Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций




Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках/Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А.Минкина СПбГУКИ.-СПБ.:Профессия,2003.-318

ГЛАВА 1 ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности

ГЛАВА 2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ

2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями

ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ

Виды инновации

ГЛАВА 4 УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИТЕКЕ.

Создание инновационного климата.

Глава 5 НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций

 

 

Современное общество существует в ситуации постоянных перемен, обусловленных ускорением глобальных изменений в социальной, политической, технологической, государственно-управленческой, экономической и экологической сферах. В этих условиях увеличивается потребность как отдельных граждан, так и всего сообщества в надежной и полной информации.

Размышляя о XXI в., ученые говорят о новой ступени общественного развития и о том, что перед человечеством встает задача оценить последствия происходящих процессов и определить рациональные пути дальнейших изменений.

Технологический рост, приведший к научно-техническому прогрессу, чреват многими негативными последствиями. Предельное обострение внутренних — социально-экономических и политических — противоречий совпадает с не менее критической напряженностью противоречий между человечеством и окружающей его природной средой. В качестве новой цивилизационной модели учеными предложена концепция устойчивого развития общества, связывающая социальный прогресс с равновесным природопользованием, ослаблением антропогенной нагрузки на биосферу и Землю, использованием ресурсосберегающих технологий(64;127;128).

Словосочетание «sustainable development» переведенное как «устойчивое развитие», привлекло внимание мирового сообщества только после публикации доклада «Наше общее будущее» (1987), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию («комиссия Брундтланд»). Именно ее выводы и составили концептуальную основу решений, принятых в рамках Конференции ООН «Рио-92», о жизненной необходимости для цивилизации выхода на уровень устойчивого развития.

В документах «комиссии Брундтланд», в материалах «Рио-92» «устойчивое развитие» определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечивать стабильный экономический рост, не приводя к деградационным изменениям природной среды. «Устойчивое развитие» в широком смысле трактуется как процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, основанной на радикальных изменениях ее исторически сложившихся ориентиров во всех, в сущности, параметрах бытия (экономических, социальных, экологических и др.). Ставится задача оптимального управления не только природноресурсным потенциалом, но и социально-культурной сферой, которой располагает цивилизация на конкретном этапе всемирно-исторического развития.

Обосновывается положение, в соответствии с которым любая хозяйственная деятельность на всех ее уровнях (от индивидуального до глобального) должна быть переориентирована не на повышение потребления природно-ресурсного потенциала, а на рационализацию этого потребления. Экономическое выживание цивилизации связано не с возрастанием масштабов деятельности материального характера, а с интенсификацией интеллектуального потенциала (интеллектуальных ресурсов).

Ресурсы, как известно, делятся на возобновляемые (воспроизводимые) и не возобновляемые. Именно возобновляемым ресурсам придается все большее значение в новой концепции развития человечества. Социальную деятельность ориентируют на производство того, что-либо неограниченно, либо может быть сколько угодно раз воспроизведено. Стремление к всестороннему ресурсосбережению означает, что должны быть найдены те ресурсы, которые по своей природе неисчерпаемы для потребления.

Решение задачи устойчивого развития состоит в минимизации использования невозобновляемых ресурсов до практически приемлемых пределов за счет экономии, внедрения передовых ресурсосберегающих технологий и возрастающей компенсации возобновляемыми и практически неисчерпаемыми ресурсами. Именно в этом контексте сегодня рассматривается значение информации и информационно-коммуникативных технологий для общественного развития (27; 133).

Постоянно продуцируемая в сферах науки и практики новая информация оказывается, с одной стороны, воспроизводимым ресурсом в различных сферах деятельности, а с другой — вечно изменяющимся, который в самом механизме своего получения содержит источник возобновления. Его новизна — это то качественно иное знание, которое, по сравнению с уже имеющимся массивом информации, представляет ценность для общества.

Информация как фактор и ресурс устойчивого развития ценится за свое содержание, возможность многократно воспроизводиться и вводить в ресурсосберегающий процесс новое качество в вещественно и энергоэкономной форме (133). Эти особенности информации реализуются с помощью материальных информационных средств, техники и информационной технологии. Средством устойчивого развития выступает общий информационный фактор, включающий в себя не только информацию, но и средства ее движения и использования. В силу сказанного, переход на модель устойчивого развития невозможен без ускоренной и широкомасштабной информатизации общества. Именно информатизация обеспечит формирование интегрального интеллекта цивилизации. Из «подсобного ресурса», чем информация считалась ранее, она превращается в самый перспективный возобновляемый ресурс.

Новая концепция развития общества повышает значение и социальный статус библиотек в обеспечении доступа к накопленным человечеством знаниям. В этих условиях библиотека становится информационным «ядром» региона (зоны обслуживания) и наиболее демократичным источником доступа к информационным ресурсам.

Генерирование информации как общечеловеческого достояния, распространение знаний об уже совершенных или совершаемых человечеством ошибках и средствах нахождения новых нетривиальных и безопасных решений связывается с социальной миссией современных библиотек. Ее реализация ставит перед библиотеками новые трудно решаемые задачи. По сути библиотеки оказываются в той же ситуации, что и все другие организации сферы обслуживания: повышение качества предоставляемых населению услуг не может сопровождаться увеличением объема потребляемых ресурсов (финансовых, энергетических, сырьевых) за исключением информационных.

Насколько сложным является выполнение этих условий, показывают ограничения, с которыми уже сейчас сталкиваются все библиотеки мира, а российские особенно остро:

* сокращение государственных расходов на культуру как непроизводственную

сферу поставило под угрозу сокращения численность персонала многих

библиотек; низкая заработная плата привела к оттоку молодых

квалифицированных кадров в коммерческие структуры и «старению» кадровых

ресурсов библиотек;

* снижение объемов государственного финансирования поставило перед

* библиотеками ранее неспецифическую для них задачу поиска дополнительных источников самофинансирования;

* рост цен на печатную, информационную продукцию и новые информационные

технологии обострил вопросы комплектования документальных коллекций

библиотек и их ресурсного обеспечения;

* изменение рыночной ситуации и появление конкурентоспособных коммерческих информационных организаций, формирование структуры рынка информационных услуг вывело библиотеки из условий их естественной монополии, что обострило проблемы качества информационных услуг, предоставляемых библиотекой и компетентности ее персонала.

Переход общества от экстенсивного к устойчивому типу развития требует от библиотек поиска новых направлений деятельности. Библиотека, как и любая иная организация, функционирующая в современных условиях, должна перейти на инновационный путь развития, который требует интеллектуализации всех сфер ее деятельности.

1.2. Инноватика: содержание и направления развития

Осознание обществом необходимости перехода на путь устойчивого развития привело к активному развитию нового междисциплинарного научного направления — инноватики.

Как самостоятельная научная дисциплина наука о нововведениях зародилась в первой трети XX в, когда стали изучать закономерности технических и технологических изменений. Считается, что понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A.Schumpeter, 1883-1950 гг.). В работе «Теория экономического развития» им рассмотрены «новые комбинации» изменений в развитии, к которым отнесены:

* использование новой техники, технологических процессов или нового

рыночного обеспечения производства;

* внедрение продукции с новыми свойствами;

* использование нового сырья; изменения в организации производства и в его

материально-техническом обеспечении;

* появление новых рынков сбыта.

Термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. XX в. для обозначения различных изменений на основе внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В инновациях И. Шумпетер увидел главный источник развития предприятия и получения прибыли, возможность преодоления спада и увеличения прибыли через активизацию внедрения радикальных технико-экономических нововведений. При этом он подчеркивал, что «без развития нет прибыли, а без прибыли нет развития» (152, с. 14).

С точки зрения И. Шумпетера, инновации сопровождаются созидательным разрушением экономической системы, обусловливая ее переход из одного состояния в другое, оказывая двойственное влияние: с одной стороны, открывают новые возможности для развития, с другой — делают невозможным продолжение этого развития в традиционных направлениях (цит. по: 87, с. 14). Этим ученым была установлена еще одна возможность использования инноваций. Выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и радикальная смена вида выпускаемого изделия, а для этого предприятию необходима «инновационная политика», определяющая выпуск новых видов инновационной продукции, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой.

Работы И. Шумпетера послужили толчком для исследований в области теории инноваций. Российский ученый Н. Д. Кондратьев обнаружил существование так называемых «больших циклов», или, как в последствии назовут их зарубежные исследователи — «длинных волн», которые образуются от каждого базового нововведения и представляют собой множество вторичных, совершенствующих изменений (48). Г. Менш, X. Фримен, Я. Ван Дейн, А. Кляйнехт, развивая идеи Н. Д. Кондратьева, в концепции неравномерности инновационной активности затем докажут, что инновационная «волна» состоит «как бы» из двух гребней («волны» изобретений и «волны» инноваций), которые по мере ее распространения сближаются, то есть лаг между изобретениями и инновациями уменьшается с развитием «волны». При этом, расстояние между последовательными волнами (как изобретений, так и инноваций) отличается стабильностью и составляет около 55 лет. Данный вывод Г. Менш связал с кондратьевским «длинным циклом» в экономическом развитии, в ходе которого изменяется динамика многих экономических показателей от фазы восхода к фазе спада. При этом периоды активизации научной и изобретательской деятельности разнесены во времени и чередуются, образуя повторяющиеся циклы.

Считается, что теория «длинных волн» и концепция неравномерности инновационной активности имеет важное значение для прогнозирования социально- экономической деятельности, развития социальных процессов в обществе, деятельности информационных структур и библиотек, так как цикличность развития научно-технических сфер деятельности приводит и к цикличности активизации спроса на информацию, отражающую это развитие.

О. М. Зусьман отмечает, что «всплески и спады» научной активности отражаются как на характере создаваемых документов, так и на активности пользователей информации. Это, в свою очередь, неминуемо вызывает реакцию в библиотечно-информационной сфере, проявляющуюся в виде новых теоретических и методических достижений библиотековедения и библиографоведения. Однако подчеркивается, что эти достижения успевают проявиться только к концу всплесков научной активности, так как являются следствием определенной цепочки событий (31):

* возникновение общественной потребности в новом знании и технологиях;

* реакция научного и пр. сообществ на эти потребности (появление нового или

актуализация забытого знания);

* увеличение объема и изменение характера документального потока, и

изменение информационных потребностей;

* реакция на изменения в потоке и в потребностях в практической библиотечно-

библиографической деятельности.

Принципиально новые идеи в библиотечно-библиографической науке могут закрепляться только на следующем витке ее развития, то есть после их разработки и описания.

Однако следующий этап приходится на период убывания научной и изобретательской активности и потребностей в информации. К моменту нового подъема полученные, но не закрепившиеся в теории и практике достижения забываются и позже открываются заново (31, с. 38). Объясняется такое запаздывание тем, что библиотечно-информационная деятельность реагирует не только на потребность в новых методах деятельности, но и на возможность их осуществления (31, с. 41). Цикличный характер развития библиотечно-информационной практики обусловлен циклическими изменения в экономике, искусстве и литературе, науке и технике. Возможно, предположить, что и активность инновационных преобразований в библиотеках напрямую зависит от «кондратьевских» циклов, и радикальные изменения, происходящие в библиотеках, такие как развитие централизации, появление новых носителей информации, использование компьютерных технологий в библиотечном деле и многое другое, можно объяснить в аспекте цикличности. Это, по видимому, одно из перспективных направлений теории библиотечных изменений, ждущее своего изучения в ближайшем будущем.

Инноватика как научная дисциплина представляет собой внутренне структурированную целостную систему новых знаний, технологий и методов, охватывающих различные этапы инновационного процесса, логически связанные общей концептуальной схемой в их единстве, взаимосвязи и взаимодополнении. Многими учеными она рассматривается как междисциплинарная методология, интегрирующая разнородные научные знания в целях повышения практической эффективности инноваций (18).

Целенаправленность и достижение практического эффекта в целях обеспечения конкурентоспособности и повышения общего благосостояния составляют отличительную черту инноваций. Задачей инноватики являются как построение общей картины проблемной ситуации, имеющей место при создании инноваций, планировании и реализации инновационной деятельности, так и осознание тех конкретных подзадач, которые целесообразно ставить в этой ситуации, тех действий, которые могут и должны привести к достижению необходимого социально-экономического эффекта. Подчеркивается, что особую важность приобретает разработка прикладных методов и методик, обеспечивающих синтез знаний об изучаемых инновационных процессах (18, с. 161)

В пределах инноватики развивается как общая теория изменений, так и ее частные отраслевые направления, исследующие специфику инновационных изменений в различных сферах общественной практики.

Центральными проблемами изучения теории инноваций в настоящее время являются:

* сущность и назначение инноваций, инновационной деятельностии

инновационного менеджмента;

* инновационная политика; стратегическое управление инновациями;

планирование инновационных процессов;

* маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной

политики; реализация инноваций, последовательность и содержание основных

этапов инновационной деятельности;

* управление инновационными проектами;

* персональный менеджмент в инновационной сфере;

* управление затратами и ценообразование в инновационной сфере;

финансирование инновационной деятельности;

* оценка эффективности инноваций;

* информационная и коммуникационная поддержка инновационной

деятельности;

* правовое обеспечение инновационной деятельности (см. приложение 1).

Обозначенные вопросы составляют структуру инноватики. Они были приняты за основу при рассмотрении особенностей инновационной деятельности в библиотеках.

Любое новое научное направление предполагает разработку определенной терминологической системы, позволяющей уточнить значение основных понятий. «Ядро» терминологической системы теории изменений, составляют понятия «инновация», «нововведение», «новшество», «инновационная деятельность», «рынок новшеств» и некоторые другие.

В соответствии с международными стандартами, «Концепцией инновационной политики Российской Федерации», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 (50) и позицией большинства специалистов в области общей теории изменений (Г. С. Гамидов, С. Д. Ильенкова, Ю. П. Морозов и многие другие), под «инновацией» понимается «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или у совершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» (35, с. 9).

Считается, что тогда следует говорить о реализации идеи в инновацию, когда получен результат деятельности по разработке, созданию и распространению новых видов конкурентоспособной продукции, современных технологий, внедрению новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т. д. Однако такого мнения придерживаются не все исследователи. Есть авторы, рассматривающие инновацию как процесс получения результатов, как общественные (субъектно-объектные) отношения, создающие условия и возможности для реализации инновационного процесса. В работах Л. В. Шаборкиной, Ф. Ф. Бездудного, Г. А. Смирновой, О. Д. Нечаевой такой комплексный процесс включает разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей товаров, техники, технологии, организационных форм, распространения и использования новых видов изделий, технологий и организационных форм, приводящих к повышению эффективности функционирования объектов инновационной деятельности (7; 148). Термины «инновация», «инновационная деятельность», «нововведение» рассматриваются как синонимичные. Синонимичными эти понятия считают многие зарубежные и российские авторы (в частности, Р. Джонсон, А. Харман, И. Ален, Б. Санто, В. Н. Соломатенко), которые под «инновацией» понимают все, что характеризует широкомасштабное осуществление различного рода изменений, т. е. любые изменения во внутренней структуре хозяйственного организма, осуществляемые путем перехода от первоначального в новое состояние (104; 163).

И, наконец, существует узкий подход, сторонники которого трактуют понятие «инновация» как конкретные шаги предприятия, направленные на внедрение конкретных изобретений новых видов техники, технологии, новых продуктов. Е. В. Пушняк, Л. В. Пархоменко, В. В. Быковский, Б. И. Герасимов и ряд зарубежных исследователей, говоря о сущности понятия «инновация», ограничиваются «новой техникой, технологиями, являющимися результатом достижений научно-технического прогресса», учитывают только научно-технический аспект, который отождествляется с инновационным (116).

Объединяет различные позиции то, что все авторы однозначно характеризуют конечную цель инновации как достижение результата, когда научная идея или техническое изобретение доводится до стадии практического использования, начинает давать экономический (социальный) эффект, влияющий и обуславливающий развитие организации. Видимо поэтому в последние годы все чаще в научных публикациях, учебниках по инновационному менеджменту и официальных документах при определении понятия «инновация» придерживаются объектного подхода, характеризуя его как результат изменений. Это позволяет понимать под «инновацией» во всех сферах общественной практики, в том числе и в библиотечном деле, конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде объектов (изделий, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. Инновации — это лишь реализованные идеи.

Под «новшеством», как правило, понимают результат разработки оригинальной идеи, пригодной для производственного освоения, а под «нововведением» — промежуточный результат внедрения новшества, когда оно еще не стало инновацией и находится на стадии производственного освоения.

Разработка новшества предшествует нововведению и инновации. В то время как новшество спроектировано, изготовлено и даже устарело, нововведение может так и не начаться и не воплотиться в инновацию (98). «Нововведение» характеризует процесс внедрения новшеств (53, с. 19). Главное в инновационной деятельности, не только внедрить новшество, но превратить нововведение в форму инновации, получить положительный результат (136, с. 17).

В дальнейшем под «новшеством»- будет пониматься результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в опытном образце техники, продукции или материала, описании технологии или услуги. «Новшество» и «инновация» взаимосвязанные явления, в первом случае происходит процесс формирования и разработки нового объекта, в другом — процесс его практического освоения и получения экономического, социального и другого вида эффекта. Новшество — это возможность опредмечивания нового знания, а инновация — конечный результат осуществления инновационного процесса.

Под «жизненным циклом инновации» понимаются этапы реализации инновационной идеи в готовый объект, от ее инициации до слияния с существующим производством и возникновения новых инновационных потребностей. При этом жизненный «цикл инновации» в совокупности представляет слияние, «перерастание» новшества в нововведение и в инновацию, то есть состоит из «жизненного цикла новшества» и «жизненного цикла нововведения». Учитывая, что инновация — это реализованная идея, весь цикл ее «превращения» в реальный объект изменений представляет собой сложный, многоэтапный и последовательно осуществляемый процесс.

В его структуре можно обозначить пять последовательно реализуемых этапов, характерных для большинства сфер общественной деятельности:

1) осознание необходимости изменений и формирование образа желаемого

новшества, целей и задач необходимых изменений;

2) анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений,

пригодных для использования, их оценка и экспертиза возможного

заимствования и процедуры адаптации к конкретным условиям, разработка

проекта внедрения;

3) заказ разработки новшества в инновационной организации или

самостоятельная разработка собственной инновационной идеи на

основе методов инновационного проектирования (этот этап предусматривается

в случае

отсутствия готовых решений при анализе рынка новшеств);

4) апробирование новшества и его экспериментальное внедрение,(создание

опытного образца); оценка возможностей трансляции(распространения) и

коммерциализации (продажи) в социальной среде (профессиональном

сообществе); разработка программы методического и проектного обеспечения

производственного освоения, (внедрения в производство);

5) использование (освоение) инновации, ее продвижение в профессиональном

сообществе, слияние с существующим производством,наконец, прекращение

использования, осознание новых инновационных потребностей

Новшество как «сердцевина» инновационного процесса может быть заимствовано из практики, разработано по заказу в инновационной организации (отраслевой вуз, научно-практический или внедренческий центр) или разработано организацией самостоятельно. В любом случае реализация новшества в инновацию и востребованность ее практикой возможны только тогда, когда есть рыночная среда и у организации есть стремление быть конкурентоспособной,когда выбранное для внедрения новшество соответствует инновационной потребности, имеет определенные преимущества перед ранее освоенной продукцией/услугами, приемами, технологией, обладает новизной. При этом его свойства, особенности применения и внедрения зафиксированы документально в (инновационном предложении), а информация доступна профессиональному сообществу.

Инновации бывают по-настоящему востребованными только в рыночной среде, в условиях конкуренции, существования спроса и предложения. В этом случае в теории инноваций говорят о рынке новшеств.

Рынок новшеств определяется как система экономических отношений между различными государственными, общественными и коммерческими организациями, частными лицами, взаимодействие которых открывает новые возможности развития и создает условия для осуществления позитивных изменений.

Рынок в любой сфере — это среда взаимодействия участников рыночных отношений (субъектов), существующая благодаря действию определенных механизмов, в данном случае, таких как: «спрос на новшества», «предложение готовой интеллектуальной продукции», «инновационные отношения и коммуникации между субъектами инновационной деятельности — участниками рынка новшеств».

Спрос на новшества в общей теории инноваций рассматривается как платежеспособная потребность организации во внедрении новшеств, подкрепленная инвестициями (платежеспособными ресурсами) в инновационный процесс в каждый конкретный момент времени.

Спрос на новшества обеспечивается готовой интеллектуальной продукцией — инновационным предложением, содержащим научную и техническую информацию, обращающуюся по правилам объектов авторского права. Инновационное предложение — это документ, интеллектуальный продукт, позволяющий определить не только все особенности применения новой оригинальной идеи по созданию нового объекта, но и способы ее воплощения в нововведение, то есть применения на практике.

Заказ на разработку нового объекта (продукта/технологического решения и пр.) или самостоятельное выполнение разработки и создание новшества, а затем его внедрение требует определенных организационно-экономических усилий, затрат и ресурсов. Поэтому их расчет, обоснование и изыскание представляют собой комплекс определенных мероприятий, входящих в понятия инновационный проект и проект (программа) поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговая программа). Цель первого рассчитать и обосновать изменения, цель второго — изыскать необходимые средства для разработки и/или для внедрения новшества.

Если потребность в разработке, внедрении, освоении (заказе) новшеств не подкреплена инвестициями (фандрейзинговой программой), то есть заказчик инноваций не имеет в определенный момент финансовых средств для разработки и движения новшества в производство, говорят о потенциальном (отложенном) спросе на инновации.

Таким образом, для того чтобы возникло новшество, а затем и трансформировалось в инновацию, должны быть созданы соответствующие условия, позволяющие обеспечить ход инновационного процесса и добиться определенного результата.

Соответствующие условия выражаются прежде всего в оценке инновационного потенциала и рациональности организации инновационных процессов.

В теории инноваций, инновационный потенциал определяется как способность и готовность организации к осуществлению инновационной деятельности (18; 87). Способность выражается в наличии и сбалансированности структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности), а готовность определяется как достаточность уровня развития потенциала для ее осуществления (18, с. 10, 12). В состав инновационного потенциала как основного ресурса инновационной деятельности включают:

* кадры организаторов и исполнителей инновационной деятельности, ученых и

специалистов, научные школы;

* материально-техническую базу и финансирование: государственное, местное,

муниципальное и пр.;

* интеллектуальную собственность отрасли: готовые разработки новшеств

* (патенты, зафиксированные в документальных источниках формы

организации и управления инновационной деятельностью, идеи по

созданию новых продуктов и услуг и пр.).

Считается, что формированию инновационного потенциала способствуют определенные инновационные отношения и коммуникации между участниками инновационной деятельности. На их основе инновационный процесс насыщается материальными, финансовыми, кадровыми и пр. ресурсами, обеспечивается продвижение новшеств в профессиональном сообществе (44).

Субъектами инновационной деятельности являются юридические и физические лица, которые осуществляют и развивают (то есть ведут, организовывают, регулируют, поддерживают, стимулируют) инновационную деятельность.

Между субъектами инноваций существует сложная система взаимоотношений, осуществляемая посредством договоров, соглашений,совместной разработки и реализации инновационных проектов, целевых программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

В любом случае масштабы и результаты изменений будут зависеть не только от инновационного потенциала организации и инновационной инфраструктуры (обеспечивающей взаимодействие участников инновационной деятельности), но и от успешности управления инновационной деятельностью, от того, как организован инновационный процесс.

Характеризуя современную терминологическую систему инновационной деятельности, мы подошли к одному из ее основных понятий термину «инновационный менеджмент». Он определяет механизм управления изменениями на основе инноваций.

Инновационной менеджмент для организации любой сферы общественной деятельности представляет собой органичную часть общей системы управления и рассматривается как особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение результатов стратегического развития путем использования инноваций. Он определяет цели, масштабы и объекты изменений, возможности разработки новшеств, осуществления нововведений и использования инноваций, создает необходимые условия для повышения эффективности инноваций, внедрения конкурентоспособной продукции и технологии, решения задач модернизации, усовершенствования и дальнейшего развития производства, повышения эффективности его функционирования. Именно использование инструментов инновационного менеджмента позволяет организациям выработать подходы к изучению, осуществлению и управлению инновациями, сформировать инновационные коммуникации.

Таким образом, инноватика — это междисциплинарное научное направление, определяющее инструменты обновления для всех сфер общественной практики. Далее будет рассмотрено, что именно из инноватики является полезным для развития библиотечного дела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: