнению
Задание 1. Оценка собственного пищевого статуса
Статус питания – определенное состояние здоровья, сложившееся под воздействием данной структуры и режима фактического питания и характеризуемое специфическими функциями, морфологическими и адаптационными признаками.
Классификация:
1. Обычный статус – при котором нет функциональных и морфологических нарушений, связанных с условиями питания, и адаптационные резервы соответствуют обычным условиям существования.
2. Оптимальный статус – при котором морфологические, функциональные, адаптационные возможности компенсируют потребности организма в чрезвычайных, стрессовых ситуациях.
3. Избыточный статус I, II, III степени выраженности – при котором в результате избыточного поступления пищевых веществ происходят функциональные и морфологические нарушения, снижение адаптационных резервов.
4. Недостаточный статус. Различают:
а) неполноценный статус – при котором в связи с недостаточным поступлением пищевых веществ адаптационные резервы недостаточны для обычных ситуаций, но функциональные и морфологические нарушения при исследовании не определяются;
б) скрытый (преморбидный) статус – при котором имеются не резко выраженные нарушения функции и структуры в форме синдрома пищевой недостаточности.
Чаще всего для оценки пищевого статуса используют массу тела (энергетическая адекватность питания, адекватность по углеводам и жирам), а также внешние проявления со стороны органов и систем (см.приложение 1). При необходимости проводят биохимические исследования (адекватность по белкам), функциональные пробы (резистентность сосудов, адаптометрия).
Задание. Определите наличие или отсутствие признаков неадекватного питания по схеме:
1. ФИО
2. Возраст
3. Вид деятельности
4. Показатели физического развития
4.1. рост стоя (см)
4.2. масса тела (кг)
4.3. окружность грудной клетки (см)
4.4. Определите идеальную массу тела (ИМТ) и индекс массы тела (ИМТ) – см.приложение 2. Сопоставьте свою массу тела с рекомендуемой и допустимой для Вашего возраста (приложение4).
4.5. Пользуясь приложением 1, отметьте у себя симптомы неадекватности по нутриентам.
4.6. Количество петехий при определении резистентности сосудов
4.7. Сделайте выводы:
1) какой у Вас статус (обычный, недостаточный, избыточный)?
2) какую Вы выбираете направленность рациона (увеличить или уменьшить массу тела, повысить резистентность, предупредить какие-то заболевания);