Исследование неречевых психических функций
Общие данные
Особенности поведения____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Исследование слухового восприятия:
• дифференциация контрастного звучания двух игрушек
молоточка и дудочки _________
колокольчика и свистка _________
пищалки и погремушки _________
3. Исследование зрительного восприятия:
• различение величины (большой — маленький) ___________________
• различение цвета (показать по просьбе логопеда)
красный | зеленый | ||
синий | желтый |
• различение плоских геометрических форм (показать по просьбе логопеда)
круг | квадрат | треугольник |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
• ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления: вверху, внизу)________________________________________
• складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез)__________________
______________________________________________________________
• складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево»)
_________________________________________________________________
• сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башенка»)____________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
(упражнения выполняются по подражанию логопеду)
Состояние общей моторики
попрыгать на двух ногах | |
переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой) | |
потопать ногами и похлопать руками одновременно |
Состояние ручной моторики
Ведущая рука _________________________________________________________
|
Кинестетическая основа движений:
• сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке _________________________________
Кинетическая основа движений:
• согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке ___________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
v закрыть правый глаз____________________________________________
v закрыть левый глаз_____________________________________________
v поднять брови вверх («удивиться»)_____________________________
v нахмурить брови («рассердиться»)______________________________
v надуть щеки («толстячок»)_____________________________________
Состояние артикуляционной моторики
а) губы: упражнения «Улыбка», «Трубочка»
v тонус (нормальный, вялый, напряженный)_______________________
v темп движения (нормальный, быстрый, медленный)_______________
v длительность (способность удерживать губы в заданном положении)_________________________________________________
б) язык: упражнения «Лопатка», «Качели»
v тонус (нормальный, вялый, напряженный)_______________________
v темп движения (нормальный, быстрый, медленный)_______________
v длительность (способность удерживать язык в заданном положении)_________________________________________________
v добавочные и лишние движения (синкинезия)____________________
в) «Цоканье»_______________________________________________________
v тонус___________________________________________________________
|
v темп___________________________________________________________
v наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка___________
(нужное подчеркнуть)
v точность выполнения___________________________________________
Мягкое нёбо
Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений.) ______________________________
_________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы ____________________________________________________
(N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина, шрамы)
б) зубы ____________________________________________________
(N, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)
в) прикус___________________________________________________
(N, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус)
г) твердое небо _____________________________________________
(N, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
д) мягкое небо ______________________________________________
(N, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
е) язык_____________________________________________________
(N, массивный, «географический», маленький)
ж) подъязычная связка_______________________________________
(N, укороченная, короткая)
Состояние звукопроизношения
а | о | у | и | э | ы | г | к | х | б | п | д | т | в | ф | м |
н | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й | |
Состояние дыхательной и голосовой функций
голос______________________________________________________________
|
(нормальный, тихий, громкий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)
тип физиологического дыхания________________________________________
(верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
• Изолированные слова
дом | вода | ||
кот | вата | ||
дуб | Дима | ||
бык | Тома |
вагоны | |
бананы | |
батоны | |
панама |
Состояние фонематического восприятия
Повторить сочетание звуков и слов:
АУ | АО | УИ | ЭА |
БА-ПА | ГА-КА | ТА-ДА | НЯ-НА |
Исследование состояния импрессивной речи
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ.
Понимание существительных (показать картинки по предложенным темам):
v Мебель ______________________________________________________________________________________________
v Животные __________________________________________________________________________________________
v Игрушки ____________________________________________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
v Кто идёт? ___________________________________________________________________________________________
v Кто бежит? ________________________________________________________________________________________
v Кто летит? _________________________________________________________________________________________
v Кто плывёт? _______________________________________________________________________________________
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать на предметах):
v Где кукла? Где куклы? _________________________________________________________________________
v Где кубик? Где кубики? _______________________________________________________________________
v Где книга? Где книги? _________________________________________________________________________
Дифференциация предложно-падежных конструкций:
v Покажи, где кубик НА коробке. ____________________________________________________________
v Покажи, где кубик В коробке. _______________________________________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательной формы существительных (показать по картинкам):
v Дом – домик _______________________________________________________________________________________
v Мяч – мячик _______________________________________________________________________________________
v Шар – шарик ______________________________________________________________________________________
Понимание инструкций:
v Сядь на стульчик ________________________________________________________________________________
v Возьми книгу _____________________________________________________________________________________
v Встань со стульчика, попрыгай _____________________________________________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Беседа
Как тебя зовут? ________________________________________
Сколько тебе лет? __________________________________
Как зовут маму? _________________ папу______________
Состояние активного словаря
А) ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ:
Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):
А-а-а! (девочка укачивает куклу) __________________________________________________________________
Ту-ту-ту! (гудит поезд) ________________________________________________________________________________
Би-би-би! (сигналит машина) _______________________________________________________________________
Мяу! Мяу! (мяукает кошка) _____________________________________________
Му-му! (мычит корова) _________________________________________________
Гав-гав! (лает собака) ___________________________________________________
Га-га-га! (кричат гуси) __________________________________________________
Б) НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
Назвать существительные по темам
«Игрушки »___________________________________________________________
«Посуда»_______________________________________________________
«Одежда»_______________________________________________________
В) ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
Назвать действия по картинкам (Что делает утка?)
«Плывёт»_______________________________________________________
«Идёт» _________________________________________________________
«Летит» ________________________________________________________
С) АТРИБУТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
Назвать признаки по картинкам: