К концу изучения курса «Школы вежливых наук» ученик




Пояснительная записка

Программа учебного курса «Школа вежливых наук» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

 

Цель программы:

- формирование гармонической, всесторонне развитой личности и привитие элементарных навыков культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для всех сторон личности.

Средства достижения цели:

- интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированное занятие.

 

Основной принцип построения программного материала

- последовательное обучение детей нормам нравственности и речевого этикета, познания и самосовершенствования своей личности.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

 

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

l обучение навыкам общения и сотрудничества;

l формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

l развитие коммуникативных умений в процессе общения;

l введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

 

Воспитательные идеи программы:

l Старайся делать добро!

l Бойся обидеть человека!

l Люби и прощай людей!

l Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

l Познай мир и себя!

l Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Формы реализации программы:

Ø беседы

Ø игры

Ø викторины

Ø игры-путешествия

Ø конкурсы чтецов

Ø конкурсы рисунков

Ø игра с последующей рефлексией

Ø день добрых сюрпризов

Ø смотр талантов.

 

 

Занятия курса «Школа вежливых наук» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

 

Предполагаемый результат:

· приобретение опыта доброго общения с людьми;

· проявление сильных добрых сторон характера;

· возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;

· построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.

 

 

К концу изучения курса «Школы вежливых наук» ученик

должен знать:

 

v правила этикета и социального быта;

v вежливые слова;

v как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице и в других общественных местах;

v как помочь товарищу и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;

v гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;

v основные средства связи;

v сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.

 

должен уметь:

v для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,

v беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,

v потреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.

 

 

Тематическое планирование курса

 

№ заня тия Тема занятия Содержание, методические приемы Дата проведения
  Я – первоклассник. Как я выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.      
  Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.  
  Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.  
  Товарищи и друзья Как завоевывать друзей Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.    
    Без друзей меня чуть- чуть Правила общения с товарищами и друзьями. Взаимовыручка   взаимопомощь.    
      Мы выбираем дружбу     Праздник    
    Что такое этика и этикет Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.  
  Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».  
  О вежливых словах и их применении.   Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.    
  Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.  
  Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.  
  Правила извинения и просьбы     Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.      
  Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.  
  Что такое хорошо и что такое плохо   Игра- путешествие  
  Старших надо уважать, малышей – не обижать Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.  
  Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.  
  Моя семья Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.  
  Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.  
  Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».  
  Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».  
  Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.  
  Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»  
  Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».  
    Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.  
  Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.  
  Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.  
  Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..  
  Мы соберем большой хоровод Праздник с родителями  
  Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.  
  Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.  
  Сказка – ложь, да в ней намек Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.    
  Праздник вежливых ребят Праздник  
  Что мы узнали и чему научились Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».  

Используемая литература:

l Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

l Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

l Каландарова Н. «Уроки речевого творчества», М., 2008;

l Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

l Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

l Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

l Смолка К. «Правила хорошего тона», М., 1980;

l Электронное сопровождение к занятиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: