Главный маршал авиации СССР А. Е. Голованов – «сталинский сокол», пример воинской доблести и любви к Родине




(Эссе)

Кагамлык Дарья, студентка

ННГУ им.Н.И. Лобачевского,

г.Н.Новгород

Александр Евгеньевич Голованов, Главный маршал авиации СССР - человек с необыкновенной судьбой. В его биографии были удивительные полёты и подвиги, годы славы и годы отставки, и воспоминаний о былом.

А. Е. Голованов родился в Нижнем Новгороде 7 августа 1904 г., в пору ранней юности участвовал в Гражданской войне, затем сменил несколько профессий, повидал множество городов и стран, в 30-х годах решительно увлёкся авиацией, которая стала его стихией.

В СССР в 1920-1930-х годах понимали стратегический потенциал авиации, указывая на ее превосходство перед танками и пехотой.

Самые яркие страницы жизни А. Е. Голованова связаны с подвигами, совершёнными в годы Великой Отечественной войны. После встречи со Сталиным в 1941 году Александр Евгеньевич был зачислен в кадровый состав Красной Армии и назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации. Вскоре он стал командующим всей Авиацией дальнего действия (АДД) СССР (1942—1944) и 18-й воздушной армией (1944—1946).

Значение авиации, в частности, вклад АДД, возглавляемой Головановым, в победу над врагом, трудно переоценить. АДД выполняла самые разнообразные задачи: от бомбежки политических и промышленных центров Германии, включая Берлин, участия в снятии блокады Ленинграда, до помощи партизанам. Результативность работы сопровождалась небольшими потерями в ее личном составе, поэтому к концу войны АДД называли «институтом страхования жизни». Несомненно, своими успехами АДД обязана личности А.Е.Голованова.

В разгар войны А. Е. Голованову было присвоено высшее воинское звание – Главный маршал авиации (19 августа 1944). За всю историю СССР этого звания было удостоено лишь семь человек. Голованов являлся самым молодым маршалом рода войск в истории Красной (Советской) Армии.

После войны несколько лет А. Е. Голованов возглавлял Дальнюю Авиацию СССР (1946-1948), избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-1950). После смерти Сталина в 1953 году он был отправлен в отставку с военной службы, а в 1966 году — на пенсию. Написал мемуары о своих боевых подвигах, частично опубликованные в советском журнале "Октябрь", а полностью опубликованные лишь посмертно, в наше время.

Опираясь на сведения краткой биографической справки, становится ясно, что Александр Евгеньевич – далеко не рядовой полководец в истории нашей страны.

Почему же, несмотря на некоторые уникальные страницы его биографии, он не так прославлен, как многие другие деятели? Почему до сих пор ему не поставлен памятник не только на исторической родине, но вообще нигде? Эти вопросы возникают, когда мы, увлекаясь историей, узнаём о Голованове позже, чем о других героях истории.

Первое, что приходит на ум, когда мы знакомимся с биографией А. Е. Голованова, это переменчивый характер судьбы. Если бы он совершил свои подвиги в годы Гражданской, а не Великой Отечественной войны, или даже в межвоенные, 30-е годы, наверно, его имя и сегодня было бы у всех на слуху. Для той эпохи, получившей название периода «культа личности», было характерно присвоение имен выдающихся деятелей улицам и городам. Даже в честь относительно малоизвестных людей были названы целые города, например, Махачкала, Тутаев, Загорск. Были названы города в честь другого известного лётчика-нижегородца В.П. Чкалова (г. Чкалов, г. Чкаловск).

Невольно сравниваешь судьбу этих двух великих авиаторов-нижегородцев – А. Е. Голованова и В. П. Чкалова. Оба выдающихся лётчика родились в 1904 году, но к началу Второй мировой войны Чкалов уже совершил свои подвиги и трагически погиб, а карьера Голованова только набирала высоту. Многим лётчикам хотелось сделать то, что не успел Чкалов. Прославленный лётчик, дважды Герой Советского Союза Я. В. Смушкевич в начале 1941 года говорил А. Е. Голованову:

"– Вы мечтаете о дальних перелётах, хотите сделать то, что не успел Чкалов, – облететь вокруг шарика. Не сомневаюсь, вы это сможете. Но думаю, что в интересах дела вы должны сейчас заняться другим. Время такое..." (См.: Идашкин Ю. В. Небо его мечты. О главном маршале авиации А. Е. Голованове. – Москва: Политиздат, 1986. – С. 7.)

И вместо установления новых рекордов мирного времени по дальности, скорости и высоте полётов А. Е. Голованов с головой ушёл в армейские, боевые задачи Военно-воздушных сил. Строго говоря, у Голованова, по сравнению с тем же Чкаловым, в жизни было гораздо больше боевых заслуг, его больше и чаще награждали боевыми орденами и медалями. Лишь по какому-то странному недоразумению он не был удостоен звания Героя Советского Союза. Вместо "Золотой звезды" его парадную форму украшала только маршальская звезда. И это было не ради красоты (как форма от Юдашкина), а по заслугам. Именно Голованов под руководством И.В. Сталина организовал дальнюю авиацию, которая внесла существенный вклад в разгром врага.

Лётчиков 30-х – 40-х годов называли «сталинскими соколами». Но Чкалов рано ушёл из жизни, погибнув в расцвете сил, а Голованову А.Е. пришлось не только воевать, защищая родину от гитлеровских захватчиков, но и делать моральный выбор в пору «хрущёвской оттепели» и строительства "развитого социализма"...

После Тегеранской конференции 1943 г., на которой союзники по антигитлеровской коалиции обсуждали планы открытия второго фронта, разгрома гитлеровской Германии и послевоенного обустройства мира, Голованов был приглашён к Сталину на разговор по душам. Вот как об этом впоследствии вспоминал главный маршал авиации:

"5 или 6 декабря мне позвонил Сталин и попросил приехать к нему на дачу. Явившись туда, я увидел, что ходит он в накинутой на плечи шинели. Был он один. Поздоровавшись, Верховный сказал, что, видимо, простудился и опасается, как бы не заболеть воспалением лёгких, ибо всегда тяжело переносит это заболевание. Походив немного, он неожиданно заговорил о себе:

– Я знаю, – начал он, – что, когда меня не будет, не один ушат грязи будет вылит на мою голову. – И, походив немного, продолжал: – Но я уверен, что ветер истории всё это развеет...

Нужно сказать прямо, я был удивлён. В то время мне, да, думаю, не только мне, не представлялось вероятным, что кто-либо может сказать о Сталине плохое. Во время войны всё связывалось с его именем, и это имело явно видимые основания. Первоначальные успехи немцев были локализованы. Гитлеровские армии разбиты под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге. Мы одерживали победы одну за другой, монолитность армии и народа была очевидна, и стремление стереть врага с лица земли было единодушно. Чётко и бесперебойно работала вся машина государства. При игре оркестра без дирижёра, в а в понятии управления государством - без твёрдого управления государством – без твёрдого руководства государственная машина так работать естественно не могла бы. Чёткая работа этой машины также всегда связывалась с его именем..." (Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941-1945. – Моква: Центрполиграф, 2007. – С.387-388.)

По духу Голованов остался «сталинским соколом», «сталинским маршалом» на долгие годы. В последние годы жизни, находясь на заслуженном отдыхе, он написал свои воспоминания, что, в общем-то тоже можно считать гражданским подвигом, т.к. в них он передал свой опыт, показал и обосновал свою активную жизненную и гражданскую позицию…

... А. Е. Голованов до конца жизни продолжал пользоваться авторитетом у лётчиков, оставался своим человеком в братском кругу авиаторов.

Вновь возвращаясь к страницам биографии А. Е. Голованова и истории нашей страны, истории СССР и Великой Отечественной войны, хочется отметить следующее.

Непосредственный начальник у А. Е. Голованова был только один — Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин. Поэтому мемуары маршала уникальны, поскольку он много наблюдал Сталина в работе, в быту, в отношениях с подчиненными. Возможно, именно эти мемуары помогут лучше понять противоречивую личность Сталина.

По прошествии многих лет после победного мая 1945 года, после распада СССР мы можем наблюдать закономерности в судьбах выдающихся деятелей той эпохи. Многие из них стремительно поднимались на вершину карьерной лестницы и также легко попадали в опалу, теряя всеобщее признание и должности. К сожалению, такая судьба постигла и Голованова.

Возможно, если бы А. Е. Голованов жил в наше время, он продолжил бы отстаивать свою гражданскую позицию, вносить свой посильный вклад в патриотическое воспитание граждан, в сохранение исторической памяти и правды о Советском Союзе, Второй мировой войне и людях той эпохи…

…Всё-таки главному маршалу авиации А. Е. Голованову повезло больше, чем многим его современникам. Он не погиб в ходе испытаний самолётов, как В. П. Чкалов или Ю. А. Гагарин, не погиб в годы войны, как многие другие военные лётчики, …пережил пору репрессий 30-х — 40-х годов. В 50-е годы он не был объявлен членом "антипартийной группы"…Ему не пришлось испытывать чувство стыда за разоблачительные антисталинские (а по сути антисоветские) статьи "Огонька" периода перестройки и делать сложный выбор в 1991 году, когда можно было получить ярлык "изменника Родине", "консерватора" и "путчиста"…

…нам сейчас не хватает живых Героев, таких, как главный маршал авиации А. Е. Голованов. Он и сейчас нужен среди тех, кто борется …за сохранение исторической памяти и правды…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: