Значение культуры речи воспитателя детского сада
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
· качество языкового оформления речи;
· ценностно-личностные установки педагога;
· коммуникативная компетентность;
· четкий отбор информации для создания высказывания;
· ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Требования к речи воспитателя детского сада
|
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
· Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
· Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
· Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
· Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
· Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
|
· Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
· Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Некоторые недочеты речи педагога:
|
ü Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
ü Невнятность произношения;
ü Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
ü Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
ü Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
ü Нарушения в лексико-грамматическом оформлении;
ü Употребление в речи слов – паразитов;
ü Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
ü Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
ü Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
ü Произнесение слов с неправильным ударением;
ü Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
ü Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
ü Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
ü В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
ü Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению
ü Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
ü Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
ü Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
ü Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
ü При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;
Воспитатель должен обратить внимание на следующее:
ü Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
ü Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;
ü Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
ü Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
ü В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
ü Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
ü Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
Мощным орудием воздействия на ребенка является выразительность речи взрослого. Это интонация, темп речи, сила, высота голоса.
Выразительная речь:
· захватывает, привлекает внимание;
· создает атмосферу эмоционального сопереживания;
· способствует полному осознанию речи взрослого. Качественная трансляция – 100% прием, усвоение.
Речь воспитателя должна отличаться богатым словарным запасом.
Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка и помогает сформировать у детей выразительность речи, навыки точного словоупотребления.
Воспитателю необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка (старший дошкольник до 5 тыс.слов).
С давних времен четкая речь является показателем ясности мысли, культуры, мышления. Обучая детей практическому овладению родным языком, взрослые решают одновременно и – задачу развития речевой культуры: освоение речевого этикета, достижений современного общества в области поведения и общения.
Этикет создает условия благоприятные для общения и существования людей.
Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
Он помогает:
- донести до окружающих свои мысли, впечатления, чувства;
- поделиться знаниями;
- договориться о совместной деятельности;
- отстоять свою позицию в споре, регулировать поведение людей;
- предотвратить негативные переживания.
Вот простейшая формула речевого этикета:
- Думай, кому говоришь;
- Что говоришь
- Где говоришь
- Зачем говоришь
- Какие из этого будут последствия
- Умей не только говорить, но и слушать
И.В. Колосова,
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования