Пояснительная записка
Программа учебного курса «Школа вежливых наук» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.
Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Цель программы:
- формирование гармонической, всесторонне развитой личности и привитие элементарных навыков культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для всех сторон личности.
Средства достижения цели:
- интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированное занятие.
Основной принцип построения программного материала
- последовательное обучение детей нормам нравственности и речевого этикета, познания и самосовершенствования своей личности.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.
|
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
l обучение навыкам общения и сотрудничества;
l формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
l развитие коммуникативных умений в процессе общения;
l введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Воспитательные идеи программы:
l Старайся делать добро!
l Бойся обидеть человека!
l Люби и прощай людей!
l Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
l Познай мир и себя!
l Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Формы реализации программы:
Ø беседы
Ø игры
Ø викторины
Ø игры-путешествия
Ø конкурсы чтецов
Ø конкурсы рисунков
Ø игра с последующей рефлексией
Ø день добрых сюрпризов
Ø смотр талантов.
Занятия курса «Школа вежливых наук» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
Предполагаемый результат:
· приобретение опыта доброго общения с людьми;
|
· проявление сильных добрых сторон характера;
· возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
· построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
К концу изучения курса «Школы вежливых наук» ученик
должен знать:
v правила этикета и социального быта;
v вежливые слова;
v как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице и в других общественных местах;
v как помочь товарищу и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;
v гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;
v основные средства связи;
v сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.
должен уметь:
v для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,
v беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,
v потреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.
Тематическое планирование курса
№ заня тия | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Дата проведения |
Я – первоклассник. Как я выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | ||
Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | ||
Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | ||
Товарищи и друзья Как завоевывать друзей | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | ||
Без друзей меня чуть- чуть | Правила общения с товарищами и друзьями. Взаимовыручка взаимопомощь. | ||
Мы выбираем дружбу | Праздник | ||
Что такое этика и этикет | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. | ||
Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | ||
О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | ||
Правила знакомства, представления и обращения | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | ||
Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | ||
Правила извинения и просьбы | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | ||
Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. | ||
Что такое хорошо и что такое плохо | Игра- путешествие | ||
Старших надо уважать, малышей – не обижать | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | ||
Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | ||
Моя семья | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | ||
Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | ||
Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | ||
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | ||
Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | ||
Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | ||
Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | ||
Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | ||
Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | ||
Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | ||
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. | ||
Мы соберем большой хоровод | Праздник с родителями | ||
Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | ||
Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | ||
Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | ||
Праздник вежливых ребят | Праздник | ||
Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». |
Используемая литература:
|
l Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
l Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
l Каландарова Н. «Уроки речевого творчества», М., 2008;
l Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
l Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
l Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
l Смолка К. «Правила хорошего тона», М., 1980;
l Электронное сопровождение к занятиям.