АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ
СЮЖЕТ
МАЛИНОВСКОЙ ЛЮБОВЬ МАКАРОНЫ
«Я ПОМНЮ!»…
Воспоминания Малиновской (Белокриницкой) Любовь Макаровны (ветерана педагогического труда, ребенка войны)
«То, что забыть нельзя»
Мои родители Щучкина Анастасия Степановна и Белокриницкий Макар Дмитриевич встретились и поженились в поселке Березовский Краснодарского края, куда были направлены на работу. Летом 1941 года они выехали на Дон в станицу Клетскую к родителям мамы.
Приехав в Москву, на Красной площади они услышали сообщение о начале войны. Отец должен был вернуться, так как был работником райкома партии, мама приехала к родителям, так как ждала ребенка. Отца сразу по возвращению переправили на фронт, служил политруком стрелковой роты. В письмах с фронта он писал маме «Береги себя и береги сына». Погиб он в июне 1941года в первых боях за Смоленск, так и не узнав, что у него родилась дочь.
Перед Сталинградом шли бои еще на Клетском плацдарме, здесь были выпущены первые «Катюши». Станица Клетская переходила из рук в руки несколько раз, почти все дома были разрушены и жители рыли землянки и поселялись там.
Однажды в землянку нашу ворвался фашист и хотел стрелять в маму, другой выхватил автомат, увидев ребенка! «Kind» (наверное, вспомнил своих детей). Наша семья переходила от одного хутора в другой, подальше от войны.
Когда освободили Донбасс, многие уезжали туда в поисках работы, здесь уже восстанавливали шахты. Говорили: «Здесь, можно купить даже хлеб». Нашей семье возвращаться было некуда: все сгорело. Так в 1944г. мы с мамой переехали на Донбасс. Мама была направлена в Дьяковскую школу учителем русского языка и литературы.
Детство мое прошло в селе Дьяково. Голод 1947 года помню хорошо. Какие «вкусные» были оладьи из лебеды, конского щавеля и муки из «перекоти-поле». Мы, дети, собирали лебеду и щавель в огородах, перекоти-поле на полях: сухое – для себя на муку, а зеленое – корове. Корова тогда была в селе первая кормилица.
В школу я пошла в 1949 году. Школа была разбросана на несколько хат. Наш класс слышал звонок, который звенел во дворе учительской. Наша учительница должна была перейти длинный огород, чтобы попасть в класс. Портфелей у большинства детей не было, книги и тетради носили в сумках, сшитых матерями. Начиная с 5-6 класса помогали колхозникам в уборке урожая, убирали помидоры, арбузы, кукурузу, работали на сортоиспытательном участке.
Так случилось, что мама почти 2 месяца была прикована к постели, а другого учителя в старших классах не было. Так вот, в 10 классе русский язык и литературу ставили последними уроками, ученики приходили к нам домой, садились у постели мамы и так проводили урок. Заканчивались уроки в 19.30, половина учеников шли пешком в село Бобриково (почти 5 км.), но уроков никто не пропускал.
Я прожила достаточно долгую жизнь, но воспоминания о моих детских военных и послевоенных годах, свято хранятся в моей душе и памяти. И каждый год, в день празднования Великой Победы, я беру фото своего отца и присоединяюсь к патриотической акции «Бессмертный полк». И лелею надежду, что на безымянную могилу моего отца кто-то возложит цветы.