УЧЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ТРИЧАСТНОСТИ, ИЛИ ТРЕХ СИЛАХ, ДУШИ (Выписки из «Добротолюбия»)




Содержание

 

ИЗ ПЕРЕВОДОВ С ГРЕЧЕСКОГО.. 1

УЧЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ТРИЧАСТНОСТИ, ИЛИ ТРЕХ СИЛАХ, ДУШИ (Выписки из «Добротолюбия») 1

ЧТЕНИЕ ИЛИ СЛУШАНИЕ ДУШЕПОЛЕЗНЫХ КНИГ НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПАСЕНИЯ (Отрывок из предисловия начатого перевода неизвестно какой греческой книги) 2

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОСЛАНИЮ АНТИОХА, ИНОКА ЛАВРЫСВЯТОГО САВВЫ, К ЕВСТАФИЮ, ИГУМЕНУ АТТАЛИНСКОГО МОНАСТЫРЯ ГОРОДА АНКИРЫГАЛАТИЙСКОЙ.. 3

СЛОВО ИНОКА АНТИОХА О ВЕРЕ.. 4

СЛОВО ИНОКА АНТИОХА О ПРИНЯТИИ ПИЩИ.. 6

СЛОВО ИНОКА АНТИОХА О ЧРЕВОУГОДИИ.. 7

СЛОВО ИНОКА АНТИОХА О ПЬЯНСТВЕ.. 8

СЛОВО ИНОКА АНТИОХА О ВОЗДЕРЖАНИИ.. 9

О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ, СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ДАМАСКИНА 9

ДУШЕПОЛЕЗНОЕ СЛОВО О ДОБРОДЕТЕЛЯХ И СТРАСТЯХ ДУШЕВНЫХ И ТЕЛЕСНЫХ 11

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО АНДРЕЯ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО (составленного Никифором, священником Софийской Константинопольской церкви, очевидцем) 13

МЫСЛИ И ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ ПОДВИЖНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ ПАТЕРИЧЕСКИХ СБОРНИКОВ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО САВВЫОСВЯЩЕННОГО.. 16

ДУХОВНЫЕ МЫСЛИ, ОТВОДЯЩИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ТЛЕННОГО И ПРИЛЕПЛЯЮЩИЕ К НЕТЛЕННОМУ.. 24

НЕЧТО О ЖИЗНИ И СМЕРТИ.. 27

ПАТЕРИК (Перевод рукописного греческого Патерика из обители святого Саввы Освященного) 29

Предисловие о жизни и подвижничестве блаженных святых отцов. 29

Наставления святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии. 34

ПИСЬМА.. 50

«БРЕДНИ БЕЛОГОРЯЧЕЧНОГО» И О СПИРИТАХ (Письма к N. N.) 50

РАЗРЕШЕНИЕ СОМНЕНИЙ И УВЕЩАНИЕ ДЕРЖАТЬ СВЯТУЮ ВЕРУ БЕЗ ВОЗРАЖЕНИЯ (Письма к N.N.) 53

НАСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА МИРЯНИНУ О МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ (Собственноручная записка, неизвестно кому писанная) 55

О СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ (Письмо к студенту Московской Духовной академии Д. И. Р.) 55

ВРАЗУМЛЕНИЕ ЗАБЛУЖДАЮЩЕМУСЯ В ВЕРЕ (Письма к неизвестному Владыке) 56

ОСНОВНОЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОТКРОВЕНИЕМ ПОМЫСЛОВ СТАРЦУ И ИСПОВЕДИЮ ПРЕД ДУХОВНИКОМ... 63

 

ИЗ ПЕРЕВОДОВ С ГРЕЧЕСКОГО

 

УЧЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ТРИЧАСТНОСТИ, ИЛИ ТРЕХ СИЛАХ, ДУШИ (Выписки из «Добротолюбия»)

 

Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и жела­тельной (святого Григория Паламы).

Трем силам души мы должны давать дви­жение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно под­вигать против внешнего нашего человека и против змия — сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гне­вайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и доб­родетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразу­мием упорядочивала их, вразумляла, наказыва­ла и начальствовала над ними, как царь на­чальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими (Преподобного Исихия, пре­свитера Иерусалимского О трезвении и мо­литве).

Разумная душа действует сообразно с сво­им естеством, когда пожелательная ее часть стремится к добродетели, раздражительная подвизается за нее, а мыслительная прилежит созерцанию сущего.

Душа тричастна, по словам нашего мудрого учителя (святого Григория Нисского). Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудри­ем, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется му­жеством и терпением. Дело осмотрительности есть воевать с противными нам силами, добро­детелям покровительствовать, а пороки гнать. Дело сметливости есть все, способствующее нашей цели, устроять достодолжно, а дело мудрости — созерцать телесные и бестелесные твари по всем отношениям. Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкно­венно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания; дело любви — такою почти являть себя в отношении ко всякому лицу, носящему образ Божий, какою бывает она к Первообра­зу, хоть демоны покушаются иного унизить пред нами; дело воздержания — с радостью отвергать все, услаждающее гортань. Дело тер­пения и мужества — не бояться врагов и охот­но переносить всякие неприятности (аввы Евагрия Главы о деятельной жизни).

Отцы сказали: «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою,— и свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда — благовременное молчание; пожеланиям неразумным — умеренная еда; неудержимости помыслов — единомысленная молитва» (Каллиста и Игнатия Ксанфопулов Наставление безмолвствующим).

Все Божественные заповеди полагают за­коны для троечастности души и делают ее здравою посредством того, что повелевают. Кто строго следует им, у того сия троечастность соделывается истинно здравою. Но про­тив этой же троечастности души день и ночь ведет войну и диавол. Если же сатана ведет войну против троечастности, ясно, что он вою­ет чрез то против заповедей Христовых, ибо Христос чрез заповеди облагает законом троечастность души, то есть раздражительную, пожелательную и мыслительную силы души. И смотри: угроза, что «гневающийся на бра­та своего всуе, повинен есть суду» (Мф. 5, 22) и следующие затем Его заповедания — се вра­чевания раздражительной части. Эту заповедь и прочие, положенные вместе с нею, враг поку­шается низвратить внутри посредством помыс­лов любопрительства (склонности к словопрениям, спорливости), злопамятства и завис­ти. Знает этот противоборец (наш и Божий), что правитель раздражительной части есть сила мысленная. Почему в нее прежде и пускает стрелы посредством помыслов, подозрения, зависти, любопрения, сварливости, лукавства, тщеславия и склоняет мысленную силу сло­жить с себя свойственную ей власть и, отдав бразды самому раздражению, оставить его без всякого управления. Тогда раздражение, от­бросив своего управителя, без удержи износит чрез уста в словах все, что прежде вложено было в сердце, что усокровиществовано было в нем дотоле посредством вражеских помыслов, при нерадении ума. (Затем сделано подобное описание брани в пожелательной и мысленной части души и в заключение говорится): Добре управляемая тричастность удерживает чувства от всего безместного. И тогда ум, пребывая в тишине, при управлении прочих сил по Божь­ему и при послушности их, удобно одерживает верх в мысленной брани. Когда же по невнима­нию допустит он прийти в смятение прочим силам, тогда, будучи преодолеваем прилогами лукавого, преступает он Божественные запове­ди. За преступлением же заповедей всячески следует или соответственное покаяние, или мука в будущем веке (Преподобного Филофея Синайского 40 глав о трезвении).

 

ЧТЕНИЕ ИЛИ СЛУШАНИЕ ДУШЕПОЛЕЗНЫХ КНИГ НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПАСЕНИЯ (Отрывок из предисловия начатого перевода не­известно какой греческой книги)

 

Возлюбленный читатель мой! Хочешь ли я покажу тебе вещь, которая честнее злата и сребра, многоценного бисера и камений дра­гих? Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это —читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись.

Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг есть родительница всех добродетелей и всякому доброму делу учительница. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг, рождая всякую добродетель и возращая добрые распо­ложения сердца, отгоняет от нас всякую злую греховную страсть и всякое похотение, жела­ние и действо бесовское. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг над всеми занятиями и трудами, какие подъемлют ревнующие о спасении, святые от­цы поставляют как бы старейшиною и царем. Оно ко всем добродетелям возбуждает и руко­водит человека и одесную Бога поставляет его.

Но кто не читает и не слушает со внимани­ем и усердием святых книг, тот ради этого впадает во всякие страсти, в греховные напас­ти, в бесовские сети и во всякое зло. Забывает он смертную кончину свою, и пришествие Христово, и злые муки, и радость Царствия Небесного и рая пресветлого. Такому любезна бывает суетная и льстивая маловременная жизнь века сего. Удаляется он от Бога нераде­нием и невниманием, и бесы, как мглою, по­крывают умную память, помрачают умную светлость, наводят забытье о добродетелях, о злом же непрестанно уму напоминают и понов­ляют в нем худые помыслы.

Божественное Писание и душеспаситель­ные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути,— всю лествицу в Царство Небесное. Почему надлежит нам всеусердно прилежать к сим книгам и к сему Писанию Божественному. Где упражняются в чтении святых книг, оттуда отгоняемы бывают всякое бесовское действо, всякие душепагубные страсти и греховные похоти; заповедям же Господним и добродетелям отеческим там бы­вает всякое исправление. Почему хорошо свя­тыми отцами установлено, чтоб на утренних службах многократно были читаемы поучения из святых книг, а умеющие читать чтоб и в келлиях занимались таким чтением, на ограж­дение себя от невидимых душевных татей и Разбойников, устрояя чрез то как бы стражу какую вокруг себя из спасительных истин, про­тив козней, хитростей и замыслов лютых бе­сов, против забытья и помрачения, ими наво­димого.

Почему надлежит нам каждодневно со вни­манием прочитывать святые книги, чтоб почер­пать из них душеспасительные наставления, пригодные к исправлению жития нашего. Они обличают совесть, открывают страсти и непри­язнь к ним возбуждают, обнажают бесовские сети, научают добродетелям, утверждают в терпении скорбей, напоминают о кончине смерт­ной, возвещают о пришествии Христовом, живописуют радости Царствия Небесного и ужасы мук бесконечных. Изображая нам вся­кую истину и всякое добро указывая, они, как бы чистое золото и серебро и камни драгоцен­ные на блюде рассыпав, представляют очам нашим. Что опытный вождь для воинства, что искусный кормчий для корабля, что проводник для идущих по сбивчивой дороге, то святые книги для воинствующих в воинстве христиан, для плывущих чрез многомятежное море жиз­ни сей в небурное пристанище Царствия Не­бесного, для шествующих в Небесное Отече­ство свое по стропотным путям суетной и мно­гообольстительной жизни сей.

Много у лукавых бесов пронырства и зло­умышлении, козней и сетей, коими уловляют они нас, бедных, в различные страсти, в гре­ховные падения и пагубу душевную. Человеко­любивый Бог, щадя род наш, даровал нам святые книги, святыми угодниками Его напи­санные, в которых предлагается нам верная наука, как избегать сетей бесовских, страстей греховных и прелестей века сего. Святые отцы были научены духовной мудрости многоскорб­ными и многоболезненными опытами жизни и, совершив благополучно путь свой, оставили нам плод трудов своих правых — слово книж­ное, свои святые писания, как светлый све­тильник, освещающий спасительный путь для тех, кои вступить в него возревновали. Как светильник телу — очи; так светильник душе — ум; зерцало же ума — святые книги.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОСЛАНИЮ АНТИОХА, ИНОКА ЛАВРЫСВЯТОГО САВВЫ, К ЕВСТАФИЮ, ИГУМЕНУ АТТАЛИНСКОГО МОНАСТЫРЯ ГОРОДА АНКИРЫГАЛАТИЙСКОЙ

 

Писал ты ко мне, честный отче Евстафие, что вы там терпите большую скорбь, переходя с места на место и из страны в страну, гонимые страхом нападения халдеев, и что сверх того томитесь алчбою и жаждою, не хлеба и воды, но, как негде сказано, слышания слова Гос­подня, не имея ни возможности носить с собою тяжелых книг, ни удобства находить их там, где вам приходится странствовать. По сей при­чине вы возложили на мое короткоумие послу­шание — в небольшой книжице совместить со­кращенно все Божественное Писание Ветхо­го и Нового Завета, так, чтоб и носить ее не было тяжело, и она не имела недостатка ни в чем, что потребно к назиданию и спасению души.

Я тотчас с охотою взялся за исполнение ва­шего поручения и представил все, искомое вами из Божественного Писания, в ста тридцати главах, тесно связанных между собою по со­держанию, но и разнствующих между собою настолько, что читающий не будет терпеть смешения и сбивчивости понятий. Посылаю вашему боголюбию сей сборник, который при­няв, воссли достодолжное славословие и бла­годарение Богу, силу свою в немощи совершающему; нам же воздай благоприятными твои­ми молитвами, да остальное время жизни на­шей докончим в угождении Богу. Если, как и следует ожидать, найдешь что неудовлетвори­тельным, прошу извинить, взяв во внимание и мою малоспособность, и требуемую поспеш­ность дела.

Но как ты просил еще, честный отче, напи­сать тебе о святых отцах нашей лавры, верно ли то, что, как говорите, слышали вы от неко­торых об их жизни и их избиении и что пока­залось вам невероятным и для слуха даже невместимым, то я счел необходимым наперед коротко написать вам об этом, а потом прило­жить и главы из Божественного Писания.

Что касается до преславной жизни наших отцов, то и не время теперь, и не моему языку повествовать о том. Скажу только, что они были воистину люди Божественные (если над­лежит называть их людьми, а не ангелами), от юности до глубокой старости пребывшие в под­виге, безмолвии и трудах по благочестию, стар­цы священнолепные, убеленные не волосом одним, но паче мудростию, добрые, смирен­ные, почтенные, целомудренные, истинолюбивые, непорочные, праведные, богобоязнен­ные, удалявшиеся от всякого дела злого, не имевшие недостатка ни в каком добром каче­стве, преисполненные Божественной любви. Некоторые из них более пятидесяти и шести­десяти лет прожили, не выходя совсем из лав­ры; иные и в церковь не выходили, а не только города не видали с тех пор, как уединились, украшаясь всякого рода добродетелями,— зем­ные ангелы и небесные человеки. За то и такого конца сподобились, за который, конеч­но, украсятся и венцом победным.

За одну неделю до взятия святого града персами на нашу лавру напали измаильтяне и расхитили все священные сосуды церкви. Из отцов большая часть заранее удалились, а бо­лее мужественные рабы Христовы остались в лавре, не желая покинуть место. Варвары, схватив их, без милости мучили в продолжение многих дней, думая найти деньги у тех, кото­рые ничего не имели из благ века сего; но потом, удостоверясь в тщетности такой надеж­ды, пришли в бешенство и всех изрубили на части. Блаженные отцы с радостью и благода­рением предали души свои Господу, так как издавна желание имели «разрешитися и со Христом бытии» (Флп. 1, 23). Тела их, раз­бросанные там и здесь, много дней оставались без погребения, пока не возвратились мы из гор, где укрывались. При этом авва Никодим, Увидев печальное зрелище избиенных отцов, пал без чувств, и его подняли и отнесли оттуда почти мертвым. Уже Модест преподобнейший, приступив, собрал в одно место останки свя­тых, омыл их со многими слезами и, опрятав по обычаю, положил эти святые и мученичес­кие мощи в обительской усыпальнице, затем, совершив над ними положенное молитвословие, он изрек о них слово Исайи: «мужие пра­ведный вземлются, и никтоже разумеет; от лица бо неправды взяся праведный; бу­дет с миром погребение его» (Ис. 57, 1—2). И: «праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очию безумных умрети... они же суть в мире... и упование их безсмертия исполне­но: и вмале наказани бывше великими благодетельствовани будут. Яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе... и яко всеплодие жертвенное прият я, и во вре­мя посещения их возсияют» (Прем. 3, 1—7). Сказав это о святых отцах, он просил всех нас не оставлять нашего места, но мужественно переносить искушения, помня слова Господа, что «узки врата и тесен путь, вводящий в живот» (Мф. 7, 14), и слово Апостола, что «многими скорбями подобает внити в Царст­во Небесное» (Деян. 14, 22).

Склонившись на его увещания, мы пробыли в лавре до двух месяцев. Но потом опять про­шел слух о набеге варваров, и мы, убоявшись того, перебрались в монастырь аввы Анаста­сия, бывший недалеко от святого града, стадий на двадцать, в котором в то время никого не было. Тут прожили мы почти два года, как сказанный Модест преподобнейший начал опять убеждать нас возвратиться в свое место и жить там. Послушавшись благого совета его, несколько нас тотчас перешли в лавру, другие сделали это позднее, боясь блуждавших по соседству у нас сарацин, а некоторые совсем оставались в том монастыре, под игуменством преподобнейшего Иустина, постриженца лав­ры, много лет прожившего в ней и просиявше­го многими добродетелями, так что его удосто­или и пресвитерского сана.

Этот богобоязнейший Иустин, благодатию Христовою, собрал в том монастыре большое братство, держа во всем устав и порядки свя­той лавры нашей, так что во всей Палестине ни в одной киновии не найдешь такого благо­чиния. Цветет и множится обитель та более и более, и мы радуемся, помышляя, как во всей стране нашей, подобно звездам, сияет всюду семя святого отца нашего Саввы.

Мы же, смиренные, благодатию Божиею и попечением помянутого прежде преподобнейшего Модеста, живем еще более спокойно, чем в прежние годы, благодаря и славя Бога, мер­твящего и жити творящего, единого творящего великие чудеса. Умилосердилась над нами бла­годать Его, и Он паче и паче прославляет место наше, ради прежде усердно поработав­ших Ему святых рабов Своих. Благодать Его даровала нам отцом и пастырем Фому преподобнейшего, мужа многосведущего и украшен­ного всякими добродетелями, который с мла­дых лет проводит здесь безмятежную подвиж­ническую жизнь, кроток, братолюбив, состра­дателен, смирен сердцем, усердный блюсти­тель молитвенного чина и всего монастырского устава. Почему под его игуменством Бог и размножил новонасаждения обители нашей.

Избито было святых отцов сорок четыре. Память их совершается месяца мая в пятнад­цатый день. Благо датию Христовою и попече­нием вышеупомянутого отца нашего преподобнейшего Модеста немало живет иноков и по прочим монастырям пустынным.

Вот, честный отче Евстафие, вкратце напи­сал я вашему боголюбию о святых отцах и о нашей лавре. Сообщу вам и другие благие вести, могущие обрадовать душу вашу и душу всякого христианина, который будет читать сие. Помянутый преподобнейший Модест за­ботится не об одних монастырях пустынных, но и о самом городе, и обо всей нашей области, и Бог споспешествует ему во всем. Он, как воистину новый наш Веселеил или Зоровавель, исполненный Духа, восстановил сожженные врагами всечестные храмы: Спасителя нашего, Иисуса Христа — Голгофский, Святого Вос­кресения, Честного Креста, Святого Вознесе­ния и другие; так что от этого мы питаем бла­гие надежды относительно будущего, особенно ради приходящих из других стран на поклоне­ние святым местам, да всеми славится Бог, Коему подобает всякая слава, честь и поклоне­ние, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: