СКАЗАНИИ О ДВЕНАДЦАТИ ПЯТНИЦАХ




СКАЗАНИЕ О ДВЕНАДЦАТИ ПЯТНИЦАХ

https://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1156.htm

Дощечка 24в
Кто же эти Пятницы, которые столь щедрой рукой раздают постящимся в их честь разнообразные дары и милости? По понятиям народа, это живые существа, к которым можно обращаться с молитвой и прощениями

Оп.: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 3: XI–XII века. – 413 с.

Lib.pushkinskijdom.ru

См. библиографию.

- "Страстная пятница", "Великая пятница" - культ у славян, Успенский, 1982.

«Сказание о двенадцати пятницах» — апокриф, возникший, по-видимому, в начале христианской эпохи, когда споры «о правой вере» с иудеями были еще животрепещущими. На русскую почву текст попал в переводе с греческого языка, скорее всего, через южнославянское посредство. Одним из наиболее ранних славянских списков (если не самым ранним) считается сербский по происхождению список, опубликованный по рукописи Белградской библиотеки № 200 в 1872 г. Ст. Новаковичем (Starine, кн. IV, Загреб), который датировал его началом XIV в. Известны также списки XV—XIX вв. под разными названиями: «Слово о сказании...», «Обретение...».

“И когда сказал это иудей, спросил он христианина: «Вижу, что ты мудрый муж. Не знаешь ли о двенадцати пятницах, что на пользу вашим душам?» И спросив это, вышел вон, от горести не в силах стоять. Но остался сын его, имя которому Малх. И спросил его христианин: «Знаешь ли ты о двенадцати пятницах, и что говорил твой отец?» Тот сказал: «Знаю, что деды наши схватили некоего христианина, из (числа) ваших апостолов, у него отняли свиток, на котором было написано о двенадцати пятницах. А самого его умертвили злою смертью. А свиток, прочитав, предали огню. И до сих пор между нами существует клятва, чтобы было это неизвестно христианам. Я знаю, что хороша ваша вера, и жаждет ее моя душа». И начал излагать ему Малх все от начала и до конца.”

https://www.chaskor.ru/article/vot_te_pyatnitsa_12212

https://forum.lazarev.ru/viewtopic.php?f=1&t=23976&p=871442

СКАЗАНИИ О ДВЕНАДЦАТИ ПЯТНИЦАХ

Впрочем, эта поговорка может означать и ещё кое-что. Дело в том, что Пятница не одна. Пятницами называют 12 богинь, более или менее равномерно распределённых по годовому кругу. Сведения о них сохранились, например, в «Сказании о двенадцати пятницах». Речь о тех пятницах, которые предшествуют большим православным праздникам. Вот они все наперечёт: 1-я приходится на первую неделю Великого поста, 2-я бывает пред Благовещением, 3-я — на Вербной неделе, 4-я — перед Вознесением, 5-я — перед Троицей, 6-я — перед Иваном Купалой, 7-я — перед Ильёю Пророком, 8-я — перед Успением, 9-я — перед архангелом Михаилом, 10-я — перед Косьмой и Дамианом, 11-я — перед Рождеством Христовым, 12-я — перед Богоявлением. У каждого времени своя Пятница.

Церковные власти, понимая, что христианством тут и не пахнет, запрещали праздновать эти пятницы. Но народ их всё-таки праздновал. «Стоглав» по этому поводу возмущается: «По погостам и по сёлам лживые пророки мужики, и жёнки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются святая Пятница». Тут не сказано, какая именно из Пятниц является. А между тем в народе Пятниц очень даже различали. И представляли их вполне конкретными живыми существами, девицами. Сергей Максимов в своей классической книжке «Нечистая, неведомая и крестная сила» сообщает, что к ним обращались с молитвами, а о людях, нарушивших клятву, говорили: «И как его Девятая Пятница не убила». Или: «Хоть бы его матушка Ильинская Пятница покарала». Пятницей также божились: «Вот те Пятница».

