Методы и принципы исследования систем
Цель работы: выработка практических навыков овладения системным способом мышления при решении проблем, возникающих в ходе функционирования предприятий.
Примеры систем для индивидуального выполнения
Вариант | Техническая Система | Социально-экономическая система |
Вентилятор | Швейный цех |
Задание 1: Вентилятор
№ п/п | Признак классификации | Тип системы по признаку (выбрать для конкретной системы) | Обоснование принадлежности |
По виду научного направления | Физическая | ||
По обусловленности действия | Детерминированная | взаимодействия элементов четко определено | |
По степени организованности | Хорошо организованная | ||
По происхождению | Искусственная | создана человеком | |
По основным элементам | Конкретная | состоит из материальных элементов | |
По взаимодействию со средой | Открытая | взаимодействует с окружающей средой | |
По степени сложности | Сложная | ||
По естественному разделению | Техническая | искусственная система, создана человеком |
Задание 1: Швейный цех
По виду научного направления | Социально-экономическая | ||
По обусловленности действия | Стохастическая | ||
По степени организованности | Хорошо организованная | ||
По происхождению | Искусственная | ||
По основным элементам | Конкретная | ||
По взаимодействию со средой | Изолированная | Не имеет взаимодействия с окружающей средой | |
По степени сложности | Сложная | ||
По естественному разделению | Социально-экономическая |
Задание 2: Вентилятор
Входы: Электро-схемы, детали;
Выходы: Обдув помещения;
Цель системы: -
Задание 2: Швейный цех
Входы: рабочий персонал, оборудование для швейного цеха, здание и сооружения;
Выходы: количество и качество изготовленного материала, прибыль;
Цель системы: Пошив вещей для обеспечения потребностей человечества.
Задание 3.
- Функция – Производить товары широкого потребления
Объекты: Завод по производству техники, запчасти, марка товара.
- Функции объекта Вентилятор: получение электрических импульсов, в следствии которых запускается вся система вентилирования;
- Функции объекта Швейных цех: предоставление рабочих мест, обеспечение потребностей граждан;
4. Дерево функций объекта Швейных цех:
![]() |
Задание 4.
Объект – Вентилятор, модель состава:
Микрофон состоит из следующих составных частей: капсюль, схема усиления, соединяющий шнур, разъем, кнопка включения, источник питания, корпус, защитно-фильтрующая сетка.
Модель структуры:
![]() |
Входная звуковая волна поступает через фильтрующую сетку на капсюль микрофона, где происходит преобразование в электрический сигнал. Сигнал усиливается схемой усиления и через соединяющий шнур направляется в записывающее устройство.
Объект – ВУЗ, модель состава: учебная система, абитуриенты, студенты, преподавательский состав, система финансирования, управляющий состав, обслуживающий состав.
Модель структуры:
Основная цель, достигнутая в ходе структурного моделирования – создание упорядоченных моделей систем и отображение взаимодействия их подсистем и элементов между собой.
Задание 5. Для социально-экономической системы заполнить матрицу системных характеристик.
Заданная система: ……….
Матрица системных характеристик для данной системы
физическое | динамическое | ||
ВХОДЫ | 1,2,3 | ||
ВЫХОДЫ | 1,2,3 | ||
Функция | 1-осн, 2-дополн. | ||
ЦЕЛЬ | |||
Элементы процессора | |||
Предмет труда | |||
Субъект труда | |||
Катализатор | |||
Преобразователь |
Пример.
Заданная система: ВУЗ
Матрица системных характеристик для данной системы
Измерение | физическое | динамическое | ||
Входы | абитуриенты | чел | чел/год | |
материально-техническая база | имеющиеся здания, оборудование и т.д. | изменение материальной базы за год | ||
мнение общества | мнение | изменение мнения в течение времени | ||
Выходы | специалисты | чел | чел/год | |
повышение квалификации преподавателей | научные работы | научных работ/год | ||
повышение общего уровня образования | % людей с высшим образованием | изменение числа людей в ВУЗовским образованием | ||
Функция | давать людям высшее образование | кол-во обученных | кол-во/год | |
предоставление рабочих мест преподавателям | устроенных человек | устроенных чел./год | ||
процессор | предмет труда | студенты | ||
субъект труда | преподавательский состав | |||
катализатор | изменение учебных программ | |||
преобразователь | получение людьми высшего образования на основе имеющихся ресурсов в соответствии с потребностями общества |
По итогам выполнения лабораторной работы необходимо написать отчет, сделать выводы, ответить на контрольные вопросы.
Приложение