Распространяясь в зодчестве других стран Европы, рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре).
Франсуа Буше. Модистка
Франсуа Буше. Триумф Венеры.
Франсу Буше. Фонтан любви
Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали:
- пейзажи
- мифологические и современные галантные темы, рисовавшие быт аристократии
- пасторальный жанр (пастушеские сцены)
- идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.
Художникам рококо были присущи:
- тонкая культура цвета
- умение строить композицию слитными декоративными пятнами
- достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой
- предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.
Самой распространённой формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придаёт произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.
|
Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля.
Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность.
Антуан Ватто. Танец.
Антуан Ватто. Пасторальные танцы
Антуан Ватто. Гамма любви
Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие живописцы.
Никола Ланкре. Танцы в павильоне.
Никола Ланкре. На качелях
Крупнейшим мастером собственно рокайльного (характерный для асимметричного архитектурного декора рококо, например, диагональные переплетения с крупным просветом, ребристые завитки морских раковин, прихотливо изогнутые, разветвленные и сплетенные побеги плодовых растений) искусства стал живописец Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик.
Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.
Крупнейшие скульпторы рококо: Лемуан Жан Батист, Фальконе Этьен Морис, Пажу Огюстен, Клодион Клод Мишель.
|
Жан-Батист Лемуан. Меркурий
Этьен Морис Фальконе. Амур
Этьен Морис Фальконе. Купальщица
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора. Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.
Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере.
Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золочёных рамах.