Всё серые карие синие глазки смешались, как в поле цветы. Слышится сдержанный неясный шепот ночи.




Билет № 1

1. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Основные виды связи между словами в предложении. Основные способы подчинительной связи слов в словосочетании.

 

2. Выписать из каждого предложения по одному словосочетанию на каждый способ связи:

Усталые путники быстро спускались по склону гор.

Согласование:_________________________________________________________

Управление:___________________________________________________________

Примыкание:__________________________________________________________

-За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «де­ре­вян­ный забор», по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­тание.

-За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «вре­мен­но ис­чез­ла», по­стро­ен­ное на ос­но­ве при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

- Замените словосочетание «с усердием отдавались», построенное на основе управления, синонимичным

словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Билет № 2

1.Понятие о предложении. Строение и грамматическое значение предложения. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Виды простого предложения.

2. Произведи полный синтаксический разбор данных предложений:

В спокойной воде отражались первые звезды.

Перед рассветом тревожный утиный крик заставил меня очнуться.

Билет № 3

1.Понятие о главных членах предложения. Подлежащее и способы его выражения.. Сказуемое и его основные типы. Тире между подлежащим и сказуемым.

 

2.Найти грамматическую основу предложения. Определить, чем выражены главные члены предложения.

Мало - помалу начали просыпаться пернатые обитатели леса.

Язык – душа нации.

 

-Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву из данных пред­ло­же­ний:

Всё было в по­ряд­ке.

Он взял три ве­точ­ки ми­мо­зы и пошёл в школу.

Что тебя ис­пу­га­ло?

Дважды два - четыре.

-Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

В море пе­ре­ли­ва­лись неф­тя­ные раз­во­ды, будто где-то за го­ри­зон­том про­изо­шла ка­та­стро­фа, рух­ну­ла ра­ду­га и её об­лом­ки при­би­ло к бе­ре­гу.

Билет № 4

1.Второстепенные члены предложения.

 

2. Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений, подчеркните их, укажите, какими частями речи они выражены:

Вместе с запахом сирени слабый ветерок доносил странные звуки.

Старушка протянула блюдечко с красным мороженым.

В ста шагах от ворот стоял небольшой домик с красной крышей.

Скоро дверь распахнулась с треском.

Он в последнее время безвыездно жил в Москве.

 

-Дополни основы второстепенными членами, так, чтобы получилось распространенное предложение:

Поднялся ветер. Я шел. Он долго разговаривал. Море шумит и плещет.

Билет № 5

1.Рассказать о дополнении и его видах.

 

2.Подчеркни в предложениях грамматическую основу. Подчеркни все второстепенные члены предложения, укажи, какими частями речи они выражены. Найди в предложениях дополнения, определи их виды.

 

Пароход будит город плачущим гудком.

Нас встретил приветливый старик.

И понесла вперед охота своё родимое ура.

Малик приказал готовиться к бою.

В картонке у Чука хранились три цветных значка.

Живу, горжусь сынами.

Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.

Билет № 6

1.Дать понятие определения. Виды определений.

 

2. Укажи, какие определения являются согласованными, а какие - несогласованными:

Здание для библиотеки, сев весной, скульптура из бронзы, утренняя зарядка, лекарство против гриппа, январский день, масло для смазки, надпись на память, дежурство по ночам.

Билет № 7

1.Дать понятие обстоятельства. Основные виды обстоятельств.

 

2.- Дополни предложения своими обстоятельствами и назови их виды:

(откуда?) …бежит поток грязной воды.

(когда?) … в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Почву на полях размыло (почему?)……

 

-Подчеркни в данных предложениях грамматические основы. Найди в предложениях обстоятельства, определи их вид и чем выражены.

Море разыгралось не на шутку. Всю ночь волны били, не переставая. С грохотом обрушивались на берег. В Саратов теплоход должен был прийти вечером, но почему-то опоздал. Мы поневоле заночевали на пристани. В течение суток горячая вода не шла из-за аварии в котельной. В случае дождя экскурсия отменяется. На ночлег туристы расположились у озера. Они долго разговаривали, несмотря на усталость.

Билет № 8

1.Понятие об односоставных предложениях. Типы односоставных предложений.

 

2. Подчеркни в данных предложениях основы. Найди в тексте односоставные предложения, определи их тип.

Завтра иду с радистом и проводником в горы. Выступление нашего хора будут транслировать по телевидению. Почему не идешь отдыхать? Пахнет сеном над лугами. Герасима уже не было на дворе. У меня нет линейки. Первое зимнее утро. Пять часов дня. Что новенького в газете пишут? В дверь постучались.

 

- Выпиши только односоставные предложения, назови их тип:

Ночь прошла. Рассвело. На небе нет ни облачка. Живи для людей, поживут и они для тебя. Собрались в дорогу весел, дружно, без суеты. Грибы сошли, но крепко пахнет сыростью грибной. Мелколесье. Степь и дали.

 

Билет № 9

1.Дать понятие неполных предложений.

 

2.Найти неполные предложения, восстановить смысл пропущенных членов предложения.

1. Плот плыл вдоль берега, а лодка - ему наперерез. 2.Егорушка долго оглядывал его, а он - Егорушку. 3. В ту зиму я привязался к сестре. Ей шел восьмой год. В нашей семье все были чёрные, а она - беленькая. 4. А как ловко хозяйничала она с свои семь лет! Впрочем, хозяйство было простое: в одном углу чердака лежала картошка, в другом – свёкла и капуста, лук и соль.

 

- Найдите неполные предложения. Определите, главные или второстепенные члены предложения пропущены:

Хвали утро днем, а день вечером. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому. Дерево по плодам, а человек по делам познается. Не море топит корабли, а ветры.

 

 

Билет № 10

1.Предложения с однородными членами. Пунктуации в предложениях с однородными членами.

 

2. Найти в предложениях однородные члены, расставить знаки препинания, обосновать их постановку. Указать какими членами предложения являются однородные члены.

Всё серые карие синие глазки смешались, как в поле цветы. Слышится сдержанный неясный шепот ночи.

- Закончите предложения, добавив недостающие однородные члены. Расставьте знаки препинания:

Самостоятельные части речи это ……..

Служебные части речи это….

Главные члены предложения это….

Второстепенные члены предложения это…..

Односоставные предложения это….

- Вставьте вместо точек однородный член предложения, используя для связи противительные союзы а, но, да, зато, однако. Запишите предложения, ставя, где нужно знаки препинания:

Решение было спорное…..

Это был не лес…..

Солнце светит….

 

Билет № 11

1.Дать понятие однородных и неоднородных определений.

 

2. Найти однородные и неоднородные определения, поставить, где нужно, запятые.

Червонное золото заката сквозь гущу ветвей бросало на свежие газоны пурпурные фиолетовые и лимонные пятна. По небу неслись быстрые чёрные облака. Был ветреный летний день. Меткое умное выражение легко запоминается. Особенно хорош осиновый лес в осенние яркие дни. Пели русские украинские белорусские песни.

 

- Укажите номера предложений с однородными определениями, в которых необходимо поставить запятые.


1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза

 

Билет № 12

1.Дать понятие обособления. Обособленные определения и обстоятельства.

 

2. Найти в предложениях обособленные обстоятельства, подчеркнуть их и расставить знаки препинания, объяснить их выбор.

Говорил он медленно растягивая слова. Спортсмен бежал красиво и быстро обгоняя соперников. Малыш остановился в недоумении оглянувшись назад. Искрясь осыпался иней с древесных вершин. Проснувшись я увидел что костер погас.

Найти в предложениях обособленные определения, подчеркнуть их и расставить знаки препинания, объяснить их выбор.

Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг начал оживать. Молчаливый он запрещал мне говорить. Выходит солнце за горою на небе чистом голубом. Двухэтажное здание школы с широкими окнами расписанными морозом стояло близ шоссе.

Билет № 13

1.Рассказать об обособленных уточняющих членах предложения.

 

2. Распространите предложения уточняющими обстоятельствами места и времени. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

В середине дня ….ко мне зашёл мой приятель. Здесь….ветер был особенно силен. Справа …..показались окутанные туманной дымкой острова. Впереди….виднелась деревня. Он срочно выехал на задание в тот же день. …. Море особенно красиво вечером….

 

- Найти в тексте уточняющие члены предложения, расставить знаки препинания, объяснить их выбор.

 

Где-то за лесом в безоблачной синеве шел скоротечный воздушный бой. Теперь в конце июня в лесу было особенно хорошо. Здесь под густым пологом листвы иволга устроила своё гнездо. Впереди у самого горизонта виднелся город. На другой день в десять часов утра нам отдали приказ идти в наступление. На реке в заводях раскинулись белые лилии и желтые кувшинки.

 

Билет № 14

1.Рассказать о вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

 

2. Найти в тексте вводные слова, определить их значение, расставить знаки препинания, объяснить их выбор.

Думая о предстоящем я естественно не могу не волноваться. Все эти предосторожности на мой взгляд излишни. Нет несомненно лодка подходила к берегу. К моему удивлению мальчик не спал. Действительно ночью полил дождь, который продолжался и весь следующий день. Книга по словам Герцена является духовным завещанием одного поколения другому.

 

-В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

А стоит только одному сказать,(1) что он знаком с чудесным светлячком,(2) который блестит,(3) как бриллиант,(4) то другой,(5) конечно,(6) решит во что бы то ни стало стать его другом,(7) за ним третий,(8) четвёртый и так далее,(9) а зачем – никто не знает,(10) просто так повелось.

- В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ном слове.

Под­бе­жав к ней,(1) про­тя­нул ми­мо­зу.

Это тебе.

Мне? Ой,(2) как кра­си­во! Боль­шое спа­си­бо,(3) Витя!

Она,(4) ка­за­лось,(5) го­то­ва была бла­го­да­рить его ещё час,(6) но он по­вер­нул­ся и убе­жал.

 

Билет № 15

1.Предложения с обращениями и знаки препинания при них.

 

2.Найти в тексте предложения с обращениями, расставить знаки препинания, объяснить их выбор.

1. Пышно и красиво осыпаются листья с деревьев.

2. Наташа собери домашние тетради на проверку.

3. Осыпайтесь листья пышно и красиво.

4. Друзья мои давно живут в краю чужом.

5. Наташа собрала домашние тетради на проверку.

6. Бог помощь вам друзья мои в краю чужом.


-Составьте по два предложения с распространенными и нераспространенными обращениями.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Только,(1) народ,(2) чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.
Все двинулись к дверям,(3) в классе оставался только Петруха Васильев,(4) который спокойно,(5) ни на кого не обращая внимания,(6)что-то писал в тетради.
– Василёк,(7) ты чего присох?! – крикнул Носков. – Времени,(8) понимаешь,(9) в обрез: весь класс когти рвёт...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: