Приложение 1
Тема 1.4. СЕПТАККОРД – аккорд, состоящий из четырех звуков, распложенных по терциям (в основе септаккорда – от основного тона – лежит трезвучие). Тоны септаккорда называются прима (1) – основной тон, терция (3) – терцовый тон, квинта (5) – квинтовый тон и септима (7) – септимовый тон. Септаккорд обозначается цифрой 7 – по названию интервала септима, образующейся между нижним и верхним звуком аккорда в сжатом его расположении.
Положение основного тона и других тонов в септаккорде и его обращениях:
Септаккорды бывают трех основных видов – малый (трех разновидностей), большой (трех разновидностей) и уменьшенный (одной разновидности). Вид септаккорда зависит от качественной величины септимы (малой, большой или уменьшенной), а разновидность – от качества терций и их сочетания. Полностью септаккордобозначается двумя прилагательными – первое означает качество септимы между крайними его звуками, а второе означает вид трезвучия в основе септаккорда (например, название малый мажорный септаккорд означает, что крайние звуки септаккорда образуют малую септиму, а в основе лежит мажорное трезвучие).
Малые септаккорды:
Малый мажорный септаккорд (сокращенно м.М.7), состоящий из Б53 + м.3 или б.3 + м.3 +м.3;
Малый минорный септаккорд (м.м.7), состоящий из М53 + м.3 или м.3 + б.3 + м.3;
Малый уменьшенный септаккорд (м.ум.7), состоящий из Ум.53 + б.3 или м.3 + м.3 + м.3;
Большие септаккорды:
Большой мажорный септаккорд (сокращенно Б.М.7), состоящий из Б53 + б.3 или б.3 + м.3 +б.3;
Большой минорный септаккорд (Б.м.7), состоящий из М53 + б.3 или м.3 + б.3 +б.3;
Большой увеличенный септаккорд (Б.Ув.7), состоящий из Ув.53 + м.3 или б.3 + б.3 +м.3;
Уменьшенный септаккорд (Ум.7) существует практически в одной разновидности, состоящей из ум.53 + м.3 или м.3 + м.3 +м.3.
|
СЕПТАККОРДЫВ ЛАДУ. Вводный септаккорд.
Вводный септаккорд — один важнейших аккордов доминантовой группы.
Называется он так по «вводному» тону — VII ступени в мажоре и VII# в миноре, «вводящей» непосредственно в первую ступень лада.
Есть два варианта: малый вводный (по структуре малый с уменьшённой квинтой, только в натуральном мажоре) и уменьшённый вводный (по структуре уменьшённый, в гармоническом мажоре и миноре). Разрешаются они одинаково.
Имеет два основных разрешения: прямое (прима и терция вверх, квинта и септима вниз) сразу в тонику и внутрифункциональное (внутри доминантовой функции, через обращение D7; правила — септима на ступень вниз, все остальные на месте). Прямое разрешение есть у всех обращений, кроме вводного секундаккорда, т.к. он попадает в K64, а аккорды доминантовой функции не соединяются с кадансовым.
У вводного терцквартаккорда есть ещё особое плагальное разрешение непосредственно в тоническое трезвучие с ходом баса IV-I.
Уменьшённый вводный терцквартаккорд с квартой имеет своё особое название — «рахманиновская субдоминанта», разрешается плагально в тоническое трезвучие, звучит как малый с уменьшённой квинтой септаккорд.
Перед вводным септаккордом могут стоять практически любые аккорды T-й и S-й функции, а также более слабые аккорды D-й функции. D7 равен вводному, и они могут идти друг в друга.
У вводных септаккордов в мажоре может быть понижена и повышена терция, а также повышена квинта, в миноре — понижена терция, повышена и понижена квинта.
|
© Теория на Сольфа.ру, 2020.
Приложение 2