С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.
Ответ:
· Диалог культур – взаимодействие культур, обмен культурными ценностями.
· диалог культур – это процесс, последствия которого неоднозначны,
· диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них.
Максимальный балл – 2.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об искусстве.
Ответ:
· Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
· важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах,
· предметом искусства являются эстетические отношения человека к действительности, его задача – художественное освоение мира.
Максимальный балл – 2.
С5. Назовите любые три функции современной науки.
Ответ:
· культурно-мировоззренческая,
· функция науки как непосредственной производительной силы общества,
· функция катализатора процесса непрерывного совершенствования производства,
· социальная функция.
Максимальный балл – 2.
С6. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.
Ответ:
· проявления социальной функции науки: социального развития и управления, социального прогнозирования,
· примеры:
· демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства,
|
· экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством,
· ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.
Максимальный балл – 3.
С6. С помощью 3 примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, элитарной и массовой культур.
Ответ:
· сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений,
· использование в качестве рекламных слоганов название произведений литературной классики или цитат из нее,
· использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.
Максимальный балл – 3.
С6. Существует расхожее представление о том, что творчество – удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.
Ответ:
· творческий характер имеют действия ребенка, придумывающего со своими товарищами новую игру (отсутствие возрастных ограничений),
· творчество проявляет хозяйка, изобретающая новый соус для мяса (отсутствие ограничений, связанных с уровнем образования),
· творчество проявляет ученик, студент, молодой рабочий или мастер, предлагающие свои способы решения поставленной перед ними задачи (отсутствие профессиональных ограничений и ограничений, связанных с уровнем квалификации).
|
Максимальный балл – 3.
С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.
Ответ:
· представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренне и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений),
· участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма),
· возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательного процесса),
· участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе),
· ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических и книжных новинках, театральных премьерах и так далее).
Максимальный балл – 3.
С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу». К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.
|
Ответ:
· газета обращена к массовой аудитории, широкому кругу читателей,
· категория СМИ – «желтая пресса», «бульварная пресса»,
· признаки: акцент на развлекательность; отказ от серьезной аналитики; преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, спорту; приоритет интересов коллектива перед интересами личности.
Максимальный балл – 3.
С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
Ответ:
· СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры,
· художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнес (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни звезд).
Максимальный балл – 3.
С7. Нередко можно услышать мнение о необходимости ограничить свободу средств массовой информации, введя цензуру. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
Ответ:
Мнения:
· да, необходимо ограничить свободу СМИ, введя цензуру, так как существующая полная безответственность СМИ может привести к размыванию нравственных устоев общества,
· нет, современная демократия немыслима без свободы СМИ.
Аргументы для первого мнения:
· многие СМИ в погоне за тиражом регулярно публикуют всяческие небылицы-сенсации, фактически обманывая людей,
· практически все СМИ уже имеют свою «цензуру» - ограничения, которые устанавливает владелец СМИ, поэтому лучше заменить их на ограничения, установленные государством.
Аргументы для второго мнения:
· подлинная демократия невозможна без обладания объективной и достоверной информацией, соответствующей реально происходящим политическим, социальным, экономическим процессам,
· ограничение свободы СМИ путем введения цензуры дает государству возможность манипулировать общественным сознанием, навязывать единую официальную идеологию, что может привести к тоталитаризму.
Максимальный балл – 3.
С7. Критик так отозвался об этом произведении: «Фантастические спецэффекты, захватывающий сюжет, звездный состав исполнителей, легко запоминающиеся песни». Предположите, к какой форме культуры можно отнести это произведение. Приведите три обоснования этого предположения с позиций знания основных форм культуры.
Ответ:
· форма культуры – массовая культура,
· обоснования:
· произведение имеет развлекательную направленность (захватывающий сюжет),
· произведение рассчитано на массового зрителя (привлечение звезд, легко запоминающиеся песни),
· произведение имеет коммерческую направленность.
Максимальный балл – 3.
С7. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.
Ответ:
· форма культуры – элитарная культура,
· признаки:
· некоммерческий характер,
· высокая содержательная и эстетическая сложность,
· доступность ограниченному кругу специалистов и знатоков.
Максимальный балл – 3.
С7. Существует мнение, что нравственность является основой свободы человека. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
Ответ:
Мнения:
· да, свободным можно назвать только человека, обладающего сильным нравственным стержнем, так как он не позволяет порокам руководить собой,
· нет, свобода – понятие абсолютно самостоятельное от категорий добра и зла.
Аргументы для первого мнения:
· свобода – это осознанная необходимость, ограниченная нравственными нормами, а не безответственное потакание своим страстям,
· свобода невозможна без ответственности перед обществом, а ответственность имеет в своей основе нравственные начала.
Аргументы для второго мнения:
· свобода всегда предполагает наличие выбора, а человек не всегда делает выбор, исходя из интересов общества,
· нравственные нормы отличаются у разных народов и стран, поэтому нельзя мерить свободу нравственными норами одной из человеческих общностей.
Максимальный балл – 3.