Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права, коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать вывод о характере прав личности во Франции, - положения о светском, социальном, демократическом государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. [2]и в преамбуле конституции 1946 г. Отдельные права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле конституции 1946 г. (например, свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника по конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.).
Некоторые права граждан были признаны только после второй мировой войны (например, право на забастовку, равенство избирательных прав мужчин и женщин были закреплены конституцией 1946 г., закон о свободе ассоциаций издан в 1971 г., закон о свободе образования – в 1977 г. и т.д.). Содержание этих положений было расширено толкованиями Конституционного совета, в результате чего все эти документы в совокупности закрепляют тот перечень прав и свобод личности, который соответствует международным стандартам.
Личные права и свободы традиционно относятся во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Декларации, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества.
|
Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан иначе как на основании закона и в формах, которые им предусмотрены. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон, устанавливающий и ужесточающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит положение, весьма близкое к принципу «хабеас корпус». Основные процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопределяют характер соответствующего процессуального, а в определенной мере и материального права Франции.
В Декларации 1789 г. содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы. Среди них: свобода мнений, свобода вероисповедания, свобода распространения своих идей, при условии возможной ответственности за злоупотребление этим правом, устанавливаемой на основании закона.
К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность ограничения данного права. Лишение собственности возможно только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компетенции права.
Социальные и экономические права. Они изложены, главным образом, в Преамбуле Конституции 1946 г.
|
Значительное место в Преамбуле занимают положения, относящиеся к сфере осуществления трудовых прав. Особо важное значение имеют постановления, обязывающие государство способствовать реализации трудовых прав и одновременно подтверждающие право каждого человека защищать свои права и свои интересы при посредничестве профсоюзных организаций. Профсоюзные права не только гарантируются, но и получают свое развитие в результате признания права на забастовку, а также на участие трудящихся в через посредство уполномоченных ими лиц в коллективном определении условий труда, выработки и заключении коллективных договоров, а равно в руководстве предприятиями.
Преамбула предусматривает предоставление гарантий развитию личности и семьи. Государство заявляет о своем внимании и заботе о матери и ребенке, об оказании помощи престарелым и лицам, не имеющим возможности трудиться. В Преамбуле говорится о гарантиях, которые предоставляет государство всем членам общества в целях охраны здоровья, обеспечение отдыха и образования для всех членов общества.
Само по себе данное положение не является какой-то новеллой, оно известно законодательству Франции еще со времен Второй республики, однако конституционное закрепление этого права и его расширительное толкование, как и придание этому праву статуса конституционного принципа, имеют, безусловно, позитивное значение. «Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех степеней является долгом государства».
|
Политические права и свободы. На конституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства во Франции. К этим принципам относятся: признание народа единственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета.
На конституционном уровне провозглашены такие важнейшие политические права и свободы, как политический плюрализм и свобода образования политических партий, свобода мнения и, свобода слова и целый ряд других традиционных политических прав и свобод, многие из которых фигурировали уже в Декларации 1789 г. Последующее законодательство, в том числе и конституционно-правовые акты, закрепило свободу ассоциаций, митингов, шествий и демонстраций, а также целый ряд других. В результате деятельности Конституционного совета многие из принципов политической свободы, даже содержащиеся в актах, которые формально не имеют конституционного статуса, получили признание в качестве основополагающих, т.е. принципов конституционного значения.
Равенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в равном доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т.п. Конституционные тексты особо подчеркивают действие принципа недискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения.
Конституционные тексты содержат сравнительно ограниченный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в качестве основополагающих принципов.
Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках права, может быть подтверждена решениями органа конституционного контроля, который в своей практической деятельности при проверке конституционности акта, принимаемого Парламентом, вправе рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, о и сточки зрения их соответствия основополагающим принципам, содержащимся в органических законах и текущем законодательства. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значимость придается в этом случае только самим принципам, но отнюдь не тем юридическим актам, в которых они сформулированы и изложены.
Юридические гарантии прав и свобод. Основным гарантом осуществления прав и свобод человека и гражданина является независимая судебная власть. Статья 66 Конституции устанавливает: «Никто не может быть произвольно лишен свободы.
Судебная власть – хранительница личной свободы – обеспечивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом».
Посягательства на права и свободы человека со стороны администрации являются предметом рассмотрения в специальных административных трибуналах. Административная юстиция как бы нацелена на осуществление мер, призванных пресечь неправомерные действия администрации. Органы административной юстиции, используя свои особые формы судопроизводства, вправе отменить любое решение административных органов или должностных лиц государства, если они посягают на права и свободы человека.
Защита прав и интересов человека от посягательств со стороны других лиц, а равно от действий государства, наносящих ущерб имущественным интересам, возлагается на суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное и гражданское судопроизводство, а также судопроизводство по специальным вопросам, путем создания коммерческих трибуналов, судов по трудовым спорам, судах по делам несовершеннолетних и др.
Практика показывает, что судебная система Франции сравнительно эффективно справляется с осуществлением своих функций по защите прав человека. Вместе с тем опыт работы Европейского Суда по правам человека показывает, что и французская судебная система не застрахована от ошибок и нарушений. В частности, это касается процессуальных сроков рассмотрения дел и их чрезмерного затягивания, что по мнению Европейского Суда по правам человека, представляет собой нарушение требований, вытекающих из Конвенции по защите прав человека и основных свобод.
Конституция возлагает функции по защите основных прав и свобод на некоторые другие государственные органы. Так, Президент Французской Республики в качестве гаранта Конституции обязан не допускать принятия актов либо совершение действий, нарушающих права человека. Ему, в частности, предоставлено в этих целях право отлагательного вето на законопроекты, принятые Парламентом, право обращения в Конституционный совет, а равно право использования, чрезвычайных полномочий, предусмотренных статьей 16 Конституции.
Равенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в равном доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т.п. Конституционные тексты особо подчеркивают действие принципа недискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения.
Конституционные тексты содержат сравнительно ограниченный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в качестве основополагающих принципов.
Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках права, может быть подтверждена решениями органа конституционного контроля, который в своей практической деятельности при проверке конституционности акта, принимаемого Парламентом, вправе рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, о и сточки зрения их соответствия основополагающим принципам, содержащимся в органических законах и текущем законодательства. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значимость придается в этом случае только самим принципам, но отнюдь не тем юридическим актам, в которых они сформулированы и изложены.
Юридические гарантии прав и свобод. Основным гарантом осуществления прав и свобод человека и гражданина является независимая судебная власть. Статья 66 Конституции устанавливает: «Никто не может быть произвольно лишен свободы. [3]
Судебная власть – хранительница личной свободы – обеспечивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом».
Посягательства на права и свободы человека со стороны администрации являются предметом рассмотрения в специальных административных трибуналах. Административная юстиция как бы нацелена на осуществление мер, призванных пресечь неправомерные действия администрации. Органы административной юстиции, используя свои особые формы судопроизводства, вправе отменить любое решение административных органов или должностных лиц государства, если они посягают на права и свободы человека.
Защита прав и интересов человека от посягательств со стороны других лиц, а равно от действий государства, наносящих ущерб имущественным интересам, возлагается на суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное и гражданское судопроизводство, а также судопроизводство по специальным вопросам, путем создания коммерческих трибуналов, судов по трудовым спорам, судах по делам несовершеннолетних и др.
Практика показывает, что судебная система Франции сравнительно эффективно справляется с осуществлением своих функций по защите прав человека. Вместе с тем опыт работы Европейского Суда по правам человека показывает, что и французская судебная система не застрахована от ошибок и нарушений. В частности, это касается процессуальных сроков рассмотрения дел и их чрезмерного затягивания, что по мнению Европейского Суда по правам человека, представляет собой нарушение требований, вытекающих из Конвенции по защите прав человека и основных свобод.
Конституция возлагает функции по защите основных прав и свобод на некоторые другие государственные органы. Так, Президент Французской Республики в качестве гаранта Конституции обязан не допускать принятия актов либо совершение действий, нарушающих права человека. Ему, в частности, предоставлено в этих целях право отлагательного вето на законопроекты, принятые Парламентом, право обращения в Конституционный совет, а равно право использования, чрезвычайных полномочий, предусмотренных статьей 16 Конституции.
Кроме того, Президент Республики является гарантом независимости судебной власти, а следовательно, должен принимать меры к тому, чтобы обеспечить независимое функционирование судебных учреждений и неукоснительное исполнение их предписаний как гаранта прав и свобод человека.
В Конституции Франции и существование специального уполномоченного по правам человека (медиатора). Однако он обладает относительно скромными полномочиями, главное из которых – привлекать внимание общественности и обращать внимание административных органов на решения или действия, нарушающие права человека. Активность медиатора во Франции сравнительно невелика и не идет ни в какое сравнение с деятельность омбудсманов во многих европейских странах. В какой-то мере, очевидно, это объясняется тем фактом, что более эффективным средством защиты человека от посягательств со стороны администрации во Франции выступает административная юстиция.[4]