Нас не должно смущать то, что Пятниц (Мокошей) много. Божественная сущность Бабы едина, но воплощаться она может в разные времена и в разных местах — в разных формах. Это азы теологии. Обычно Мокошь живёт в низинах у воды. Места силы этих русских наяд легко узнаются по роднику, бьющему под горой на берегу реки. Впрочем, часто подойдёшь, прочтёшь надпись и обнаружишь, что родник-то не Пятницкий, а Никольский. Ничего удивительного. Никола, заменивший древнего Волоса, и должен быть связан с Мокошью. Как правило, они рядом. В легендах это иногда отражается своеобразно. Например, в Ивановской области есть Николо-Шартомский монастырь, основанный в конце XIV века в устье речки Шартомы на месте явления Никольской иконы. Построенный на Шартоме деревянный монастырь вскоре смыло половодьем, и он оказался тремя километрами ниже по течению, возле села Пупки, где находится Пятницкая церковь. Никола как бы приплыл к своей Пятнице по реке да там и остался, монастырь назад не перенесли (подробнее здесь).

Типичная история Змея, побиваемого Громовержцем, схватка Перуна с Волосом, который, убегая, «слышит за собой — / Как будто грома грохотанье». Такая схватка всегда заканчивается одинаково: Змей пригвождён к земле, земля (Параша) отнята у Змея. О деталях мифологии Змея я предполагаю поговорить 19 декабря (в день Николы Зимнего это будет очень уместно), а сейчас спешу успокоить читателей: Параша не утонула, ибо нимфы не тонут. Громовержущий всадник просто отнял её у Евгения, «лишнего человека», обнищавшего потомка древних родов, который играет в поэме роль виртуального хозяина Русской земли, древнего Волоса (от этого имени происходят и волость, и власть).

Социальная подоплёка Петровских реформ в этой истории вполне очевидна. Но вот вещь совершенно неочевидная и, кажется, пропущенная пушкинистами: наводнение случилось 20 ноября 1824 года, ровно в пятницу. А на следующий день пришёлся день Михаила Архангела. Пятница накануне этого дня называется Десятой. По народным поверьям, это самая старшая и самая страшная из всех двенадцати Пятниц.

Вообще-то изначальное значение имени Параскева — «канун праздника, приготовление». В данном случае — приготовление к пасхальному жертвоприношению. Пятничное приготовление превратилось у христиан в название пятого дня недели. А у греков-язычников этот день был посвящён Афродите. Точно так же, как у других народов, он был посвящён их женским божествам: Астарте, Иштар, Венере, Фрейе. Память об этом сохранилась в названиях пятницы во многих европейских языках: Dies Veneris, Viernes, Vendredi, Venerdi, Vrijdag, Friday, Fredag, Freitag. Пятница — день божественной женственности. И совсем не случайно зачахший без женской ласки Робинзон Крузо назвал своего языческого дружка Man Friday, Пятница.

В славянских языках Венерин день обозначают производными от числительного «пять». Несмотря на некоторую абстрактность названия, славянская пятница тоже день, пронизанный женственным духом. Единство божественной Бабы и пятницы архетипично. Христианскую мученицу Параскеву в наших краях стали звать Петкой, Пятиной, Пятницей. Но простой люд мало интересовался её прошлым, её благочестием, её виктимной смертью. Народ точно выделил главное: связь Параскевы с женским пятничным днём. И стал почитать в ней свою древнюю богиню Мокошь. Которая в свою очередь стала называться Пятницей. Или Параскевой, наречённой Пятницей.

Мокошь — единственное божество женского пола, которое святой князь Владимир допустил в свой пантеон. Восемь лет простояла она на горе в Киеве, а потом, когда непостоянный князь принял христианство, была им же и ниспровергнута вместе с Перуном, Волосом и другими богами. Историки спорят о том, что представляли собой боги равноапостольного Владимира и в каких отношениях между собой состояли. Но есть вещи бесспорные. В частности, Вячеслав Вс. Иванов и Владимир Топоров показали, что отношения Перуна и Волоса восходят к индоевропейскому мифу о поединке бога грозы с божественным змеем. А Борис Успенский написал книгу о трансформации Перуна в Илью Пророка (и Георгия Победоносца), а Волоса — в Николая Чудотворца. Мокошь в этом контексте может рассматриваться как мать сыра земля, Великая Баба, за которую бьются Громовник и Змей. Разумеется, никакими прямыми свидетельствами этот миф не подтверждается, но, говоря о Мокоши, его надо иметь в виду.

Согласно этнографическим данным, Пятница покровительствует в первую очередь женщинам: в замужестве, деторождении, домашнем хозяйстве, прядении и ткачестве, которые были табу в пятницу. В жертву ей приносили ткани, нитки, льняную кудель, овечью шерсть. Всё это бросали в колодец, над которым стояла деревянная скульптура Пятницы. Этот обряд назывался «мокрида». От слава «мокрый». От того же корня идёт и имя древней славянской Мокоши. Русским бабам эта богиня обычно являлась в виде простоволосой большеголовой женщины с длинными руками.

В народной религии Никола — заместитель языческого бога Волоса, который неотделим от Матери-Земли. В 1539 году в Оковецком лесу была обретена икона, на которой изображены вместе и Никола, и Богородица.

Читать дальше

Итак, спрятавшись за названием дня недели, Мокошь стала называться Пятницей. Но почитание Параскевы Пятницы как святой нетрудно отличить от почитания Пятницы как божества. Параскеву почитают 10 ноября, а Пятницу каждую неделю — в пятницу. В этот день нельзя работать. Никакой серьёзный бог не позволяет работать в день, посвящённый ему (вспомним хотя бы еврейскую субботу). Вот почему Пятница, застав женщину в пятницу за каким-нибудь делом (прядением, подметанием или купанием детей), таскает паршивку за волосы, колет спицами, выкручивает пальцы. Причём и сама является таким нерадивицам вся исколотая, в кровоподтёках, со слезящимися глазами. Как бы говорит: вот до чего ты меня довела — всю исколола, запорошили глаза, когда я невидимкой витала в свой святой день рядом с тобою. Логично: божество рядом с вами, так не предавайтесь же блуду труда, будьте праздны, внемлите. И до сих пор о любителях праздновать (не работать) говорят: «У него семь пятниц на неделе».

 

ВОСЕМЬ БОДХИСАТТВ И ВОСЕМЬ БОГИНЬ.
СИМВОЛЫЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Пять совокупностей – это пять татхагат, А пять элементов-первоначал – их супруги, Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы…

Из "Вайро Драбаг"

За исключением Будды Вайрочаны дхьяни-будд сопровождают по два бодхисаттвы и по две супруги бодхисаттв. Итого: восемь бодхисаттв мужского пола и восемь бодхисаттв женского пола.

Часто восемь бодхисаттв мужского пола называют просто: Восемь Бодхисаттв (тиб. byang chub sems dpa' brgyad). Восемь Бодхисаттв – это:

  1. Бодхисаттва Майтрея
  2. Бодхисаттва Кшитигарбха
  3. Бодхисаттва Акашагарбха
  4. Бодхисаттва Самантабхадра
  5. Бодхисаттва Авалокитешвара
  6. Бодхисаттва Манджушри
  7. Бодхисаттва Ваджрапани
  8. Бодхисаттва Сарваниварана-Вишкамбхин
Дхьяни-будда Название семейства Сопровождающие мужские бодхисаттвы
Вайрочана Будда
Акшобхья Ваджра Кшитигарбха и Майтрея
Ратнасамбхава Ратна Акашагарбха и Самантабхадра
Амитабха Падма Авалокитешвара и Манджушри
Амогхасиддхи Карма Ваджрапани и Сарваниварана-Вишкамбхин

Бодхисаттвы мужского и женского пола символизируют опоры чувств, или аятаны (тиб. skye mched, санскр. āyatana, букв. место, опора, база), шесть сознаний (точнее сказать, четыре из шести), а также время. Опоры чувств – это основы нашего восприятия. Всего – двенадцать таких опор. Это шесть органов чувств (шесть элементов чувств / индрии) и их объекты: глаз (чувство зрения) и форма, ухо (чувство слуха) и звук, нос (чувство обоняния) и запах (чувство запаха), язык (чувство вкуса) и вкус (объект вкуса), тело (тактильное чувство) и прикосновение, сознание (т.е. поверхностное сознание, разум / способность воспринимать мысли и идеи рассматривается как шестое чувство) и идеи. Шесть сознаний (тиб. rnam shes tshogs drug), или шесть различений, – это шесть осознаний чувственных восприятий: сознание зрения, сознание слуха, сознание обоняния, сознание запаха, сознание вкуса, сознание разума (т.е. различение идей). Шесть сознаний и двенадцать опор чувств образуют совокупность из восемнадцати элементов, которые также называют восемнадцать дхату (санскр. dhātu, тиб. khams, букв. элемент).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: