Прибежали ребята на кухню и дверь за собой захлопнули.
-Я ухожу! - говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате расхаживала.
-А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
-Ну, поди, посмотри.
-Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.
-Постой, я тоже кочергу возьму.....
Б) Правило второе.
Прочтите внимательно первую фразу в этом диалоге. Какие знаки ставятся после реплики перед словами автора?
Оформим это схематически:
-РП! - а
В) Правило третье
Прочтите текст.
Котька пришёл домой радостный и говорит:
-Мама, я тебе огурцов принёс!
-Где ты их взял? - строго спросила мама.
Как оформлен диалог в этом тексте? Изобразим синтаксически.
А:
-РП!
-РП? - а.
Задание: Составьте предложения с прямой речью, используя в авторских словах глаголы(см. ниже). Составьте связный текст в виде диалога.
Глаголы: возразить, воскликнуть, вспомнить, вставить, говорить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, начать, обратиться с вопросом, обратиться с просьбой, обратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать, попросить, пояснить, прервать, рассказать, сказать, согласиться, спросить.
Прочтите текст.
......Мальчишка стал возражать:
-Да, нет же! Ты неправильно меня понял!
Петька прервал его. Отчаянно жестикулируя, начал говорить:
-Нет, ты не представляешь, что натворил?! - в изнеможении потряс головой. Сказал:
-Право слово, свяжись только с тобой!
Витька стал продолжать в прежнем духе:
-Право слово, право слово, - передразнил он. Пафосно промолвил:
-Я думал ты мне друг!
-Ну, а что было делать? - крикнули в ответ.
Рыжий Витька иронично заметил:
|
-Как что? Соврать! - и пояснил, - в этой библиотеке ведь ничего интересного нет, одни книги....
Петька лишь обречённо вздохнул.....
ДИАЛОГ
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
- Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки.
- Перед ними ставится тире.
- Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что при прямой речи (но без кавычек).
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ
Упражнение №1. Составьте диалог по предложенной схеме.
- РП? РП?
- РП.
- РП? РП! - а.
Упражнение №2. Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения слова, сказал, затем перепишите.
- Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? -....... Катя.
- К Пете. Он болен, -........ Ваня.
- А что с ним случилось? -........ Катя.
- Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку, -....... Ваня.
- Ты к нему надолго? -........ Катя.
- На весь вечер, -....... Ваня.
Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться.
Упражнение №3. Запишите как диалог; поставьте знаки препинания.
Разрешите обратиться, произнёс Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата. Ну что ж, обратитесь, сказал капитан весело. Дяденька вы начальник? Да. Командир. А что? А вы над кем командир? Над батареей командир. Над солдатами своими командир. А над капитанами вы тоже командир? Над капитанами я не командир. А для чего тебе это? Мне надо дяденька такого командира, чтобы он мог всем капитанам приказывать. (В. Катаев.)
Упражнение №4. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.
1. «На юг. Там зимы не бывает», - объяснил Павел. 2. «Что это?» - спросил вдруг Костя.
|
3. Павел прислушался и сказал: «Это кулички летят, посвистывают». 4. «А разве есть такая земля?» - продолжал спрашивать Костя. 5. «Куда же они летят?» - опять спросил Костя. 6. «Есть. Далеко, далеко, за тёплыми морями», - ответил Павел.
(По И. С. Тургеву.)
Упражнение №5. Продолжите и запишите телефонный разговор
- Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Колю.
ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Прочти тексты.
Репортаж
По сводкам МЧС
Как сообщает наш корреспондент Пухов И. за прошедшие сутки в городе, по причине неосторожного обращения с огнём, по улице Мира, около домов № № 13 и 14, сгорело 10 сараев.
Пожар начался около 15 часов вечера. Всё имущество, находившееся в сараях, сгорело.
По странному стечению обстоятельств в этот же день, 20 января, на этой же улице, только теперь уже у дома № 11 в 22.30 тоже горел сарай.
Корреспонденция
Наша афиша
Английский клуб в Пензе
У наших земляков появилась возможность освоить разговорный английский за несколько месяцев. Английский клуб принимает всех желающих. Занятия проводит преподаватель из Великобритании. Они проходят в игровой форме, общение только на английском языке. Приходите в клуб! Посредством языка вы приобщитесь к англоговорящему миру!
Материалы подготовила Юлия Марьяшева.
Фельетон
Сила слова!
- Чух, чух, чух, - пыхтел паровоз.
-З-з-з, - звенела муха в тамбуре.
-Бэл, бэл, бэл.... - бормотал кочегар Лёха Сажин.
-Это ты, на каком языке спикаешь? - удивился машинист Паша Дымов.
-А не на каком. Я просто балуюсь, языком мотаю, - ответил Лёха и показал машинисту свой язык.
-Ух, ты! - изумился тот.
-Это ещё что! Бывают языки и похлеще моего, - скромно заметил кочегар.