Методы и принципы исследования систем
Цель работы: выработка практических навыков овладения системным способом мышления при решении проблем, возникающих в ходе функционирования предприятий.
Примеры систем для индивидуального выполнения
| Вариант | Техническая Система | Социально-экономическая система |
| Вентилятор | Швейный цех |
Задание 1: Вентилятор
| № п/п | Признак классификации | Тип системы по признаку (выбрать для конкретной системы) | Обоснование принадлежности |
| По виду научного направления | Физическая | ||
| По обусловленности действия | Детерминированная | взаимодействия элементов четко определено | |
| По степени организованности | Хорошо организованная | ||
| По происхождению | Искусственная | создана человеком | |
| По основным элементам | Конкретная | состоит из материальных элементов | |
| По взаимодействию со средой | Открытая | взаимодействует с окружающей средой | |
| По степени сложности | Сложная | ||
| По естественному разделению | Техническая | искусственная система, создана человеком |
Задание 1: Швейный цех
| По виду научного направления | Социально-экономическая | ||
| По обусловленности действия | Стохастическая | ||
| По степени организованности | Хорошо организованная | ||
| По происхождению | Искусственная | ||
| По основным элементам | Конкретная | ||
| По взаимодействию со средой | Изолированная | Не имеет взаимодействия с окружающей средой | |
| По степени сложности | Сложная | ||
| По естественному разделению | Социально-экономическая |
Задание 2: Вентилятор
Входы: Электро-схемы, детали;
Выходы: Обдув помещения;
Цель системы: -
Задание 2: Швейный цех
Входы: рабочий персонал, оборудование для швейного цеха, здание и сооружения;
Выходы: количество и качество изготовленного материала, прибыль;
Цель системы: Пошив вещей для обеспечения потребностей человечества.
Задание 3.
- Функция – Производить товары широкого потребления
Объекты: Завод по производству техники, запчасти, марка товара.
- Функции объекта Вентилятор: получение электрических импульсов, в следствии которых запускается вся система вентилирования;
- Функции объекта Швейных цех: предоставление рабочих мест, обеспечение потребностей граждан;
4. Дерево функций объекта Швейных цех:
![]() |
Задание 4.
Объект – Вентилятор, модель состава:
Микрофон состоит из следующих составных частей: капсюль, схема усиления, соединяющий шнур, разъем, кнопка включения, источник питания, корпус, защитно-фильтрующая сетка.
Модель структуры:
![]() |
Входная звуковая волна поступает через фильтрующую сетку на капсюль микрофона, где происходит преобразование в электрический сигнал. Сигнал усиливается схемой усиления и через соединяющий шнур направляется в записывающее устройство.
Объект – ВУЗ, модель состава: учебная система, абитуриенты, студенты, преподавательский состав, система финансирования, управляющий состав, обслуживающий состав.
Модель структуры:

Основная цель, достигнутая в ходе структурного моделирования – создание упорядоченных моделей систем и отображение взаимодействия их подсистем и элементов между собой.
Задание 5. Для социально-экономической системы заполнить матрицу системных характеристик.
Заданная система: ……….
Матрица системных характеристик для данной системы
| физическое | динамическое | ||
| ВХОДЫ | 1,2,3 | ||
| ВЫХОДЫ | 1,2,3 | ||
| Функция | 1-осн, 2-дополн. | ||
| ЦЕЛЬ | |||
| Элементы процессора | |||
| Предмет труда | |||
| Субъект труда | |||
| Катализатор | |||
| Преобразователь |
Пример.
Заданная система: ВУЗ
Матрица системных характеристик для данной системы
| Измерение | физическое | динамическое | ||
| Входы | абитуриенты | чел | чел/год | |
| материально-техническая база | имеющиеся здания, оборудование и т.д. | изменение материальной базы за год | ||
| мнение общества | мнение | изменение мнения в течение времени | ||
| Выходы | специалисты | чел | чел/год | |
| повышение квалификации преподавателей | научные работы | научных работ/год | ||
| повышение общего уровня образования | % людей с высшим образованием | изменение числа людей в ВУЗовским образованием | ||
| Функция | давать людям высшее образование | кол-во обученных | кол-во/год | |
| предоставление рабочих мест преподавателям | устроенных человек | устроенных чел./год | ||
| процессор | предмет труда | студенты | ||
| субъект труда | преподавательский состав | |||
| катализатор | изменение учебных программ | |||
| преобразователь | получение людьми высшего образования на основе имеющихся ресурсов в соответствии с потребностями общества |
По итогам выполнения лабораторной работы необходимо написать отчет, сделать выводы, ответить на контрольные вопросы.
Приложение

