ПРОЙТИСЬ ПО МИЛЫМ СЕРДЦУ УГОЛКАМ




Вера Соловьёва

 

 

Из солнца исходит луч сквозь эфир,

даже сквозь холодный и плотный,

тот луч проникает до самых глубин

и этим все оживотворяет.

Диоген Лаэртский

 

В Культурно-образовательном центре «Современник» при участии Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых состоялась выставка слабовидящей художницы Анны Кунаевой «Уголки России». Основное творческое направление представленных автором работ – черно-белая и цветная графика. Все картины написаны на белой или цветной бумаге гелевыми ручками черного или белого цвета по тонированной бумаге.

Источниками вдохновения молодой художницы являются природные и городские пейзажи, улицы, окрестности и пригороды Санкт-Петербурга, а также старинных русских городов (Боровичей, Великого Новгорода, Вологды, Тотьмы и др.). Все работы Анны Кунаевой объединены неподдельной простотой и реализмом.

Постепенно вливаясь в культурное пространство нашего города, Анна заявляет о себе как о художнике, умеющем видеть глубокое философское начало в простых мотивах. Работы Кунаевой старательные, академически выстроенные, в них вложено много труда и терпения. Анна Кунаева слабовидящий художник с существенно ограниченным полем зрения, что позволяет ей обозревать лист небольшого формата и углубляться в мелкие детали.

Анна родилась в г. Ленинграде, училась в школе-интернате №1 им. К.К. Грота для незрячих и слабовидящих детей. В 2011 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики по специальности «Художник декоративно-прикладного искусства». Принимала участие в нескольких коллективных выставках в Санкт-Петербурге – в Центре «Северо-Запад», в залах Союза Художников России – имеются и персональные выставки в библиотеках, учебных заведениях и культурных центрах Санкт-Петербурга, Зеленогорска.

Техника графических работ Анны – это объединение основных видов традиционной графики: линейно-штриховой, пятновой и точечной. Поэтому автора часто вдохновляют фотографии начала ХХ века с видами городов и картины художников-граверов, мастеров офортной графики.

Выбирая графику основным видом своего творчества, Кунаева вступает на путь, сопряженный с определенными трудностями. Черно-белые графические композиции не поражают зрителя яркостью красок, но дают возможность насладиться красотой линий и штриха зафиксированного на листе бумаги сюжета.

Анна старается на своих картинах сохранить романтический облик нетронутых уголков и затрагивает проблему сохранения памятников архитектуры родного города. В частности, непосредственно петербургского района, где Аня живет, в районе далеком от центра города и блистательных дворцов. Именно это становится интересным и нестандартным в качестве объекта рассуждений о творчестве нашей героини.

Это живописные исторические уголки района «Ржевка-Пороховые»: «Уткина дача», усадьба «Жерновка», сохранившиеся постройки Ильинской слободы, Александровские ворота, Храм Святого пророка Илии, усадьба Безбородко. Заинтересовал художницу и уникальный ландшафт вдоль дороги, ведущей в Приютино в усадьбу Олениных, где в гостях у хозяина А.Н. Оленина (с 1811 года директора Императорской Публичной библиотеки) бывали А.С. Пушкин, Н.А.Крылов, К.Н. Батюшков, Ф.П. Толстой, К.П. Брюллов и многие другие выдающиеся личности.

Анна призналась, что её привлекает в творчестве мастеров-офортистов некая воздушность штрихов, и она старается повторить эти приемы в своих картинах. В процессе создания графических работ Кунаева использует небольшие наброски, зарисовки с натуры, которые затем «переводятся» в графику. И, конечно, Анна интересуется историей данного объекта, пропитывается атмосферой и одухотворённостью людей, которые здесь жили, работали и творили, открывая для себя новую жизнь городских уголков, наполняя духовным содержанием свои картины.

«Название «Ржевка», оказывается, происходит от Ржевской слободы, возникшей в 1730-х и названной по имени владельца земли капитана Ржевского (заметьте, не поручика из анекдотов, а капитана). Почему Пороховые? Очень просто: в 1715 году Пётр I основал на реке Охте при впадении в нее реки Луппы (или Лубьи) пороховой завод».

В результате у Анны появились интересные и технически тщательно прорисованные картины берегов Лубьи. Рассматривая их, зритель вместе с автором совершает прогулку вдоль реки с крутыми, заснеженными склонами, с силуэтами деревьев, мостиками со старинными чугунными оградами.

У места слияния рек Оккервиль и Охты находятся чудом сохранившиеся остатки старинной усадьбы, известной как «Уткина дача».

«Меня заинтриговала история этого места. До основания Санкт-Петербурга этим участком владел шведский полковник Оккервиль, благодаря чему и получила название протекающая здесь речка. Позднее имение приобрела княгиня Шаховская. Фамилия второго мужа княгини – мирового судьи В.И.Уткина – и осталась в названии усадьбы. Это даже забавно».

Анна подчеркивает, что для нее «чтение, особенно исторических книг, – не простое перевертывание страниц. Это – раздумья, мысленные сопоставления, поиски новых идей или образов. Чтение книги — это упражнение, развивающее воображение».

Главное здание «Уткиной дачи» (арх. Н.А.Львов) находится на небольшом холме, состоит из круглой ротонды, увенчанной куполом и расходящихся под прямым углом корпусов. Кунаева тщательно прорисовала красоту ансамбля: двухэтажное здание с колоннами, находящееся как бы в ожидании взлета (как самолет?), внизу река, по бокам силуэты деревьев, среди них и плачущие ивы. По ком они плачут? По бывшим хозяевам? По разрушенным оранжереям, павильонам, фонтану? По вишневому саду…

 

Мне грезился минувший век.
Как наяву картину вижу:
пересечение двух рек,
усадьба... Подойдя поближе
в фруктовый попадаю рай
вишнево-яблочного плена.
И знаю, будет урожай
на славу. Но виденье тленом
покрылось. И очнулась я.
Что это было? Сон? Возможно...
Или на миг душа моя
руин услышала тревожный
и тихий стон. О, Оккервиль,
куда ушло садов цветение?
Осталась вековая пыль
разрухи и опустошения.*

Кунаева уже несколько лет работает над темой графического сохранения местного колоритного загородного пейзажа, создавая свой живописный стиль. Благодаря старательности, тщательности исполнения, авторскому образу и искренней любви к малой родине, она старается возродить интерес петербуржцев к этой, практически забытой окраине северной столицы.

«Да и не окраина она сегодня, как и сто лет назад. Эта «окраина» имеет столько исторических ярких подробностей, что неожиданно проявляется картина очень гармоничного мира, в котором люди жили раньше, да и сейчас живут, но не замечают этого».

«Жерновка» — еще одна в прошлом роскошная загородная усадьба, её название бережно хранит память о «пороховых мельницах». Начиная с петровских времен, на этом месте были дачи придворных сановников и одноименная деревня, а каменные постройки появились в 1780-90-х годах для усадьбы Безобразовых. Предположительно, усадебный дом возведен по проекту знаменитого Кваренги, по сохранившимся его чертежам сегодня можно воссоздать и павильон-пристань на берегу Охты, и въездные ворота в усадьбу.

На рисунке Анны Кунаевой усадьба «Жерновка» выглядит шикарно – дом с флигелями, колонны, полуарочные окна, видны деревья когда-то ландшафтного парка, водоем, фонтан. Ощущение монументальности этого великолепного ансамбля «истекает» с живописного произведения. Более того, не смотря на черно-белое выполнение, зритель видит каким-то внутренним зрением многоцветие старинной усадьбы, слышит внутренним слухом мелодии, льющиеся из французских окон в парк, они отражаются от водной глади пруда и улетают высоко к облакам…

 

Среди новостроек модных,

однотипных и безликих,

в память мастеров великих

и владельцев благородных

каменной усадьбы диво

завораживает взгляды.

Золотистые фасады

выглядят чуть сиротливо,

но пленительно маняще...

Представляешь: в вихре вальса

кружат дамы... Не прощайся,

дивный миг. Но в настоящем

он развеян. Всё ж штамповки

новостроек неуместны...

Эх, фантазии здесь тесно

и летит она к «Жерновке». *

Можно сказать, что не художник слабовидящий, а мы – незрячие, потому что не видим эту красоту. Анна Кунаева замечает гармонию окружающего мира лучше нас, зрячих.

«Не стремлюсь всем нравиться, а хочу быть собой. Создавать свой мир так, как я его ощущаю. Все проблемы можно решить. Мне интересно изучать свой район, узнавать новое, иногда поразительно интересное, можно сказать, я стремлюсь в будущее через информацию о прошлом. И в этом мне очень помогает мама».

На территории Пороховых была то ли деревня, то ли просто поселение Ильинское. Потом это поселение станет зваться Ильинской слободой. По имени святого, которому выстроили церковь. Кстати, топоним «Ильинская слобода» – единственный, который остался в статусе Питера.

На Пороховых всегда отмечался день Илии-пророка, неизменно привлекая множество народа. Храм во имя Св. пророка Илии расположен на вершине холма над рекой Охтой, создан вдохновением мастера эпохи классицизма, но ни один архивный документ не доносит до нас его имени. Обычно называют имена И. Е. Старова, Ю. М. Фельтена, Н. А. Львова.

«Мне было интересно узнать, что через Ильинскую слободу проезжали, не только гости Олениных, в Земледельческую колонию направлялись по служебным делам Ф. М. Достоевский и А. Ф. Кони. А Ильинский храм посещал физиолог лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов, путь которого в лабораторию в Колтушах тоже вел мимо храма. Возможно, многие великие люди бывали на службе и в самом храме».

И, конечно, Анна Кунаева изобразила в своей авторской манере и храм, и дорогу в Приютино, и находящуюся недалеко плотину четко, ясно, даже несколько фантазийно. Возможно, мир изображений подменяет собой реальный мир? Почему нет? Автор – человек творческий и видит именно так, и Анна имеет на это право. Её работы — не столько высказывания о своем видении окружающего мире, сколько о его частях, которые художница соединила.

Проект Кунаевой «Уголки России» создает некое историческое усадебно-пригородное пространство, соединяя все изображения в законченный круг, сжатый информацией о прошлом и настоящем. Более того, контраст здесь заключается не только в черно-белом видении, но и в компоновке составляющих в определенной последовательности, куда входят не только виды Санкт-Петербурга, но и других дорогих для Анны мест – Устюжна, Пятигорск, Вологда, Боровичи…

«Простота» работ Анны Кунаевой достигается большими усилиями. Умиротворенность, основательность, которая исходит от них, четкость композиций иногда поднимаются до уровня знаковости и заставляют зрителя рассматривать их внимательно, как элемент зримой памяти ушедшей эпохи.

Пройтись по милым сердцу уголкам,

по тихим улочкам. Покоем насладиться.

Душою в век минувший устремиться.

Что лучше может быть?.. *

Смысл жизни любого человека определяется тем, как он воспользуется ею, во что ее превращает. Если решает: буду приносить и себе и окружающим больше радости – стало быть, в этом и заключается смысл его жизни. Но следует учитывать также и возможности, данные природой. Иной раз встают перед человеком определенные трудности, так и происходит в случае Анны Кунаевой. Следует восхищаться смелостью художницы с ограниченными физическими возможностями – она преодолевает все преграды, чтобы просто рисовать!

Стоит только восхищаться Анной – сколько же требуется внутренней силы и целеустремленности слабовидящему человеку, живущему в бесцветном полумраке, чтобы воспевать Красоту и Гармонию окружающего мира, Свет, Добро и безусловную Любовь!

 

 

* - В статье использованы стихотворения поэта Екатерины Пономарёвой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: