Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования лежит личностный интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала.
Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Среди преимуществ компьютерного обучения наиболее значимыми являются: - активная позиция учащегося; - переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно; - информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ; - «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения; - интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, справочники, словари) и образовательными сообществами (учителя, консультанты)
Применение компьютерных технологий решает следующие задачи:
- развитию информационной компетентности учащихся;
- развитию учебной мотивации;
- активизацию познавательной деятельности учащихся;
- развитию способности к самостоятельной работе;
- развитию коммуникативных навыков;
- развитию оценочных умений;
- укреплению веры ученика в свои силы и др.
Самообразование подразумевает самостоятельную поисковую работу обучающихся, направляемую преподавателем.
Какие информационные продукты можно использовать для самообразования.
Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресурсам для обеспечения дистанционного обучения.В частности в список вошли «Российская электронная школа", «Яндекс Учебник», платформы «ЯКласс», «Учи.ру», «Мои достижения", «Интернетурок.ру»и другие платформы.
Обучающие программы (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Такие программы носят обучающий характер: они содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть увязаны со всем учебным материалом.
Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и бумажный учебник.
Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний - вызывает массу дискуссий. Тем не менее, на практике общепризнанно, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще и снижает фактор субъективности. Тестовая система позволят подготовиться к экзаменам ЭГЭ и ОГЭ.
Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Создание презентаций в Power Point Презентации позволяют создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков ученику, а также учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа дает возможность использовать на разных этапах урока карты, рисунки, фотографии, диаграммы. Создавать образное представление о географических объектах. Уже в начальной школе ребята учатся делать презентации.
Работа со средствами программы Microsoft Office. При подготовке электронной продукции ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик превращается в компьютерного художника (работа должна быть красивой и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать логическое мышление, формирует общие умения и навыки. В процессе демонстрации своей работы ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
Образовательные платформы это ограниченный, личностно-ориентированный Интернет-ресурс, посвященный вопросам образования и саморазвития и содержащий учебные материалы, которые предоставляются пользователям на тех или иных условиях.
Основными задачами образовательной платформы являются: организация образовательного процесса на базе средств ИКТ; реализация интерактивного информационного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровне.
Какие платформы можно рекомендовать обучающимся для самообразования.
Первый ресурс – Российская Электронная Школа (РЭШ) это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Ресурс бесплатный. Доступный всем.
Образовательная платформа «ЯКласс» — это онлайн-тренажёр по 13 предметам школьной программы, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. В базе ресурса более 1,6 трлн заданий с генерациями — то есть у каждого из них более 50 вариантов
Использование тренажеров на уроке и при подготовке д/з позволяет осуществить индивидуальный подход, закрепить начальные навыки, получить представление о качестве усвоения материала, контролировать деятельность ученика на уроке и мотивировать его. Опыт показывает, что даже слабые ученики с удовольствием выполняют задания на компьютере, а в это время появляется возможность индивидуальной работы с сильными учениками, которые быстро выполняют задания.
Тренажеры полезны при изучении географической номенклатуры. В 9 классе при изучении административно-территориального деления России. Где нужно выучить республики, края, и другие административные единицы. В 10-11 классах при изучении стран При самостоятельной подготовке к подготовке к экзаменам в 9-11 классах.
Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Некоторые мои классы зарегистрированы на сайте. Я могу контролировать как они занимаются дополнительно по предмету. Принимаем участие в онлайн олимпиадах.
«Шаги решения» — это удобный онлайн-репетитор. Если ученик допустил ошибку, система отметит это и покажет подробный алгоритм выполнения задания, а потом предложит выполнить его ещё раз, но уже с новыми данными.
«Видеороки в интернет» - крупнейшая образовательная программа онлайн-платформа в РФ, которая помогает ученикам в изучении материала при дистанционном или самостояте льном обучении.
Интернетурок.ру — здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.
«Шаги решения» — это удобный онлайн-репетитор. Если ученик допустил ошибку, система отметит это и покажет подробный алгоритм выполнения задания, а потом предложит выполнить его ещё раз, но уже с новыми данными.
Педагог на современном учебном занятии отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от педагога требуется умение организовать активную познавательную деятельность обучающихся в качестве субъекта образовательного процесса. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика. Спроектировать образовательную среду ученика, научить ребенка самому находить необходимые знания задача и роль современного учителя. И в этом ему помогают различные информационные технологии.
Литература:
1.Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе/ И.В.Галузо. Витебск, 2003.
Электронные ресурсы:
https://kopilkaurokov.ru/himiya/prochee/doklad_formirovanie_navykov_samoobrazovatelnoi_deiatelnosti_uchashchikhsia_chere
-https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/12/05/doklad-na-temu-formirovanie-navykov-samoobrazovatelnoy
- https://infourok.ru/formirovanie-navikov-samoobrazovatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-cherez-ispolzovanie-informacionnih-tehnologiy-na-uroke-3490645.html