Стояла осень.
Шел тыща девятьсот
Два раз по семь
Очередной обычный год.
На улицах листочки желтые лежали,
По Невскому народ ходил.
А в здании на Фонтанке утверждали -
Впервые школу-студию открыть
В редакции газеты "Смена".
Событию пришло, должно быть, время.
Представил планы Белоусов Миша.
Идея "снизу" вышла, а не спустилась "свыше".
Студийной школе имя дали "Ориентир-газета".
Предполагалось, что,когда наступит лето,
Задействовать ее,
И тем решить проблему
По выпуску студенческого приложения,
В котором жизни стройотрядов давалось отражение.
Что следует набрать в нее
Выпускников недавних
Из ВУЗов самых разных.
А главная же цель была:
Для тех,кто переступит через стрессы,
Учеба в школе-студии могла
Открыть дорогу для работы в настоящей прессе.
Такие предстояли чудеса
И видно этого хотели небеса.
И никогда не зная до конца,
Чем кончится и что получится,
Но так всегда, отъединившись частью от себя,
К конкретному творящий разум движется.
На тот момент сам Белоусов Михаил,
Не первый год как журналистом был,
Со стажем.
Уж тридцать два исполнилось ему,
А в двадцать шесть
Заведует отделом, сразу скажем.
Но ко всему еще добавим:
Учился,если открутить года назад,
В ЛИСИ,чтобы строителей по окончанию пополнить ряд.
Добавим для того,чтобы понять полней
Происходящее в истории последующих дней.
Студентом будучи,как все,
По стройотрядам ездил он везде.
И как-то предложили для родной многотиражки
Представить серию из интересных репортажей.
Понравилось и, видно, получалось
Писать про труд, про отдых, вообще как жизнь
Студентов на просторах необъятных развивалась.
Вдали от близких и родных,
Где тянет многих положить
Истории свои порой на прозу,а кого на стих.
Одно писал,
Другое, опыт постепенно прибывал.
Газета, выпускаемая, тоже изменялась.
И вот, в одно прекрасное мгновение,
Вдруг поступило предложение:
Редакцию возглавить в "Смене"
Студенческого приложения.
Представилась серьезная возможность
К профессии проверить склонность.
И показать способность как редактора.
И предъявить потенциал организатора.
Поскольку справился с задачей,
Постольку путь в профессию заказан.
И дальше было уж рукой подать,
Чтобы корреспондентом в "Смене" стать.
Диплом еще перед заданием защитил
И потому, когда студенческий сезон закрыл,
Работать в штате предложение получил.
От освещения труда студентов летом
Шагнул к рабочей молодежи, к их проблемам.
Возвращаемся к началу:
В ноябре настал момент,
Когда редактор "Смены" Главный,
Геннадий Николаич Селезнев,
Дает "добро" свое на размещение.
И на последней полосе, вверху,
Довольно любопытно объявление
Не только я увидел поутру,
Но и другие люди.
Кого-то звали Люды,
Кого-то Саши, Гали;
Кого-то Толи, Тани;
Встречались также Лёни,
Олеги и Левоны;
Валеры были, Лены,
Сергеи, Вовы, Гены.
Случайные бы, вроде, имена,
Лишь взяты для примера.
Но именно из них судьба
Сложила линию сюжета.
А вот, что прочитали,
Когда страницы пролистали:
"Редакция газеты "Смена"
Эксперимент проводит смелый:
Объявлен в школу-студию набор,
А кто пройдет - на конкурсе решится спор.
Участие доступно только тем,
Образование высшее имеется за кем.
Исполнилось двадцать четыре вам?
С пропиской тоже нет проблем?
И если, все ответы "да",
Счастливого пути тогда.
Сначала обучение предстоит и подготовка,
Ну а затем - газетных материалов разработка.
Учеба будет длиться календарный год.
Успешных - должность в штате ждет".
Еще есть даты, телефоны, адреса.
Я загорелся, честно, "докрасна".
Ведь в предложении, чего таить,
Увидел то, к чему душа моя лежит.
И требуется то, что прямо про меня,
Но убедиться в этом надо до конца.
Во-первых, я ЛИАП уже закончил,
Чем положение свое упрочил.
К тому же - ленинградец коренной,
И возраст нужен как раз мой.
Почти два года проработал по распределению -
Признаюсь, что не показал особого там рвения.
Мечталось в чем-то необычном проявиться,
Хотелось, чтобы окружение подивилось.
И вот, как будто по заказу,
В газете объявление увидел сразу.
А может в том и состоял резон -
Прийти должны на конкурс те,
Кто выбранной профессией не очень удовлетворен.
И кто пойдет на жизненные изменения,
Пройдя предложенное обучение.
Раздумывал не долго я,
И чтоб попасть на запись без проблемы,
Понес меня
В означенный в газете час
К Фонтанке поезд метрополитена.
В редакции я на второй этаж
Еще подняться непременно должен
И только здесь мой сложный
Будет путь окончен.
А мысли по дороге суетятся:
"Не надо только сильно полагаться.
Ведь данное в газете объявление
Ко мне, на самом деле,
Ведь может не иметь
Какого-либо отношения".
Какая-то во всем случившемся
Есть нереальность развернувшаяся.
У комнаты, искомой, номер
Двести двадцать два.
Его легко запомнить.
И цифр
Последовательная простота,
О том, как у студийцев
Складывалась журналистская судьба,
Собой не раз напомнит.
Понравилось, что сразу наверху,
Что настроение создавалось у-ху-ху.
С большими интересными глазами
И длинными, спускавшимися прямо, волосами
За столиком встречала девушка; не девушка - мечта.
В свой список делово она меня внесла.
Подробности сказала: что и где, когда,
Что сообщит, когда наступит очередь моя.
Экзамены начнутся в декабре, двадцатого,
Что Нина Савкина зовут ее,
И обращайтесь, если что.
Толи написано, а может кто-то произнес,
По крайней мере так теперь стоит вопрос:
"Лишь сделай, что зависит от тебя,
А остальное все определит судьба".
Двадцатое число давно прошло, а я все жду.
И вдруг случайно узнаю,
Что друг по институту Юра Фридман вызов получил.
Хотя записываться позже приходил,
После моей подачи,
Но в конкурсе уже участвует и ищет там удачи.
Во мне все, помню, возмутилось:
А где по сути справедливость,
А если обо мне забыли?
Народу много приходило.
Предполагаю на работе
Мне про звонок не сообщили.
Мог в местную отбыть командировку,
По возвращении передать забыли.
(А что до справедливости, для ради,
Хочу сказать: хоть в результате
Сам лично Юра конкурс не прошел,
Но в курс экзаменов меня подробно ввел).
И в этот раз раздумывал недолго,
И снова я в метро спускаюсь стойко.
Стрелою поезд мчится в темноту,
Чтобы настичь заветную мечту.
И вот уж на второй этаж взлетаю ловко,
Надеясь, что на все мне здесь ответят толком.
Сейчас увижу милу девушку, но где она?
И вдруг очнулся, будто ото сна.
За тем же столиком и в позе той
Сидел теперь мужчина молодой.
Я присмотрелся и отмечу сразу,
Что бросилось в глаза, без всякой лишней фразы:
Прямые волосы густые, темные и сильный взгляд,
На нем довольно стильный,
Из натуральной черной кожи,
Поблескивал пиджак
И речь, когда с ним говоришь, похоже,
Всего захватывает вас.
И что, конечно, вообщем, потрясает -
Функционера вовсе не напоминает.
А ведь совсем, совсем не знаешь,
Чего же ждать, когда в идеологическом пространстве пребываешь.
После того, как я чего хотел спросил,
Представился он: "Я - Белоусов Михаил,
Руководитель данного проекта".
Меня дослушал, а потом вдруг предложил,
Чтоб я не волновался как-то,
Что завтра, если есть желание,
Могу вне записи прийти,
И с остальными наравне участвовать в соревновании.
Такого я совсем не ожидал,
А может час мой, наконец, настал.
Сам конкурс состоял из трех частей.
И надо было в каждой в ней
Явить себя искусным.
Чтобы преподавателю из области своей,
От нас не стало б очень грустно.
А вот что проверялось
И тщательно затем считалось:
Вот есть ли к журналистике у вас пригодность?
Ну а имеется ль к общению наклонность?
И, наконец, способны ль ко всему
Воображение свое раскрыть вовсю.
Оценка ставилась из суммы трех,
Так выявлялись лучшие из всех.
Назавтра я, конечно же, пришел.
Нас было много и зал, совсем большой.
Мы сели слабовогнутой дугой,
А перед нами прямо за столом
Расположился незнакомый человек.
Разговорить его - задача общая для всех.
Вопросы мы по очереди задаем,
По окончании описываем все,
И материал, оформленный, сдаем.
Такая в целом предстоит тенденция,
А называется все вместе: пресс-конференция.
Мы, как могли, сосредоточились
И к старту дружно приготовились.
Команда "Начали" пошла от Михаила.
Вопросы полетели к гостю, чтоб причина
Его присутствия на конференции раскрылась.
А я в дуге сидел аж в самой середине,
И потому имел серьезную проблему -
Не повториться бы и не уйти от темы.
И в тоже время краем глаза
Увидел и для себя отметил сразу,
Что разговору внемлет Миша
И что-то пишет, пишет, пишет.
Когда ж настала очередь моя,
Чтоб высказаться вслух,
Узнал я, что такое значит -
Услышать сердца гулкий стук.
Я для начала, как положено,
Фамилию свою вперед назвал.
И, совершенно неожиданно,
Непрозвучавшие еще вопросы осознал.
Ну и,
Пока никто меня не обогнал,
Насущный,
Как казалось мне в раскрытии,
Незамедлительно двойной вопрос задал:
"А как вас звать и сколько будет лет?",-
И приготовился записывать ответ.
Довольный, что соперников опередил.
И понадеялся, что Белоусов Михаил
Задавшего вопрос приметил,
И в записях своих участие отметил.
Прокофьевой же Люде
Пресс-конференция ее
Запомнилась этюдом,
Случившимся в самом конце.
Последним почему-то
Последовал вопрос:
"Вы вообще-то кто?Скажите?"
Ответ поверг всех в стресс.
"Я - просто зэк",-
Невозмутимо произнес
Сидевший в центре человек.
"Вот только здесь
Меня и осенило,-
Продолжила рассказ
Волнительный Людмила,-
К чему он руки сзади все держал.
А главное, что ситуация сложилась непростая -
Лимит вопросов конкурс исчерпал,
А факт не вскрыт от края и до края".
Непознанной на конференциях,
Осталась маленькая тайна -
Тот самый незнакомец,
Что появлялся перед нами:
Кем был по жизни в самом деле?
Поздней узнали: из спортивного отдела
Ковешникова Юру попросили
Сыграть персону в нужном стиле.
Как проходили остальные испытания,
Я помню так себе,
Остались смутные воспоминания.
Недостающую картину, впрочем,
Воспроизвел охотно мне Олег Рогозин -
Студиец в прошлом
И журналист "Ведомостей" сейчас;
Прошел этапы все и вот его рассказ:
"Я четко помню конкурс на воображение.
Нас усадили в комнате большой
И попросили дать животного изображение -
Необычайного,
Не ограничивать фантазии простор.
Картину надо не нарисовать,
А на бумаге словом передать.
И не совсем подходит образ тот,
Где только много рук и много ног.
Я юность школьную припомнил,
И скучные уроки рисования,
Как я из шалости тогда исполнил,
Точь в точь, похожее задание.
Я облаком животное опять представил,
Которому питаться предоставил
Летящими пылинками вокруг.
Энергией его из потребленного заправил.
И главное: нет у него ни ног,ни рук.
Тот школьный опыт в целом пригодился -
Меня отметили,
Мой образ в группе самым лучшим получился".
Ага...Вот и приехали.
Теперь понятно почему,
История с воображением,
Так хорошо, запомнилась ему.
"Я также помню конкурс на общение,"-
Продолжил разговор Олег с воодушевлением,-
В нем проверялась норма поведения.
В достаточно ли деликатной форме
Мы говорим, когда участвуем в общении.
Признаюсь, не всегда корректным был,
Поскольку диалог меня порою злил.
Повторами, ненужными движениями-
Все это вызывало раздражение.
В конце экзамена, когда
Подробная разборка диалогов шла,
Ведущие всем объяснили, что всегда
Нам вызвать надо в собеседнике к себе расположение,
Если хотим, чтоб информация попала к нам в распоряжение".
Я спрашивал, он говорил,я вспоминал,
И постепенно образ состязаний возникал.
Хотя на конкурсе царило напряжение,
Движение вперед вело огромное хотение.
"А помнишь,- напоследок вдруг Олег спросил,-
Как проходило финишное собеседование?
Как Мише надо было принести
Газетный материал
Для окончательного уяснения.
Всего лишь вырезку. По ней определял,
Какой у конкурсанта на газету взгляд:
Что важно - стиль, которым автор написал,
Или присутствующий в материале факт?"
"А я вот на вопрос, что задал Миша,
Ответила не так как было надо,-
Заметила при разговоре нашем
Маякова мне Таня,-
Но беспокоилась, что не пройду, наверно, зря.
Мне кажется, что список был уже составлен,
Поскольку обнаружила я в нем себя,
Когда он был для обозрения представлен".
"А если б не случилось даже,
Со мной всего того, что было дальше,
То все равно одни экзамены уже,-
Поведал Саша Сажин о себе,-
Мне массу ярких впечатлений дали,
Чего никак не мог представить.
Я, кстати, было запаниковал
На Мишином экзамене,
Когда он предложил
Всем нам,
Из списка самому событие взять
И о происходящем написать.
Скосив глаза, увидел, что ребята,
Сидевшие по обе стороны со мною рядом,
По два листа, ничуть не меньше,
Потратили на написание текста.
А я же сделал небольшое сообщение.
Но оказалось - двух листов оно важнее.
Поскольку для газеты тема,
Которую, почувствовав, избрал,
Была главней других на самом деле.
Событие то звалось "Пожар".
"Экзамены понравились мне тем,-
Откликнулась Олимпиева Лена,-
Готовиться не надо было к ним совсем.
Из любопытства в транспорт села".
Итак,
Тянуть не будем больше время
В подробностях описывая поступление.
Ведь все-таки,
Почти четыреста желающих себя попробовать пришло,
И, наконец-то, хочется узнать,
К чему же их соперничество привело?
Итогом необычных состязаний
Стал документ официальный,
В котором восемнадцать перечислено фамилий,
Всех тех, кто в студию считается зачислен.
(Здесь хочется сказать заранее,
Чтоб было лучшим понимание
Того, количество людей какое
Претендовало на место призовое:
Вне конкурса в том списке были
Четыре дополнительных фамилии).
13 января семь восемь года
Явился долгожданный список в свет.
И кто-то, пробежав глазами стройный текст,
Себя в нем не нашел и настроение сошло
В какой-то степени на "нет".
Мне ж несомненно повезло:
Узрел свою фамилию при чтении.
"О!... Да!Да!Да!"
От этого совсем не скрою я,
Хоть и немножко, но кружится голова.
Волнительное состояние души,
Когда задумываешься: а что там впереди?
Когда испытываешь наслаждение
Не только от уже случившегося действия.
А от предчувствия возможного
Участия в истории чего-то большего.
Реальность с месяц форму принимала
Пока поток людей перебирали.
Достигнув содержания полного,
То чем была её не стало.
Покинув область неопределенного,
Действительностью непосредственной предстала.
Теперь, когда в календаре стоит тринадцатое января,
Мы поздравляем: "С Днем рождения! Студия-один тебя!".
Но дата есть еще одна:
Двадцатое, декабрь.
Всем школам-студиям она
Начало всех начал.
Еще вдруг обнаружил в тексте
Фамилию знакомую.
Чуть было даже не застыл на месте.
Из прошлого воспоминание.
Задумался.
Поскольку было основание,
Почти не сомневался,
Кого б увидел,
Когда б с ним рядом оказался.
Часть 2.
И вскоре мы собрались вместе
Все те,
Кто Мишиной рукой был в список внесен.
В уже знакомой комнате большой -
Здесь разворачивался конкурс основной,
Здесь будут проходить дальнейшие занятия,
Здесь будут постигаться журналистские понятия,
Здесь как-то подберутся нужные слова,
И для написанного текста
Впервые на газетной полосе
Нам будет выделено место.
Собрание началось с взаимного знакомства.
Себя представил Белоусов Михаил.
Кто, что, зачем и почему он объяснил,
И дальше, для всеобщего удобства,
Студийцев деликатно попросил,
При обращении к нему быть проще
И просто Мишей называть,
Что будет неформальность в отношениях воплощать.
Затем настало время представлять
Преподавателей, стоявших рядом с ним, двоих.
И первым назван был из них
Психолог. Зимичев фамилия
И Анатолий Михайлович зовут по имени.
Приемам эффективного общения
Нас будет обучать:
Как людям нравиться, как информацию объемно
Из собеседника "качать".
Огромный облик внешний
И разговор
Его уверенно-неспешный
Засели крепко в памяти
С тех самых пор,
Как мы прошли через студийные экзамены.
И, наконец, еще один преподаватель.
Его призвание - изобретатель,
Борис Львович Злотин.
И предложить
Студийцам склонен
Оригинальный курс:
Как самому в себе развить
Воображение творческое.
И вызвать стойкий вкус,
Придумывать произведение,
Используя технических приемов ряд.
То есть не надо больше ждать
Спустившегося с неба вдохновения.
Пришла и очередь ребят,
Кто, что, откуда рассказать.
Мелькали имена, фамилии, и где учились,
У каждого своя история и свой счастливый случай.
Я говорить за всех, конечно же, не буду
И излагаю только собственное ощущение:
Но что касается беседы,
Когда прошло прилично много времени,
Истории в сознании перемешались.
И что уже относится к кому,
Когда повествования подошли к концу,
Расставить трудным делом представлялось.
Однако, автобиография одна
Мое внимание заранее влекла.
И вот теперь, когда
Все стороны представлены
Друг другу,
Назад вернуться нам пора туда,
Воспоминание о прошлом, где тогда
Без продолжения было оставлено.
Итак, в предположениях не ошибся,
Тот, на кого подумал, на собрании появился -
Валера Обогрелов, с ним в одном
Учились классе мы не так уж и давно.
Валера выделялся на уроках по литературе,
Отменно сочинял и размышлял культурно.
Учительнице нравились его творения,
Их часто приводила в качестве примера.
При нашей встрече
Мы рукопожались,
И о прошедшем испытании
Кратенько мнениями обменялись.
Но не отметить здесь нельзя:
Хоть и в одном нас классе обучали,
Не сделала учеба нас друзьями.
И в студии приятельскими только
Остались отношения меж нами.
Но в классе нашем, в нашей школе
Был у него довольно близкий
Друг - для нас всех Толя,
По фамилии Гуницкий.
Увлекался, как Валера,
Музыкой, литературой.
Из-за близости к музмиру,
Внешне находя похожим,
Именем известного кумира
Наречен он будет Джорджем
Другом дворового детства,
Речь о котором будет дальше в тексте.
И здесь мне хочется спросить:
"Есть ли какой-нибудь ассоциатив?"
И если "Нет",и если "Да",
Я продолжаю несмотря.
Так вот у Толи,
После переезда
На улицу Алтайская
В далеком детстве,
Появился друг -
Борис, учиться будет младше классом.
А познакомились они не вдруг,
Дом общий - повод к дружбе часто.
Фамилия его Гребенщиков.
Теперь, наверное, достаточно
Произнесенных мною слов.
Иль нет, добавлю все-таки для качества.
Не так и много времени пройдет,
БГ
Приобретет известность;
После того, как в залах петь начнет
"Аквариума" непростые песни.
Притянут интерес к себе
И музыка, и содержание, и антураж.
Возникнет даже некоторый ажиотаж.
Появятся статьи
И в музыкальной прессе.
А рок-команду, кстати,
Сколотили парни вместе.
Гуницкий Толя, к прозвучавшим песням
Немало сочинил неоднозначных текстов.
А несколько уже поздней,
Покинув коллектив товарищей-друзей,
Трудился Анатолий
В том числе в газете "Смена".
Над ставшей модной ныне
Музыкальной темой.
Встречался с ними в их дворе,
Когда учились в старших классах.
Вовсю чудили юноши и как-то,
Около их дома, показали мне,
Что означает - "быть в шизе".
Едва парадную покинула
Одна старушка,
Навстречу ей запрыгали
Смешно, ну прямо, как лягушки.
При этом вскидывали к небу руки,
И издавали музыкально-радостные звуки.
Я с интересом за спектаклем наблюдал,
Пока их путь по тротуару пролегал.
Беззлобно бабушка на них ворчала,
Они как будто этого не замечали.
Когда же оборвался тротуар,
Закончился и творчества запал.
А было дело, как-то вместе
Мы оказались в Университете.
Мой одноклассник, друг-
Илюхин Игорек:
Нам школьникам помог,
Попасть в эЛГУ.
Через влюбленного в его сестру
Студента, на музыкальный вечерок.
На вечере сначала зарубежных шел обзор течений.
По ходу, состязание пришло в движение:
Ансамбли, вокалистов, песни предлагалось называть,
Как только записи мелодий отзвучат.
И тут, чтоб лучше слышать, быть точнее,
Переместился Боря к самой сцене.
Сел на ступеньку у колонки
И не смущался он нисколько.
В итоге музыкальные призы,
К которым конкурсанты, соревнуясь, шли,
После ответственных разборов,
По большей части к школьнику ушли,
К девятикласнику Гребенщикову Боре.
Не обошла и Игоря Илюхина судьба.
Как в море набежавшая волна,
Поднимет круто "вверх" -
В горком руководить направят.
Там самым молодым из всех,
Секретарем партийным станет.
И в этой самой атмосфере
Пересекутся как-то он
И перешедший из газеты "Смена"
Александр Сажин
В пресс-службу областного комитета.
Влиянием внутренних и внешних сил
Свое здесь появление объяснил.
Ну а потом,
Когда пройдет немало лет,
Когда власть и страна изменятся,
Когда немало судеб перемелется,
И испытания оставят след;
Когда возникший хаос прекратится,
И жизнь к нормальной форме возвратится,
Они по новой встретятся -
На этот раз работая
В администрации родного города.
Мне, кажется, что я с прямой дороги сбился,
И в разговор о дружбе сильно углубился.
Давно уже пора менять маршрут.
И к теме студии повествование вернуть.
Поэтому отмечу, не откладывая в долгий ящик,
Что в коллектив еще попала пара одноклашек:
Липьяйнен Леня и Петров Володя.
Они понастоящему дружили, а не вроде.
Для поступления вузы разные избрали,
Различия в подходах, все-таки, существовали.
Но общий в жизни интерес
Имел для отношений главный перевес.
"А Мишу Белоусова мы знали раньше,-
Сказал Петров Володя и продолжил дальше,-
Четыре годика назад
Уже участвовали в "Смене":
Для вкладыша с названием "Студград"
Писали с практики своей заметки.
И следует отметить, в те года,
Как выяснилось при общении,
Сережа Уткин пробовал себя,
В том самом приложении".
Теперь добавлю о Валере,
Поскольку он ушел из студии,
Ради другой карьеры,
Не дотянув до лета
И выпуска студенческой газеты,
На телевидение, на детские программы,
Что не было таким уж странным.
Ведь и самим Борисом Львовичем,
Учившим нас производить продукты творчества,
Валериной фантазией рожденные этюды
Хвалились им.И я б сказал - не скупо.
Мне, видится, что будет также к месту,
Поскольку прикоснулись к деликатной теме,
Заметить, что поранее Валеры,
Когда лишь начинались пробы в новой сфере,
Оставил первым студию Вердьян Левон.
И это первое, что вспомнилось о нем.
Второе, что осталось в памяти, что линией прямой
Чернели усики его над верхнею губой.
Ну все, идем уже вперед,
Поскольку кто хотел,
Тех захватил
И вдаль повлек
Манящий свежестью поток.
Три дня в неделю уходило на занятия,
По три часа.На них нас ожидали
Коротенький в буфет поход,
И погружение в знания.
Ах-да, учебу начинали
В шесть вечера, по окончании
Дневных работ.
Вели, конечно же, конспекты.
Почти, как в институте.
Аудитории классической, вот
Правда, нету.
То занимаемся мы
В комнате Аркадия Соснова,
Если заканчивалась там
Корреспондентская работа.
А чаще движемся в музей.
И разбираемся в учебные минуты,
Как правильно писать эссе,
Как подготовиться для интервью
И что такое репортаж по существу.
Что существует в журналистике понятие "лид" -
Помочь внимание он должен захватить.
В абзаце первом надо сообщить
Факт сильный или дела суть.
И жирным шрифтом подчеркнуть.
Еще мы изучаем
Сильный факт и сильный ход.
Последний применяем,
Когда эффект от первого совсем не тот,
Что ожидаем.
Когда воздействия на чувство мало.
Используем икусственный прием -
Преподнесение материала.
В нем смысл интереса заключен.
Но если с тем или с другим опять
Не чтобы как,
Поможет выйти из беды
И к напечатанному вызвать интерес
Предложенный герой статьи -
Известность привлекает спрос.
Не нужно думать, что к одной
Теории занятия сводились,
Пресс-конференции с подвохом
Неоднократно проводились.
И Саша Сажин рассказал о той,
Чей опыт он использовал потом.
"Её участник был придуманный герой -
"Проходчик" из объединения "Метрострой".
Охотно на вопросы наши отвечает,
При этом кучу разных фактов называет.
Но есть главнейший среди них -
Рабочие наткнулись на снаряд времен военных.
Мы точно этот факт и вовремя схватили
И все подробности порасспросили.
А в будущем,когда ребятам,
Подобное я упражнение задал,
Что на моем уроке обучались,
Не все они с решением справлялись".
Прошло с достатком времени уже,
Основы журналистики узнали ближе,
И как-то вот однажды,
Когда все было, вроде, как и раньше:
Вдоль длинного стола сидели,
На занятии появился Миша,
Вдруг посмотрел на нас и объявил:
"Ну а теперь, друзья, давайте-ка ищите.
Ищите информацию.И факт в ней чтобы был,
И лучше сильный.И время не тяните.
Добыли материал и тут же напишите".
Понятным это показалось далеко не всем
И смелые, конечно же, спросили:
"Ведь мы работаем же днем,
Насколько это все осуществимо?
Когда закончится работа,
Все предприятия почти закроют.
И непременно скажут в проходной -
Начальства нет, они ушли домой".
И тут услышали в ответ,
Как будто ветерком подуло:
"А телефоны на работе, между прочим, есть
И надо зарабатывать отгулы.
А лучше, чтобы появилось время,
Снимите сами с себя бремя;
С работы прежней увольняйтесь
И при газете как-нибудь определяйтесь".
И с этого момента стало ясно,
Что эйфория обучения чистого,
Когда все кажется таким прекрасным,
Уходит,уступая место прозе жизни.
Анатолий Михайлович, психолог,
На своем занятии
Объяснил нам прямо сходу,
Суть исходного понятия:
"Чтоб общения достич,
Надо логику его постич".
Совершенно не скрывал,
Что советы в книгах брал.
И одной из них чуть больше
Мы внимание уделим,
Потому как автор текста,
Знаменитый Дейл Карнеги,
Однозначно заявил:
Достичь успеха просто.
"Например, один его совет гласил:
Улыбайтесь, вот что надо",-
Вспомнила Маякова Татьяна.
Вспомнила, что тему Зимичев развил.
"Дело в том, что вроде как,
Предлагается без повода,
На лице улыбочку нарисовать,
Но для чего, какие доводы?
А наблюдения таковы:
Имеется проверенный эффект
Во-первых, вы,
Когда непринужденно улыбаетесь,
То незнакомый человек,
К вам подсознательно располагается.
И потому при обращении
Идет взаимно на общение.
И он готов поведать вам,
Что в глубине себя держал.
А во-вторых, есть ощущение,
Когда в душе, нет никакого настроения,
Улыбка на своем лице дает толчок
И позитив внутри уверенно растет".
Мне Танин слов поток
Немного память освежил
И я, конечно же, припомнил:
"Улыбки разные бывают,-
Еще такое
Анатолий Михайлович говорил,-
Посыл лица на собеседника влияет:
Нюансы выражения
Ход вашего общения существенно меняют".
Как их создать учил:
"Вы зеркало сперва найдите,
Дальше - мышцы приведите
На лице по очереди в тонус.
В этом весь по сути фокус.
Отражение - судья,
Есть результат иль не всегда.
Сотворить улыбку мало,
Цель задачи много шире.
Спектр эмоций, вот что надо,
Передать по мере силы."
Вспоминается еще
Мне занятие одно -
В основном практическое.
Разбиралось, как воздействует
На людей психическое.
Проходило оно в зале,
В нем учились пару раз,
Предоставленное "Лениздатом",
Конференции - его масштаб.
Началось все с разговора:
Что такое есть - внушение.
О явлении много спорят,
Требуется разъяснение.
Постепенно от словесности
Перешли к делам -
Для вещественной наглядности
Дал команду Анатолий Михайлович нам:
"Руки вверх приподнимите,
Пальцы в крест соедините;
Так в захвате и держите."
После паузы спросил:
"Расцепить хватает сил?"
Оказалось, как ни странно,
Не сдались мы силе тайной,
Пальцы все разъединили;
Разговор возобновили.
Через некоторое время
Вновь возникло предложение:
Не проверить ли последствие
Другого гипнотического действия?
В этот раз придет команда:
Мы сильны, как и Атланты.
Поднакачан сильно пресс,
Потому мы сможем лечь
В рост, на два, раздвинутые стулья,
И совсем не будет трудно,
Животом держать того,
Кто присядет на него.
Первым сразу захотел,
Нина Савкина припомнила,
Быть Валера Обогрелов
В качестве подопытного.
Когда три стула выставили в ряд,
То двое из страхующих ребят
Расположились сбоку
(Одним Федулов быть Валера мог,
Вторым - Гредякин Толя).
Валера сел на средний стул,
Подставил для опоры руку,
Чуть вправо тело повернул,
И,оторвав от пола ноги,
Лег на спину - глаз даже не моргнул.
"Ваш пресс силен, как никогда,"-
Услышали мы твердые, как сталь слова.
В совокупности имеем:
Голова на первом стуле,
Пятки на последнем,
Третий сдерживает тело.
К испытанию приступаем:
Убираем средний стул.
И теперь, внимание:
Хорошо, что есть кому
Подхватить падение,
Потому как тело вдруг,
Начало сложение.
Получается сигнал,
Поданный внушением,
Животу, увы, не дал
Сил для отвердения.
Анатолий Михайлович опыт
Предложил на том закончить.
Я ж настойчиво заметил:"Нет,
Ну что вы, следует продолжить.
Где по сути результат,
Есть недоумение.
А я - хороший кандидат,
Сделать упражнение".
Быстро я на стулья лег,
Весь напрягся, сколько смог.
Средний стул затем убрали.
Что имеем в этот раз?
Наконец, зависло тело -
Мост возник, ласкает глаз.
Отсюда вывод:
Если вас не берет внушение,
Научить напрячь живот
Помогут спорт и упражнения.
Незаметно так,
Слово за слово,
Подошли к рассказу мы
О занятиях Бориса Львовича.
Обучить методике
Их прямое назначение,
Как преодолеть в себе,
Инерцию мышления.
Техника - та область знания,
Где родилась теория создания,
Поскольку требовалось повседневно
Работу механизмов доводить до совершенства.
Вот несколько приемов, используя которые
В решении вопросов продвинемся бесспорно.
То увеличивай, то уменьшай,
То отдаляй, то приближай,
То подели, то умножай,
Так далее, подобное сему
Проделывай с предметом по многу раз к тому.
И ежели решение
Задачи все нейдет,
Пойти тогда советуется
Путем "наоборот".
Воздействуем на части,
А результат - пустяк;
А если попытаться
На целое влиять.
Ну а кому-то все же,
Другое средство вдруг поможет.
Для этого умейте
К абсурду подвести идею.
И то, что с виду неосуществимо,
Вдруг обнаруживает силу.
И дальше тему развиваем:
Себя в предмет сознанием вживаем,
К примеру, яблоком воображаем.
Проблемы изнутри, тем самым, осмысляем.
Подобные движения ума -
Повторные, разносторонние
Последовательно приведут к тому,
Что мысль течет освобожденнее.
И напоследок, если цель
Новейшее создать,
Представить, видится уместным -
"Конечный идеальный результат".
Так-так, теперь тактически
Нам надо привести пример
Того, а как практически
Использовать прием.
Но только вот, увы
Пример не вспоминается.
А может по пути пойти,
Что "Штурмом мозговым" считается?
Телефона номера
Стал студийцев набирать.
Повезло, когда попал
На Сережу Уткина.
"Помню, как же, был кирпич,-
Отозвался мне Сергей,-Борис
Львович попросил десять применений
Кирпичу придумать нас, и без повторений.
Только сделали задание,
Не успели отдохнуть,
Дальше нас отправил в путь.
"Время нечего терять,
Предложите новых пять".
Мы проделали и это,
Догадайтесь,что в ответе.
Правильно. "Еще пишите три
И пора включать мозги".
Самым необычным,помню,
Было предложение,
Тот кирпич исполь<