Технические правила верстки




За редким исключением (некоторых видов рекламных изданий), верстка должна быть единообразной во всем издании. Например, отбивки от текста заголовков одного значения должны быть примерно одинаковыми на протяжении всего издания, спуски равнозначных начальных полос равны и т. д. Полосы набора должны быть приводными, то есть границы и строки лицевой (нечетной) полосы должны совпадать с границами и строками оборотной (четной) полосы. Для этого следует:

o высоту частей текста, набранных шрифтом по кеглю меньшим или большим, чем шрифт основного текста, необходимо доводить при помощи отбивок до размера, кратного кеглю шрифта основного текста;

o высоту любых элементов полосы (заголовков, клише, таблиц, формул и т. д.) при помощи отбивок также нужно доводить до размера, кратного кеглю шрифта основного текста;

o нельзя прокладывать шпоны между абзацами или строками текста ради того, чтобы довести высоту полосы до заданного размера: это нарушит приводность полос.

Полоса не должна начинаться «висячей» строкой, т. е. концевой строкой абзаца, особенно неполной (причины — пауза при переходе со страницы на страницу непосредственно перед следующей паузой — началом нового абзаца, что ухудшает условия чтения, и нарушения прямоугольности полосы).

Полоса, особенно нечетная, не должна заканчиваться первой строкой абзаца. Последнюю строку нечетной полосы не следует заканчивать переносом, поскольку перенос через страницу усложняет чтение. От этого правила разрешается отступать, если, следуя ему, придется нарушить другие технические правила набора или верстки.

При выгонке и вгонке строк по техническим причинам нельзя увеличивать или уменьшать пробелы между словами сверх допускаемых пределов.[2

3.1.2. Обработка иллюстраций

Для цветных, и одноцветных иллюстраций есть ряд возможностей наилучшего их расположения в тексте. Они определяются способом, используемым в работе c книгой или газетой, к примеру, применяемой наборной системой. В настоящее время типографии, используют современными графическими редакторы, в которые входит и программы верстки, способность легко и качественно сверстать рисунки и текст намного возросла по сравнению с временами, когда не было компьютеров. Настольная издательская система (НИС) — серьезно упрощает создание книг или газет. Пользуясь, оборудованием, которое помещается на обычном журнальном столе, один человек может создавать на компьютере и вспомогательных устройствах шрифты, иллюстрации и полные страницы, которые потом будут распечатаны на принтере.

Выбор основного образа действий для работы с иллюстративным материалом будет зависеть от того, будут ли иллюстрации заверстаны в текст и далее будут обрабатываться как единый массив, или же планируется отдельная обработка иллюстраций с последующим ручным монтажом. В первом случае иллюстрации могут быть переданы в программу верстки.

Графика, помещенная во внутрь главного текста, может далее обрабатываться многими способами.

Когда ведется работа c использованием НИС, то тогда лучше всего создавать иллюстрации непосредственно в программах для верстки. При этом рисунки можно не подвергать какой-либо отдельной обработке, ведь они генерируются как одна из частей оригинала макета. Если для текстового материала используется НИС, а графические иллюстрации подготовлены отдельно, есть возможность выбора: либо рисунки сканируются и затем помещаются в текст при верстке, либо в оригинале-макета предусматривается место для картинок, снятых с оригинала в нужном для нас масштабе и встраиваемых далее в текст.

Предварительное сканирование и вставка изображений в конечные файлы обходится намного дешевле. Имеется ряд преимуществ сохранности иллюстраций на том же файле, что и основной текст, особенно в случае, если ожидается значительный объем редактирования, дополнительные издания книги, или если файл будет повторно использоваться в будущем.

Чтобы получить изображения профессионального качества, надо чтобы штриховые картинки были отсканированы с минимальным разрешением 600 пикселей на дюйм, а при обработке рисунков издательствами, которые используют качественные сканирующие приборы, разрешение составляет не менее 1000 пикселей на дюйм. Разрешение на выводе тоже должно быть принято во внимание. Разрешение менее 600 пикселей на дюйм, не всегда подходит большинству графических рисунков; 600 пикселей это приемлемо, но наилучшие результат дает именно если разрешение в 1000 пикселей на дюйм и более.

Полутоновые оригиналы также могут обрабатываться настольными издательскими системами или системами предварительной обработки наборных машин вместе с основным текстом. Они могут быть обработаны и отдельно либо с помощью автономного сканера, либо с помощью фотокамеры с получением фотоотпечатков для последующего монтажа.

Наиболее совершенные системы электронной верстки предлагают широкие возможности по ретушированию, обрезке, а также применению специальных эффектов и отдельной подготовке фрагментов. Но для большинства книг такая система набора может оказаться излишне дорогостоящей. Здесь чаще используется более привычный подход: отсканированные изображения вручную комбинируют с фотоформами, содержащими текст, непосредственно перед операцией получения окончательных фотоформ.[3]

3.1.3. Спуск полос

Спуск полос — процесс размещения полос издания на монтаже и печатной форме, обеспечивающий после фальцовки и резки оттисков требуемое чередование страниц в тетрадях либо при печати изделий малого формата (например, визиток) на бумаге и печатной машине большого формата (А3, А2…) — размещение необходимого количества изделий в требуемой пропорции.

В настоящее время спуск полос можно осуществлять как из программ компьютерной верстки, так и при помощи отдельных специализированных программ.

Распространённые программы вёрстки, такие как Adobe PageMaker, QuarkXPress, Adobe InDesign имеют модули спуска полос собственной или сторонней разработки. Также для спуска полос используются специализированные программы, например: Inposition (DK&A), Imposition Publisher (Farrukh Systems), Presswise (Luminous), Strip It (One Vision), Preps (Kodak, ранее Creo, до этого ScenicSoft) и Impostrip (Ultimate). Если макет предоставлен в формате pdf — спуск полос можно осуществить в программе Adobe Acrobat при помощи плагина Quite Imposing Plus или при помощи свободного пакета impose+.

Современные технологии используют комплексный подход к подготовке издания. Частью такого комплекса является спуск полос с учетом технологических особенностей полиграфического производства. Новатором в этом выступила компания Fujifilm, разработав систему XMF, позволяющую визуализировать компьютерную, объемную модель спуска.

Спусковая полоса — в книжном деле первая полоса главы, части или раздела издания, выполненная с отступом в верхней части по сравнению с полосами основного текста.[1]

3.2. Выбор технологического процесса изготовления печатной формы

Печа́тная фо́рма — скомплектованный типографский набор; пластина, цилиндр и т. п. формы, поверхность которых содержит печатающие и пробельные элементы. Предназначена для многократного получения печатных оттисков. Взаимное расположение печатающих и пробельных элементов определяет способ печати.

В зависимости от способа печати, вида печатных машин, характера используемых материалов различают следующие печатные формы:

при высокой печати — набор, клише, стереотип; печатающие элементы располагаются выше пробельных.

при плоской печати — форма на монометалле (алюминий, цинк), биметалле и триметалле (например, сталь, медь, хром), на стекле; печатающие элементы располагаются в одной плоскости с пробельными.

при глубокой печати — медные или хромированные цилиндры. Печатающие элементы углублены.

3.2.1. Выбор технологии

Офсетная печать

Печатные формы для офсетной печати представляют собой тонкие (до 0,3 мм), хорошо натягивающиеся на формный цилиндр, преимущественно монометаллические или, реже, полиметаллические пластины. Используются также формы на полимерной или бумажной основе. Среди материалов для печатных форм на металлической основе значительное распространение получил алюминий (по сравнению с цинком и сталью). Необходимое зернение поверхности пластины выполняется механическим путем при помощи пескоструйной машины или на зернильных установках с шарами и абразивным материалом, а также с применением мокрой или сухой обработкой щетками. В настоящее время формные пластины зернятся почти исключительно электрохимическим путем и на заключительном этапе оксидируются.

В офсетной печати печатающие и пробельные элементы печатной формы лежат в одной плоскости. Печатающие элементы обладают гидрофобными свойствами, т.е. способностью отталкивать полярную увлажняющую жидкость, и одновременно олеофильными свойствами, позволяющими им воспринимать неполярную печатную краску. В то же время пробельные (непечатающие) элементы печатной формы, наоборот, имеют гидрофильные и в то же время олеофобные свойства, благодаря чему они воспринимают увлажняющую жидкость и отталкивают краску. Этот процесс происходит в результате физических явлений на поверхности раздела сред.

Правильное осуществление офсетного печатного процесса зависит от многих физико-химических явлений, связанных с материалами и компонентами, принимающими участие в нем. Приведенный ниже перечень представляет те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на качество офсетной печати:

- Влияние печатной формы

- Влияние красочных валиков

- Влияние резинового полотна

- Влияние печатной краски

- Влияние увлажняющего раствора

- Влияние запечатываемого материала

- Влияние печатной машины (на качество печати и стабильность процесса)

Перед печатью пробельные участки печатной формы покрываются тонким слоем увлажняющей жидкости. Этот раствор (состоящий из воды и вспомогательных добавок) равномерно распределяется увлажняющими валиками.

При печати увлажняющая жидкость соединяется с краской, образуя эмульсию. В случае, когда количество воды в эмульсии составляет 20–25% – это является стабильной эмульсией, соответствующей оптимальному балансу "краска/вода". Недостаточное увлажнение приводит к нарушению гидрофильности пробельных элементов и, как следствие, к тенению печатной формы.

Если воды становится больше, чем нужно, получается нестабильная эмульсия типа "краска в воде", т.е. происходит эмульгирование краски. Такая эмульсия воспринимается пробельными элементами и содержащаяся в ней краска создает фон на оттиске, нарушается равномерность подачи краски, замедляется закрепление краски на оттисках, появляется бледная печать.

Для поддержания баланса "краска/вода" следует учитывать такие показатели как свойства исходной воды, качество полученного увлажняющего раствора, тип и состояние увлажняющего аппарата, печатная краска, печатная форма, офсетная резина, бумага. Основными показателями, определяющими качество увлажняющего раствора, являются – кислотность, электропроводность и жёсткость воды.[4]

 

3.2.2. Набор технологических операций

Рисунок 1. Схема процесса изготовления офсетных форм по технологии «компьютер — фотоформа»

Качество фотоформ должно отвечать требованиям технологического процесса изготовления печатных форм. Эти требования определяются способом печати, применяемой технологией и материалами. Например, комплект цветоделенных растровых диапозитивных фотоформ для офсетной листовой печати на многокрасочной машине (печать по сырому) на наиболее распространенной сегодня мелованной бумаге должен обладать следующими характеристиками:

отсутствие царапин, заломов, посторонних включений и других механических повреждений;

минимальная оптическая плотность (оптическая плотность основы пленки с учетом плотности вуали) — не более 0,1 D;

максимальная оптическая плотность для фотоформ, изготовленных лазерным экспонированием (с учетом плотности вуали), — не менее 3,6 D;

плотность ядра растровой точки не менее 2,5 D;

минимальная величина относительной площади растровых элементов — не более 3%;

наличие на фотоформе названий красок;

углы наклона растровой структуры соответствуют заданным величинам для каждой краски;

линиатура растровой структуры соответствует заданной;

несовмещение изображений на фотоформах одного комплекта по крестам — не выше 0,02% от длины диагонали. Это значение учитывает допуски на повторяемость при лазерном экспонировании и величину деформации пленки;

наличие на фотоформе контрольных меток и шкал.[5]

 

3.3. Выбор проектируемого оборудования

Настольная издательская система (НИС) — комплект оборудования для подготовки оригинал-макета издания, готового для передачи в типографию.

Как правило, в состав НИС включают один или несколько персональных компьютеров с необходимым программным обеспечением для создания макета оформления, распознания, набора и вёрстки текста, редактирования изображений, допечатной подготовки оригинал-макета. В состав НИС могут входить принтер для вывода промежуточных результатов и пленок, а также сканер.

Появление персональных компьютеров и издательского ПО в конце 1980-х годов произвело революцию в издательском деле и полиграфии, существенно изменив и, отчасти, упростив технологические процессы. Операции набора и вёрстки переместились из типографии прямо в издательство, в то время как типографии стали заниматься почти исключительно печатными и послепечатными процессами, такими как брошюровка, переплет и т. д.

3.3.1. Оборудование для обработки иллюстраций

Для обработки иллюстраций требуется:

- персональный компьютер и периферия;

- соответствующее программное обеспечение (CorelDraw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator…);

- устройства ввода: сканер, графический планшет.

3.3.2. Оборудование для верстки

Для верстки текста нам потребуются: персональный компьютер и периферия, устройства ввода текста и программное обеспечение – Microsoft Word 2003/2007/2010/2016, Adobe Indesign и т.д.

3.3.3. Монтажный стол

Свободное белое пространство, окружающее макет страницы, называется монтажным столом. Монтажный стол – это стандартный компонент любой программы, предназначенной для верстки или рисования. Название объекта отражает его функции. Монтажный стол служит для планировки публикации и хранения вспомогательных материалов, заготовок, набросков, эскизов и пр.

Рисунок 2. Новый документ и палитра инструментов

3.4. Выбор материалов

Современная полиграфия отличается высокой технической сложностью и огромными потребностями в расходных материалах. В подавляющем большинстве случаев это продукция химической промышленности: покрытия, краски и т.д. В основе производства полиграфического продукта лежит использование качественных расходных материалов. Для того чтобы организовать полноценный процесс печати полиграфии существует целый ряд средств разных видов, назначений и особенностей их применения. Расходные материалы подразделяются на две группы:

1. Основные, входящие в состав изготовленной продукции. Сюда относятся: бумага, картон, полимерные материалы, стекло, краски, переплетные, отделочные материалы.

2. Вспомогательные, использующиеся непосредственно в процессе производства для обслуживания технологических процессов. Они подразделяются на специфические для полиграфического производства (например, для создания форм, красочных валиков и т.д.) и общего назначения, использующихся в других отраслях.

Рассмотрим основные типы полиграфических расходных материалов.

3.4.1. Бумага и краски

Бумага — основной материал полиграфии, имеющий обширный перечень характеристик и свойств: механическая плотность, коробление, пористость, пыльность и многое другое. Для определенных видов работ и применяемого оборудования применяется свой тип бумаги. Часто используемые типы — мелованная бумага, картон, с полимерным покрытием и тиснением.

В офсетной печати перенос краски с формы на оттиск осуществляется через резинотканевую офсетную пластину, деформация которой компенсирует неровности бумаги и метрические погрешности печатного устройства.

Вторая особенность офсетной печати — увлажнение формы — предъявляет к бумаге требования влагостойкости и ограничения деформации при увлажнении. Влагостойкость офсетной бумаги обеспечивается повышенной степенью проклейки — 1,25-1,75. Возможно также выщипывание частиц бумаги вязкой и липкой краской. Во избежание этого офсетная бумага выбирается с повышенной прочностью структуры (разрывной длиной).

Краски для печати — важнейшие расходные материалы для полиграфии. Краски классифицируются от своей химической основы и назначения. Существуют следующие типы красок:

— общего назначения, применяемые для листовой печати;

— краски, предназначенные для нанесения на металлическую поверхность;

— ротационные краски;

— пищевые краски;

— ультрафиолетовые краски и т.д.[6]

3.4.2. Фототехническая пленка

Фототехническая плёнка — светочувствительный материал, предназначенный для репродукционных работ и для изготовления фотошаблонов и фотоформ, главным образом, в полиграфии и фотолитографии. Фототехнические плёнки выпускаются преимущественно листовыми, часто на безусадочной лавсановой подложке.

Характерной особенностью фототехнических плёнок являются очень высокие коэффициент контрастности и максимальная оптическая плотность. Последнее необходимо в полиграфии для точного воспроизведения мелких шрифтов и растровых изображений. Большинство фототехнических плёнок содержат один светочувствительный слой и окрашенный противоореольный подслой, обесцвечивающийся при лабораторной обработке. Маркировка советских и российских фототехнических плёнок начинается с букв «ФТ» и оканчивается цифрами, первая из которых (две первых при трёхзначном индексе) обозначает приближённое значение коэффициента контрастности, а последняя — степень сенсибилизации. При этом «0» обозначает несенсибилизированную фотоэмульсию, «1» — ортохроматическую и «2» — изопанхроматическую. Буквы в конце обозначают особенности плёнки, например «П» соответствует лавсановой подложке, являясь первой буквой слова «полиэтилентерефталат».

Советская промышленность выпускала широкий ассортимент фототехнических плёнок».[1]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: