Раздел IV. Философия человека и общества




МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

 

Н.А. Багровников

 

 

Философия

Учебное пособие по дисциплине

 

Нижний Новгород

2006

 

Н.А. Багровников (составитель). Философия. Учебное пособие по дисциплине:

НИМБ, 2006. – 151 с.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры философии и социальных наук

31.05.2006 г.

 

Учебное пособие по философии включает в себя пакет необходимых учебно-методических разработок для студентов дневного и заочного отделений. В его состав вошли рабочая программа, конспект лекций, контрольные задания, включающие в себя контрольные вопросы, темы рефератов, методические рекомендации по написанию и оформлению реферата, глоссарий (словарь терминов), а так же основную и дополнительную литературу.

Учебное пособие предназначено ля студентов всех специальностей, всех форм обучения, а так же для работников учебно-методического отдела института.

 

 

Рецензенты: зав. кафедрой философии и политологии ННГАСУ,

доктор философских наук, профессор Л.А. Зеленов;

доцент Нижегородской правовой академии,

доктор философских наук О.В. Парилов.

 

 

Печатается по рекомендации кафедры философии и социальных наук

Нижегородского института менеджмента и бизнеса.

 

 

 

© Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2006

© Составление д. филос. н. Н.А. Багровников

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая программа по дисциплине «философия...................................................4

1.1. Пояснительная записка........................................................................................4

1.2. Тематический план по дисциплине....................................................................6

1.3. Дидактические единицы......................................................................................7

 

2. Конспект лекций..................................................................................................13

2.1. Философия как наука. Структура философского знания..........................................13

2.2. Основной вопрос философии, его научное, мировоззренческое,

практическое значение...............................................................................................17

2.3. Философия Древней Индии и Древнего Китая..........................................................24

2.4. Достижения древнегреческой философии..................................................................28

2.5. Философская мысль европейского Средневековья...................................................34

2.6. Гуманистическая философия Эпохи Возрождения..................................................39

2.7. Материалистическая философия Нового времени....................................................44

2.8. Немецкая классическая философия...........................................................................49

2.9. Основные направления философии Запада в XIX–XX вв........................................56

2.10. Проблема культуры, цивилизации и прогресса

в русской философии XVIII–XX вв..........................................................................66

2.11. Бытие и формы его существования...........................................................................73

2.12. Философская концепция развития............................................................................77

2.13. Проблема сознания в философии..............................................................................82

2.14. Познание, мышление, творчество...........................................................................86

2.15. Проблема истины в философии.................................................................................92

2.16. Человек в системе философского знания.................................................................96

2.17. Природа человека и проблема смысла его жизни..................................................101

2.18. Проблема смерти в философии................................................................................107

2.19. Общество и его философское осмысление.............................................................113

2.20. Общественное сознание, его структура и функции...............................................118

2.21. Наука и техника и их роль в современном мире....................................................124

2.22. Философия глобальных проблем.............................................................................128

 

3. Контроль знаний..................................................................................................133

 

3.1. Контрольные вопросы............................................................................................................133

3.2. Примерные темы рефератов и методические рекомендации.............................................135

 

4. Глоссарий (словарь терминов)............................................................................140

5. Литература (основная и дополнительная).........................................................150

 

1. Рабочая программа по дисциплине «Философия»

 

1.1 Пояснительная записка

 

Философия – основополагающая гуманитарная дисциплина. В соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом она отнесена к учебным дисциплинам, обязательным для изучения студентами, обучающимися по всем специальностям. Значение философии определяется современными достижениями материальной и духовной жизни в различных регионах мира, и порожденными ими проблемами; особенностями существующей научной парадигмы, развивающимся антропологическим кризисом и углубляющейся деструкцией базисных основ техногенной цивилизации. Осознание этих процессов, а также знание общих закономерностей развития и существовании мира, человека, общества, специфики человеческого мышления и познания, являются в этой ситуации необходимыми. Изучение философии призвано помочь специалистам-менеджерам в адекватном познании мира, самих себя; скорректировать их ценностные установки в адаптации к постоянно меняющимся условиям.

В результате изучения дисциплины «Философия» студенты

должны иметь представление о мифических и философско-научных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, формах человеческого знания, соотношении веры и знания, истины и заблуждения, свободы и необходимости в человеческой жизни; месте и особенностях функционирования рационального знания в современном обществе; о жизненных ценностях, их значении в жизни людей; а так же о сущности сознания, роли сознания в деятельности и формировании личности;

должны быть ознакомлены с содержанием наиболее значимых фрагментов философских текстов античной, западноевропейской и русской философии; с важнейшими периодами развития философского знания, философскими школами, направлениями, концепциями, определившими магистральное направление развития цивилизации, и ее современное состояние.

должны знать структуру философского знания; историю становления, и направления развития философии; особенности зарубежной философской мысли в сравнении с характером и спецификой философского знания в России; философские концепции сущности познания и смысла жизни человека; условия формирования личности, ее свободы и ответственности; структуру общества как развивающейся системы, диалектику взаимодействия его основных сфер; структуру и формы общественного сознания; значение эстетических ценностей в жизни человека; структуру, формы и методы рационально-теоретического и эмпирического познания; критерии научного знания, причины возникновения, сущность и содержание глобальных проблем цивилизации, их характер и типы; а также современные концепции урегулирования глобальных проблем;

– должны уметь: определять место философии в культуре; применять основные положения философии в своей повседневной деятельности; понимать смысл взаимоотношения духовного и материального, природного и социального, рационального и иррационального начал в человеке; специфику отношений человека и природы в прошлом и в условиях современной цивилизации; показать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы. Самостоятельно работать с учебной и научной литературой.

Всего на изучение курса философии студентам очной формы обучения отводится 136 часов. Из них: 72 часа – на самостоятельную работу студентов; 64 часа – аудиторные занятия с преподавателем, в том числе – 44 часов лекций и 20 часов практических занятий. Изучение философии осуществляется в III-м семестре. В конце семестра проводится экзамен по изученному курсу философии. Обязательным условием изучения курса и сдачи экзамена по философии является написание реферата по избранной философской проблеме.

Студентам очно-заочной формы обучения на изучение курса философии всего отводится 136 часов. Из них выделяется: 108 часов – на самостоятельную работу; 8 часов – на чтение установочных лекций и 20 часов – на консультации с преподавателем (практика). У студентов заочной формы обучения 12 часов выделяется на чтение установочных лекций и 124 часа на самостоятельную работу. Изучение философии студентами факультета заочного обучения осуществляется в III семестре. В конце семестра проводится экзамен. Обязательным условием успешного изучения курса является написание реферата.

Экзамен по дисциплине «философия» письменный.

Знания, представленные в письменной работе оцениваются по четырехбальной системе.

Оценка «отлично » ставится, когда студент в представленном тексте демонстрирует глубокое и всестороннее знание предмета, логически стройно излагает материал, дает правильные формулировки определениям философских категорий. При уточняющих устных вопросах – правильно применяет теоретические положения при анализе социальной практики; способен осуществить сравнительный анализ различных научно-теоретических взглядов на рассматриваемые вопросы;

Оценка «хорошо » ставится, когда студент в представленном тексте демонстрирует знание предмета, дает правильные формулировки определениям философских категорий, аргументировано и лаконично излагает материал, но при уточняющих вопросах преподавателя, при анализе явлений объективной реальности, способен применить теоретические знания с меньшей степенью аргументации.

Оценка «удовлетворительно » ставится, когда студент в основном знает предмет, но допускает ошибки в формулировке определений, и испытывает затруднения при ответах на уточняющие вопросы.

Оценка «неудовлетворительно » ставится, когда студент не усвоил содержание учебной дисциплины.

 

1.2 Тематический план

Очная форма. Очно-заоч.форма Заочная форма

РАЗДЕЛЫИ ТЕМЫ Тр/ëмк. лекц прак срс лекц прак срс лекц прак срс
Раздел I. Философия, ее роль в жизни человека Тема 1. Философия как наука. Структура философского знания             -         0,5     -     5,5     0,5     -     5,5
Тема 2. Основной вопрос философии, его научное, мировоззренческое, практическое значение           0,5     3,5   0,5   -   5,5
Раздел II. Из истории философской мысли Запада и Востока Тема 3. Философия Древней Индии и Древнего Китая             -         -             -     -    
Тема 4. Достижения древнегреческой философии             -     0,5   -   5,5
Тема 5. Философская мысль европейского Средневековья       -       -     0,5   -   5,5
Тема 6. Гуманистическая философия Эпохи Возрождения       -     -       0,5   -   5,5
Тема 7. Материалистическая философия Нового времени             -     0,5   -   5,5
Тема 8. Немецкая классическая философия.           -   -     0,5   -   5,5
Тема 9. Основные направления философии Запада в XIX–XX вв.                   -  
Тема 10. Проблема культуры, цивилизации и прогресса в русской философии XVIII–XX вв.                                     -    
Раздел III. Основы философского понимания мира Тема 11. Бытие и формы его существования                     -             0,5     -     5,5
Тема 12. Философская концепция развития       -     -   -     0,5   -   5,5
Тема 13. Проблема сознания в философии       -     -   -     0,5   -   5,5
Тема 14. Познание, мышление, творчество       -     -       0,5   -   5,5
Тема 15. Проблема истины в философии       -     -   -     0,5   -   5,5
Раздел IV. Философия человека и общества Тема 16. Человек в системе философского знания       -     -   -     0,5   -   5,5
Тема 17. Природа человека и проблема смысла его жизни             -     0,5   -   5,5
Тема 18. Проблема смерти в философии           -       0,5   -   5,5
Тема 19. Общество, его философское осмысление.       -     -   -     0,5   -   5,5
Тема 20. Общественное сознание: структура и основные функции       -     -   -     0,5   -   5,5
Раздел V. Философское осмысление современной цивилизации Тема 21. Наука и техника и их роль в современном мире             -         -             0,5     -     5,5
Тема 22. Философия глобальных проблем                   -  
Форма контроля знаний Э К З А М Е Н эк за мен
ИТОГО ЧАСОВ                    

 

1.3. Основные дидактические единицы

(содержание дисциплины)

 

Раздел I. Философия, и ее роль в жизни человека

Тема 1. Философия как наука. Структура философского знания

 

Исторические и культурные предпосылки и условия зарождения философии. Происхождение, значение и смысл слова «философия». Философия как система научного знания. Связь философии с другими науками. Философия и софистика. Научная объективность и социальная позиция философии. Функции философии, их характеристика. Структура учебного курса «философия». Задачи изучения философии. Ее связь с другими учебными дисциплинами.

 

Тема 2. Основной вопрос философии, его научное,

мировоззренческое, практическое значение

 

Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Мифология и религия как первые формы мировоззрения. Соотношение философии и мифологии, философии и религии. Онтология и гносеология. Основной вопрос философии как мировоззренческая проблема. Основной вопрос философии в контексте онтологии и гносеологии. Исторические и региональные типы философии.

 

Раздел II. Из истории философской мысли Запада и Востока

Тема 3. Философия Древней Индии и Древнего Китая

 

Философии в первых земледельческих цивилизациях. Философия Буддизма. Жизнь – страдание; преодоление жажды жизни; восьмеричный путь спасения; достижение нирваны. Современная актуальность принципа ненасилия – «не причинения вреда живому». Актуальность проблемы насилия и ненасилия в современном мире. Особенности философии даосизма. Категория «гармония» и ее значение в философии даосизма. Парадоксальность отдельных положений даосизма. Исторические условия возникновения Конфуцианства. Место человека в социальном и природном мирах. Роль традиции в учении Конфуция.

Тема 4. Достижения древнегреческой философии

 

Предпосылки и условия возникновения античной философии. Переход от мифа к Логосу как от мифологического знания к научному. Основные философские школы и выдающиеся мыслители Древней Греции. Основополагающие идеи Анаксимандра, Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля. Социальные и гносеологические причины появления и развития стоицизма и скептицизма. Современная актуальность и общечеловеческая ценность античной философии.

Тема 5. Философская мысль европейского Средневековья

 

Мировоззренческие основы философии европейского Средневековья. Патристика. Развитие христианско-философской мысли в трактатах Августина. Схоластика. Проблемы средневековой философии в трудах Фомы Аквинского. Картина мира в философии европейского Средневековья, ее влияние на развитие экономики.

 

Тема 6. Гуманистическая философия Эпохи Возрождения

 

Социально-исторические предпосылки и условия формирования философии гуманизма. Три фазы ее развития и характерные черты. Гуманизм как «открытие мира и человека». Антропоцентризм в творчестве Данте, Ф. Петрарки и Д. Манетти. Богоборчество, П. Мирандолы, пантеизм Н. Кузанского, натурфилософия Д. Бруно. Проблема соотношения Бога, мира и человека в философии Возрождения, и актуальность ее современного значения.

 

Тема 7. Материалистическая философия Нового Времени

 

Социальные предпосылки формирования материализма Нового Времени. Проблемы онтологии и гносеологии в учениях Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Томаса Гоббса, Джона Локка. Особенности их философских идей как пролог утверждения «ньютоновского» отношения к миру. Проблемы гражданского общества и государства в философских концепциях Запада XVII–XIX вв.

Тема 8. Немецкая классическая философия

 

Социально-исторические и культурные основы немецкой классической философии. Роль И. Канта в возникновении и развитии немецкой классической философии. Гносеологические, эмпирические и этические идеи И. Канта. Идеи Канта о мире и возможности предотвращения военных конфликтов в Европе.

Философская система Г. Гегеля – высшее достижение немецкой классической философии. Разработка Гегелем диалектического метода, его открытие законов и категорий диалектики. Объективный идеализм философии Г. Гегеля. Противоречие между методом и системой в его философии.

 

Тема 9.Основные направления в философии Запада XIX–XX вв.

 

Социально-политические взгляды Маркса. Производительные силы, производственные отношения, способ производства, общественно-экономическая формация. Социальная революция как способ разрешения конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Философия позитивизма как модель эволюционного развития цивилизации. Прагматизм и его значение для развития капитализма. Экзистенциализм как процесс осознания кризисных процессов в развитии буржуазной цивилизации. Логический позитивизм и критический рационализм как попытки преодоления кризиса знания о современном мире. Актуальные социальные аспекты философии критического рационализма. Фрейдизм.

Тема 10. Проблема культуры, цивилизации и прогресса

в русской философии XIX–XX вв.

 

Актуальные аспекты гносеологии, антропологии, и предназначения России в философских воззрениях М.В. Ломоносова, А.Н Радищева. П.Я Чадаева. Влияние философии немецкого Просвещения, немецкой классической философии. Проблема соотношения культуры, цивилизации и прогресса в концепциях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Н. Федорова, Н.А. Бердяева.

 

Раздел III. Основы философского понимания мира

 

Тема 11. Бытие и формы его существования

Понятие бытия. Бытие природы. Философское учение о материальности мира. Революция в естествознании. «Материя» как философская категория Движение как способ существования материи. Формы бытия материи – пространство и время. Бытие материальных элементов культуры. Социальное бытие. Значение преемственности и сохранения традиций. Мировоззренческий смысл философского учения о бытии. Специфика современного социального бытия как конфликт естественного и искусственного.

 

Тема 12. Философская концепция развития

 

Принцип всеобщей связи явлений объективного мира. Движение и развитие. Абсолютность движения, его всеобщность и относительность покоя. Формы движения. Соотношение понятий «движение», «развитие», «прогресс», «регресс». Характерные черты развития. Детерминизм и индетерминизм. Диалектика как теория развития. Законы диалектики. Стадии развития диалектического противоречия и пути его разрешения. Категории диалектики как всеобщие определения сущности бытия и инструменты его познания. Формы развития. Синергетика как новая концепция развития, ее значение.

Тема 13. Проблема сознания в философии

Постановка проблемы сознания в философии. Структура сознания и его функции. Роль сознания и самосознания в деятельности человека. Предпосылки возникновения сознания. Сознание и язык. Сознательное и бессознательное. Активный и творческий характер сознания. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.

Тема 14. Познание, мышление, творчество

 

Скептицизм, агностицизм, релятивизм, гносеологический оптимизм. Практика как критерий истинности полученного знания. Познание как процесс. Соотношение чувственного и рационального познания. Ощущение, восприятие, представления как формы чувственного познания. Понятие, суждение, умозаключение как формы рационального познания. Индукция и дедукция как виды умозаключения. Интуиция, и ее значение в научном познании. Творчество художественное, научное и техническое. Творческий характер мышления и человеческой деятельности. Соотношение творчества и псевдотворчества.

Тема 15.Проблема истины в философии

 

Значение истинности знания в теории познания. Соотношение истины и заблуждения. Абсолютная и относительная истины и их соотношение. Критика Ф. Энгельсом Е. Дюринга. Энгельс о «вечных» и относительных истинах. Философия критического рационализма о специфике научного знания как гипотезы. Релятивизм и его сущность. Специфика истинного знания в контексте философии прагматизма

Раздел IV. Философия человека и общества

Тема 16. Человек в системе философского знания

 

Антропология (учение о человеке) как раздел философского знания. Индивид, индивидуальность, личность. Специфика и соотношение этих понятий. Человек как биологически-социальное существо и как часть Вселенной. Соотношение в человеке природного и социального начал. Телесное и духовное начала в человеке. Философы Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени о сущности и назначении человека.

 

Тема 17. Природа человека и проблема смысла его жизни

 

Проблематичность человека в современном мире. Соотношение количества и качества знания человека о человеке. Развитие человека как путь к человечности. Возможности обретения смысла жизни. Следование моральным требованиям мировых религий. Осознание жизни как высшей ценности. Ценность жизни для других. Жизнь как служение общему делу. Смысл жизни как самоцель и саморазвитие человека. Проблематичность стремления к гедонизму. Деятельность как человеческая форма отношения к окружающему миру. Проблема смысла жизни человека в контексте заявок и итогов его деятельности.

 

Тема 18.Проблема смерти в философии

 

Феномен смерти в современном мире и специфика отношения к нему человека. Философские подходы к пониманию и переживанию смерти. Смерть как продолжение жизни. Представления о посмертном существовании людей в различных эпохах и культурах. Их жизнеутверждающий характер. Страх смерти и его роль в жизни человека. Смерть как свойство жизни. Смерть как пограничная ситуация. Проблема смерти как проблема гносеологии.

 

Тема 19. Общество и его философское осмысление

 

Философское понятие общества. Особенности социальной формы движения материи. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества и их взаимосвязь. Общественные отношения, их генезис, сущность: первичные и вторичные уровни общественных отношений. Понятие базиса и надстройки. Социальные противоречия и их разрешение как источник развития общества, их содержание, структура и классификация. Теория общественно-экономических формаций. Понятие общественно-экономической формации, и ее структура. Понятие цивилизации. Преимущества цивилизационного подхода в анализе качественного состояния общества. Проблема взаимоотношения личности и общества в контексте гуманистической этики.

Тема 20. Общественное сознание: структура, уровни, функции

 

Общественное сознание, его место в духовной жизни общества. Теоретико-идеологический и обыденно-психологический уровни общественного сознания. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания и их взаимосвязь. Основные функции общественного сознания. Проблема взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания.

 

Раздел V. Философское осмысление современной цивилизации

Тема 21. Наука и техника и ее роль в современном мире

 

Наука как объективное и предметное знание. Особенности развития современной науки. Понятие научно-технического прогресса и научно-технической революции. Превращение науки в производительную силу. Роль научной рациональности в развитии цивилизации. Социальные функции, этические нормы и ценности науки. Проблема свободы и социальной ответственности ученого в условиях современной цивилизации. Информация и коммуникация. Информационная революция. Компьютерная революция. Техногенный мир. Противоречивый характер взаимоотношений природы человека и техногенного мира. Цена технического прогресса и проблемы техногенной цивилизации.

Тема 22. Философия глобальных проблем

 

Гносеологический аспект понятия «глобальные проблемы цивилизации». От регионального проявления к глобальному значению: особенности генезиса глобальных проблем, исторические условия их формирования. Глобальные проблемы как результат антагонистического прогресса цивилизации. Насилие как глобальная проблема. Система современных глобальных проблем и ее подсистемы. Особенности динамика системы глобальных проблем во второй половине XX – начале XXI века. Глобальные проблемы и перспективы выживания человечества.

 

Конспект лекций

При составлении конспекта лекций ставились задачи: достижение лаконичности в изложении материала, и сохранение структуры, особенностей, самого «духа» устной речи. Т.е. фактуры лекций в том их виде, как они читаются в студенческой аудитории. Это позволило представить сложные философские проблемы в доступной и образной форме. Последнее было достигнуто также тем, что составитель максимально адаптировал цитируемый материал к современному восприятию. Читая тексты лекций необходимо обращаться к глоссарию для уточнения основных понятий и осуществлять самоконтроль, отвечая на вопросы для самопроверки, помещенные в завершении каждой темы. Вся рекомендованная литература как основная, так и дополнительная, есть в библиотеке НИМБ.

 

2.1 Философия как наука. Структура философского знания

 

Философия как наука появилась не на пустом месте. Она возникла не «вдруг», не в одночасье. Рождению философии предшествовал ряд важных духовных завоеваний. Например, мировоззренческой основой античной философии стали легенды и мифы Древней Греции, а аналогичной основой философских систем Древнего Востока – мифология Древней Индии и Китая. Мифология дала начатки моральных представлений. Но для появления и развития новой науки этого было недостаточно. Нужна была точная, рационалистическая основа. Ее предоставили математика в виде арифметики и геометрии, почти одновременно появившихся в первых земледельческих цивилизациях (Индия, Китай), и астрономия (Древний Египет). Первый философ Запада Фалес, живший в Милете в VII–VI вв.д. н.э., был известен современникам, прежде всего, как обучившийся у египетских жрецов астроном, и уже впоследствии получил признание как философ. И сам термин «философия» впервые употребил математик Пифагор, с тем, чтобы очертить им дисциплину, неподдающуюся методам и законам геометрии, но, по его мнению, важную и имеющую большое значение для жизни человека. Он назвал ее «любовь к мудрости» – от гр. «фило» –любовь, и «София» – мудрость. Затем это название закрепил и теоретически обосновал Платон. Он понимал «любовь к мудрости» как индивидуальное осознание возможности приобщения человека к совершенству: к порядку и гармонии Вселенной.

Для появления философии необходим определенный уровень развития культуры. И он был достигнут на Востоке (Индия, Китай) и в Европе (Древняя Греция) почти одновременно – в VII – V вв. д.н.э. Можно говорить о единовременном рождении философии Востока и философии Запада, предопределивших развитие человечества, облик современной цивилизации. Немецкий философ Карл Ясперс назвал период VII – V вв. д.н.э. «осевым временем» – т.е. важнейшим периодом, определившим структуры и стиль западной и восточной ментальности. Термин «осевое время» отражает единство цивилизационного развития Древнего мира, ту наметившуюся «связь времен» и культур, которая впоследствии оказалась недосягаемой. Стоит отметить, что цивилизация Древнего Египта создала свою мифологию, дала всему миру основы арифметики, геометрии и письменности, но не создала своей философии. Не исключено, что это стало одной из причин ее исчезновения.

Что же представляет собой философия? К ней можно относиться и рассматривать ее по-разному. С точки зрения Платона, философия призвана укреплять и освобождать душу человека, выявляя обманчивость зрения, слуха и других чувств. Аристотель называл философию наукой, изучающей первопричины вещей, божественной наукой, и даже «госпожой наук». Божественной в двух смыслах: она требует очень серьезной профессиональной подготовки и, во-вторых, она сама – наука о Боге.

Для Сократа философия была искусством самопознания, а для его ученика Платона – «познанием истинно существующего бытия».

Принципиально иной (заземленный) подход к пониманию философии продемонстрировал в XVII столетии английский философ Томас Гоббс. Для него философия есть проявление естественного человеческого разума, фактически проявление обыденного сознания – ведь любой человек в той или иной степени рассуждает о различных вещах.

Но вряд ли стоит предоставлять философию исключительно богам, как это делали античные философы. И тем более, недопустимо отдавать ее «на откуп» обыденному сознанию, которое для Гоббса было не более чем идеализированным буржуазным здравым смыслом.

Поэтому следует прислушаться к великим славянским просветителям – святым Кириллу и Мефодию. Им принадлежит замечательное высказывание. Его суть: знание вещей божественных и человеческих – вот что такое философия. Таким образом, нисколько не принижается статус философии как научного знания, а с другой стороны, все, имеющее отношение к человеку, человеческое и сам человек становятся предметом этой науки. Стоит привести и слова отечественного философа К.Н. Леонтьева о том, что на Руси каждый человек по-своему философ; и мнение немецкого философа Мартина Хайдеггера, который считал, что философия касается каждого человека, что философия есть выговаривание.

Правда, существуют и другие оценки. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. В ХХ столетии последователи И. Канта – неокантианцы – рассматривали философию как науку о ценностях. А экзистенциализм (философия существования) – как размышление о человеческом существовании.

Отсюда следует что, являясь формой постижения мира, философия неразрывно связана с человеком; более того, истоки философии берут свое начало в человеке, в особенностях его жизни. При этом, применительно к человеку философия имеет диалогический характер. Ибо не может быть одностороннего выговора, и каждое «сознание вслух» подразумевает и нуждается в слушателе, в собеседнике, в диалогическом взаимодействии с сознанием которого, осуществляется поиск истины.

Во-вторых, все приведенные определения сохраняют в философии главное – ее рациональное начало. Философия всегда, даже в Средневековье, являлась рациональным знанием о ВСЕОБЩЕМ. Но только этот всеобщее исторически реализовывало себя в различных формах и сферах.

Задачей философии является постижение мира, поиск истины. В контексте решения этой задачи обнаруживается различие между философией и софистикой. Философия призвана, опираясь на не подлежащие сомнению и доказанные факты, с помощью мудрости – Софии найти, постигнуть и принять истину какая бы она не была. Софистика, наоборот, нацелена на то, чтобы с помощью искусства спора, словесных подтасовок и подмен, представить истинным то, что выгодно кому-то в данный момент. В Древней Греции конфликт философии и софистики, их полярно противоположные цели и средства были осознаны с предельной ясностью. Так, начиная с Парменида (540–480 до н.э.), философы стали доказывать выдвинутые положения, а не просто изрекать их.

Различать философию и софистику особенно важно в наше время. Современные СМИ, их тотальное манипулирование сознани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: