Философия как методология познания и мышления. Специфика философского подхода и философской методологии.




Вопрос

Методы теоретического исследования: формализация, абстрагирование, идеализация.

Характерной чертой теоретического познания является то, что субъект познания имеет дело с абстрактными объектами. Теоретическое знание характеризуется системностью. Идеализация - гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире. И характеризуется введением в объект таких признаков отсутствующих в его реальном прообразе, и исключением свойств, присущих этому прообразу. Формализация - построение абстрактных моделей, для исследования реальных объектов. Формализация обеспечивает возможность оперировать знаками, формулами. Вывод одних формул из других по правилам логики и математики позволяет установить теоретические закономерности без эмпиризма. Ф играет большую роль в анализе и уточнении научных понятий. В научном познании подчас нельзя не только разрешить, но даже сформулировать проблему, пока не будут уточнены относящиеся к ней понятия.

Обобщение и абстрагирование - два логических приема, применяемые почти всегда совместно в процессе познания. Обобщение - это мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. Абстрагирование - это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств рассматриваемых предметов или отношений и отбрасывание (в рамках нашего изучения) последних. Абстрагирование не может осуществляться без обобщения, без выделения того общего, существенного, что подлежит абстрагированию. Обобщение и абстрагирование неизменно применяются в процессе формирования понятий, при переходе от представлений к понятиям и, вместе с индукцией, как эвристический метод.

Формы знания на теоретическом уровне: проблема, гипотеза, теория.

Проблема – это форма теоретических знаний, содержанием которого является то, что необходимо познать. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, который включает два основных момента: 1) постановка проблемы; 2) решение.

Гипотеза – (греч. hypothesis – основание, принцип, предложение) это ещё не доказанное теоретическое построение (рассуждение), предположение. Этим гипотеза отличается от теории, которая носит научно доказанный характер. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы – необходимый момент развития научного знания. Все науки развиваются посредством гипотезы, и все теории проходят стадию гипотезы. Гипотеза не должна логически противоречить ранее установленным знаниям (фактам, законам, принципам), достоверность которых уже доказана; она должна объяснять все факты, относящиеся к данному кругу явлений, должна быть по возможности простой, лишённой искусственных нагромождений. Хотя в гипотезе и есть неистинный момент, сама она представляет форму развития мысли по пути достижения объективной истины, обязательно содержит в себе нечто достоверное и в конечном итоге, будучи доказанной, превращается в научную теорию.

Теория – (греч. theos – наблюдение, рассмотрение, исследование) форма обобщённого отражения действительности в мышлении. Термин «Теория» употребляется в философии в двух основных значениях. В широком значении это наука, знание вообще, в отличии от практической деятельности людей. Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идёт значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета и тем самым помогает практике более успешно овладевать им. В более узком значении теория – это знание, имеющее строго определённую форму.

Методы построения теории

Гипотетико-дедуктивный метод предполагает выдвижение гипотезы, направленное на решение научной проблемы. В качестве гипотезы выступают теоретические модели. Они предшествуют эмпирическому опыту. Решение проблемы начинается с высказывания предположения о существовании законов, объясняющих факты. На основе действия названных законов предсказываются новые факты, которые должны либо подтвердить, либо опровергнуть гипотезу.

Аксиоматический метод – организация теоретического знания, при которой исходные суждения принимаются без доказательств. Они называются аксиомами. На базе аксиом по логическим правилам выводятся новые теории.

 

 

Вопрос 32

Философия как методология познания и мышления. Специфика философского подхода и философской методологии.

 

В философии явления действительности осмысливаются в системе философских категорий как наиболее общих понятий об этих явлениях и их познании. Это значит, что философские категории играют методологическую роль в познании действительности, а философия в целом выступает как методология познания и мышления исследователя.

 

Понятие "метод" (от греч. methodos – путь исследования) означает путь и способ познания какого-либо явления, подход к его исследованию. Этому по-своему учат почти все философские системы.

Индуктивный метод (Ф. Бэкон), индуктивные обобщения полностью безупречны лишь в том случае, если досконально изучены все научно установленные факты, на основе которых делаются эти обобщения. Это называется полной индукцией. Чаще всего это сделать очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому чаще используется метод неполной индукции – изучение какой-то части явлений и распространение вывода на все явления данного класса. Обобщения, полученные на основе неполной индукции, в одних случаях могут носить достоверный характер, а в других – более вероятностный. Дедуктивныйметод (Р. Декарт) познания человеком мира и человеческого мышления – выведение из аксиом (научных истин, не требующих доказательств) по правилам логики определенных суждений и умозаключений. Последние признаются истинными, если истинными являются исходные положения и безупречно выполняются логические операции. К философским методам познания относятся также анализ и синтез. Анализ явлений природы и общества заключается в их мысленном разделении на элементы, чтобы изучить каждый из них. Однако любой из их элементов функционирует во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Поэтому анализ каждого элемента предполагает одновременное осмысление указанных взаимосвязей и взаимодействий, а это составляет содержание синтеза. Таким образом, анализ и синтез – это две взаимосвязанные стороны мыслительной деятельности людей и, соответственно, два взаимосвязанных метода познания ими явлений действительности.Важное познавательное значение имеет философский метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он как бы объединяет в определенном соотношении указанные выше методы исследования.

Любая научная абстракция, выраженная в форме того или иного понятия, более глубоко отражает свойства изучаемого явления, чем эмпирические представления о нем, ибо выражает необходимое и существенное в этих свойствах, отделяя их от всего случайного и несущественного. Выстраиваясь в определенную систему, абстрактные понятия позволяют представить изучаемое явление на сущностном уровне и понять законы его развития. Формируется целостное знание об этом явлении, отражающее внутренние связи и взаимодействия составляющих его элементов. При этом совершаются такие логические операции, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, мысленное моделирование и т.д. Данный познавательный процесс характеризуется как восхождение от абстрактного к мысленно конкретному знанию о предмете исследования. Это знание становится содержанием соответствующей философской теории.

Рассмотренные выше методы – это своеобразные проявления диалектики как теории и метода познания человеком явлений действительности и его мыслительной деятельности. Диалектика есть наиболее общий метод познания и мышления человека. Многие другие методы – это лишь ее специфические проявления. Основные положения диалектики заключаются в том, чтобы, во-первых, рассматривать любое явление в той системе связей с другими явлениями, в которой оно реально существует; во-вторых, рассматривать его в процессе развития с учетом того, как это явление возникло, как оно развивалось и каким оно стало теперь. При этом будут выявлены его природа, сущность, содержание и особенности. С точки зрения диалектики, источником развития явлений выступают присущие им внутренние противоречие и противоречия с другими явлениями. Из этих противоречий постоянно возникают импульсы к развитию и адаптации к новым условиям существования.

 

Содержание высшего, философского уровня методологии объединяет в себе общие принципы познания с категориальным аппаратом науки в целом.

Философский уровень играет роль содержательного основания и выступает во всеобщем методологическом качестве всякого методологического знания.

Философия как наука стремится к обобщению, соответственно, многие её методы служат именно этой цели. Например, три наиболее универсальных и обобщающих метода познания и интерпретации действительности это:

 

Диалектический метод, развитый Гегелем, когда он включил в методологию философии само наукознание, то есть, исследование самой науки. Исследуемый объект рассматривается не только в себе самом и своих процессах, но и с связанными, мешающими, противоречивыми явлениями и процессами. Так как этот метод основан на диалектике, то в нём применимы три её, диалектики, закона, сформулированные Гегелем же: закон равенства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон качественных и количественных изменений;

Критический метод позволяет выявлять полезные и вредные свойства рассматриваемого объекта для условно поставленной цели или процесса, а также прогнозировать развитие взаимодействия исследуемого объекта и связанных с ним процессов и явлений;

Гермевтический метод, развитый Хайдеггером, Куном и другими, позволяет рассматривать знание о чём-либо не только как объективный факт, но и с позиции исследователя, то есть, в контексте исследования. Этот метод получил широкое применение в экзистенциализме при исследовании отношения существования и бытия как осознания и переживания первого.

 

33. Диалектика как метод научного исследования (Гео́ргВильге́льмФри́дрихГе́гель 18-19 вв., К. Маркс)

Рассматривая диалектический метод исследования, немного остановимся на самом понятии диалектика. ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин)

Таким образом, диалектический метод - это философская стратегия поиска истины, инновационного мышления, результативной деятельности. Знание его основ приобщает мыслящего человека к генеральным путям осмысления действительности, выработанным многовековым опытом философии.

Основателем метода был Гегель, а Маркс лишь развил его, придав ему новое направление, сделав его поистине сильнейшей школой материалистической философии. Но диалектика Гегеля была диалектикой идеалистической, а современная диалектика, начало преобразованию которой положил Маркс, является диалектикой материалистической. То есть признающей первичность материи, и ее определяющей роли в существовании не материального мира. Этот мир является как следствием существования материи, так и следствием ее движения.

Диалектика Гегеля.

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности…

Диалектический материализм, философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий.

В основу диалектического материализма была положена диалектика Гегеля, но на материалистических принципах. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия; сознание просто свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания- три закона диалектики.

Единство и борьба противоположностей, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Другими словами единство и борьба противоположностей есть закон, в силу которого всем вещам, явления, процессам свойственны внутренне противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. Переход количественных изменений в качественные, один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития. Достигнув определенной пороговой величины (так называемой границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. В силу этого закона мелкие, в начале незаметные, количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения, вследствие чего предметы изменяются, старое качество исчезает, возникает новое качество. Закон отрицания отрицания, один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г. В. Ф. Гегелем и развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Итак закон отрицания отрицания есть закон действием которого обуславливается связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое, зряшное отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, прогрессивный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: