г Ханты-Мансийск, 1 августа 2019 года




СТЕНОГРАММА

Общественных обсуждений концепции территориального маркетинга и брендинга г. Ханты-Мансийска

Краудсорсинговый проект г. Ханты-Мансийска "Мы вместе!"

г Ханты-Мансийск, 1 августа 2019 года

 

Присутствовали:

Максимова Елена Александровна, модератор краудсорсингового проекта "Мы вместе!"

Корчагина Наталья Александровна, начальник управления общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска

Гуц Дина Юрьевна, ио директора МБУ «Управление по развитию туризма и внешних связей»

Пантелеев Андрей Вадимович, директор Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области

Сочилин Василий Валерьевич, генеральный директор ООО «Туристско-транспортная корпорация «Спутник»

Раздрокова Татьяна Сергеевна, редактор краудсорсингового проекта "Мы вместе!"

а также представители бизнес-сообщества, творческого сообщества, экспертного сообщества, средств массовой информации и другие.

 

Максимова Е.А.: Добрый вечер? дорогие друзья! В таком составе мы еще не собирались. Могу сказать со всей уверенностью, что это экспертное сообщество и очень надеюсь, что разговор приведет к конкретным результатам. Предлагаю с первых минут встречи дать слово тюменским коллегам, а именно Андрею Вадимовичу Пантелееву, который является директором департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области.

 

Пантелеев А.В.: У каждого региона возникает вопрос о том, как себя позиционировать, как продвигать. Но одна из наших основных задач - объединить людей, которые живут в регионе. Бренд должен быть не картинкой, а элементом, дающим понимание: кто мы, как мы себя позиционируем на внутренней и внешней территории. У нас было 3 попытки создания бренда. Первую историю попробовали организовать года четыре назад, потом еще одна была - года три назад. В чем была ошибка: объявлялся конкурс, коллеги предлагали какие-то свои варианты и потом это выставлялось на всеобще обсуждение. Практически каждый из предложенных вариантов был так или иначе осмеян, и в итоге ничего не было принято - какие-то "остаточные явления", какие-то "ТО" (Тюменская область)... Предлагались элементы типа "Весы Тюмень" на основе наших внутренних знаний самого себя - мол, через весы нас все узнают. Но если мы берем весы, надо делать концепцию "взвешенные люди" и "топить" за это.

Последний итоговый успешный брендинг мы прорабатывали по технологии, которую я наблюдал, когда создавался туристический бренд России. Тогда собрали различные креативные, дизайнерские и профессиональные сообщества, перемешали между собой, сделали 7 групп, и каждая давала свои идеи. После этого в рамках общего обсуждения выбирали что-то, дорабатывали, усиливали - и сделали такой проект, который до сих пор, к сожалению, не принят. Ему уже года 2-3, а мы не видим продвижения в этом ключе ни на территории России, ни за ее пределами. Стало ясно, что нужно привлечь гарздо большее количество людей к созданию этого продукта, но не веселые картинки, а именно к проработке материала.

Мы (в Тюмени) собрали различные группы: историков, экспертов, туристические компании, музейщиков, СМИ, дизайнеров, чиновников, бизнесменов. Со всеми группами проводили отдельные глубинные опросы. Есть определенная технология, которая позволяет из людей "доставать" вплоть до самых базовых вещей - с каким цветом ассоциируется и т.д. Я не участвовал в этих историях - это была определенная позиция, чтобы не было людей, которые могут влиять на мнение опрашиваемых. Когда проводили исследования, мы сняли два восприятия - внутреннее и внешнее. Есть сложившиеся стереотипы: водка, балалайка, матрешка, еще какие-то образы - и видим новый туристический бренд страны. Если посмотреть на эту "кракозябру", то сначала непонятно, что это такое. На самом деле это карта России. Большая, синяя - это Сибирь. Желтая полоса - Транссиб, красная - Уральские горы, коричневая - Камчатка, желтенькая, маленькая - Калининград, голубая точка на большем синем сибирском пятне - это Байкал. Таким образом показывается карта. Вроде бы хорошо, что так нарисовали, в чем суть. Первое - они подчеркивают выполненное в стиле супрематизм, мы понимаем, что это Кандинский, самый известный художник. Таким образом подчеркивается, что Россия - культурная страна. Теперь самое главное, как работает это. Сделали картинку - это начало, это даже не полдела. Я видел, как работает продвижение в рамках этого бренда, видел ролик, когда в каждом из этих элементов крутится своя история. Например, показывают гастрономию, природу, культуру в разных краях. Тогда образ собирается, мы видим, что на карте мы все разные и по цвету, и по форме, и по содержанию. А для туриста это посыл, что Россия - огромная страна, по которой можно бесконечно путешествовать. В этом смысле бренд полностью устраивает меня - человека, который занимается туризмом. Главное в дальнейшем - доносить это. Но как это доносится? мы, к сожалению, не видим.

Теперь возвращаемся к нам: "внешнее восприятие Тюменской области" - мы опрашивали об этом как в регионе, так и за его пределами. Видим устоявшиеся образы: холод, медведи и комары - так воспринимают Сибирь. Теперь о том, как мы отстраиваемся от Сибири. Для кого-то это нефтяники, для кого-то - горячие источники, для ближайших регионов - пушнина, леса, природные истории. Далее в иследованиях, которые мы проводили на внешних и на внутренних рынках, мы нашли две вещи. С одной стороны, что мы какие-то медлительные, провинциальный консерватизм. С другой стороны - что наоборот, прогрессируем, что-то генерируем, куда-то стремимся, идеи производим. Когда мы начали смотреть, отчего это происходит, объяснением всему стала зима. С одной стороны, наша медлительность, консерватизм вызваны тем, что зима стабильно к тебе приходит. Если ты сани летом не подготовил, если системно не делаешь одни и те же вещи, то просто не выживешь в этих условиях. С другой стороны, это же зима заставляет нас все время думать о том, как в этих условиях, среди медведей, комаров и всего прочего жить лучше. Это заставляет быть прогресивными.

Эта история легла в основу нашего бренда. В регионе оказалась постоянная двойственность. Половина людей "топит" за Тюмень, вторая - за Тобольск, с эим связаны постоянные споры - что же главное у нас в туризме. С одной стороны мы говорим: "мы центр", с другой стороны - "мы провинция", "прогрессивность - консервативность". Это отражает и поговорка "Тюмень - столица деревень". Вот так двойственность повторяется и дальше.

Итак, устоявшиеся образы - мы нефтяники, мы "сибирское барокко", резьба, Менделеев, Распутин, мамонты, Сибирь, купцы. Как только начинаешь все это собирать, то следует сделать такой прекрасный логотип, на котором - Менделеев, у него с бороды свисает капля нефти, в ней отражается Распутин, бегут мамонты и так далее... Полный хаос. Понятно, что мы не можем "прибиться" к одному какому-то бренду, иначе мы отторгаем ту целевую аудиторию, которая считает другое важнейшим. Мы обратились к мировому опыту. На гербе Уэльса - красный дракон. Жители отрисовали его в современном элементе и сказали: "нам полностью подходит, мы такие и есть по сути своей". Мы посмотрели, что делают с нашим двуглавым орлом - и стало ясно, что есть все основания работать с геральдической книгой. На удивление, когда мы спрашивали тюменцев и жителей региона - что находится в центре нашего герба, кто-то говорил - орел, кто-то говорил - лодка. Была полная путаница, хотя на деле там солнце. Это один из самых сильных символов. казалось бы, в Краснодар, в Сочи - это понятно, но почему у нас? Мы никогда даже не обращали на это внимание - и в очередной раз в иследованиях мы спотыкались об эти вещи. Что значит наш герб? Щит и меч, императорская корона символизируют центр управления Сибирью, который исторически находился в Тобольске, но в современной интерпретации это самый наивысшее проявление ценностей человека, таланты, способности и так далее. Соболь - символ былого богатства России, "мягкого золота". Круг в центре, как мы уже выяснили, - солнце. Кстати, у нас 288 солнечных дней в году - это много. Люди, приезжающие с центральной части России, отмечают, что у нас достаточно солнечно. Элемент, отображающий три цвета флага: зеленый - Тюменская область, синий - ХМАО, белый - ЯНАО. Внизу есть синие и черные полосы - нефть и газ, богатство земли сибирской. Прорабатывая всю эту историю, мы решаем "выдернуть" соболя. Почему соболя? С одной стороны, это самое простое. Соболь сам по себе достаточно "приятный": во-первых, "мягкое золото", вторая составляющая - приятный, мягкий зверек. Но соболь, как и мы, сибиряки, имеет и двойственность - это один из самых сильных хищников: соболь в состоянии добыть молодого оленя! В Великую Отечественную именно сибирские дивизии изменили ход войны, повлияли на историю. Мы говорим: "да, вот мы такие все мягкие и пушистые, но при этом мы из Сибири - имейте в виду!".

Картинка картинкой, но должна быть идея, которая поддерживает и усиливает это все. Гости региона говорят: "вы сначала такие закрытые, серьезные, а потом с вами посидишь, водки попьешь - от вас и уезжать не охота: открытые, добры, гостеприимные люди". Рождается идея: "холодные снаружи, горячие внутри". В дальнейшем этот слоган стал интегрироваться с нашими горячими источниками, которые тоже отвечают идеологии двойственности. Но основная мысль, которую хотим донести до потенциальных потребителей, гостей и будущих туристов: на вопрос "ну как там?" ответ - "тепло, 288 солнечных дней". Возвращаясь к тому, что мы самый европейский город Сибири, мы можем претендовать на то, что мы и есть та самая теплая Сибирь. Это, что мы "зашиваем", чтобы люди уезжали отсюда с мыслями о теплой Сибири.

Говоря о "европейскости" Тюмени: наше купечество постоянно что-то "притаскивало" из Европы, даже резьба на наших домах - это дань моде и красоте. Купцы из Санкт-Петербурга приводили барельефы из камня, и уже здесь сибирские плотники из кедра резали наличники. Геральдическая история, связанная с соболем, сохранилась у многих европейских стран: там стоят львы, орлы. Наш соболь стоит в европейской геральдической позе, таким образом мы показываем европейцам: "коллеги, мы такие же, как вы, мы где-то далеко, но храним свои традиции и историю наших предков. На этих элементах все эти составляющие - важные, они дают уверенность в том, что мы можем так поступать.

Переходим в следующий этап: создали визуальный образ и делаем рекламу. Если мы рассказываем про сибирскую реку, то показываем испарение, в очередной раз подчеркивая, что мы здесь в тепле. Если в рекламе какие-то материалы используются, они должны давать ощущение тепла и уюта. Морозное утро - пробивается солнце, солнце на лице у молодого человека: подчеркиваем свои 288 солнечных дней. Парень без шапки. Вроде морозно, но им кайфово. Теперь собираем всю конструкцию и получаем историю: на баннере - хаски и надпись "Начни путешествие по Сибири с Тюмени". Подчеркиваем, что мы - первый город Сибири. Мы для себя выбрали несколько брендов, которые закрепили за каждым городом. Тюмень - первый город Сибири, врата Сибири, Тобольск - отец городов сибирских, Ялуторовск - "маленький город больших людей", т.к. оттуда родом Савва Мамонтов, там делали конфеты "Гулливер", у них самый большой самовар. Мы закрепляем за каждой территорией конкретный бренд. Он должен прижиться, его жители должны принять - тогда они будут нести его с гордостью и радостью. В Сибирь людей ссылали - а мы живем здесь по своей воле, здесь жили предки, нам здесь хорошо, мы никуда не собираемся и будем развиваться. Рождается слоган "В Сибири - по своей воле". Он объединяет нас со всем, что есть в Сибири: природой, богатствами, этикой. Мы были на презентации в Казахстане, к нам должен был подойти Владимир Владимирович. Губернатор предложил: "Давайте поменяем: не "В Сибири - по своей воле", а "В Сибирь - по своей воле". С его легкой руки родился тур, который у нас сейчас лидер продаж. Он так и называется - "В Сибирь по своей воле", люди просто на ура принимают на это название. Так мы объединяем всех людей которые находятся на этой территории: мы действительно все здесь по своей воле. Дальше пошла творческая работа: берем наши наличники, "выдергиваем" оттуда лилию, начинаем ее вплетать в сувениры, туристические автобусы, выпустили первую коллекцию одежды. Собственно говоря, коллеги - коротко все, готов ответить на вопросы.

 

Максимова Е.А.: Сколько по времени длится ваше продвижение нового бренда? Как тюменцы на него реагируют и гости города?

 

Пантелеев А.В.: На проработку данного продукта ушло полгода, а исследования длились около месяца. На создание брифа объявляли конкурс с призовым фондом, чтобы собрать идеи. Ряд компаний активно участвовал в этом, сами изъявили желание. Мы привлекали эксперта родом из Тюмени, который работает в Лондоне, в британском брендинговом агенстве, он тоже помогал дорабатывать идеи, которые были у наших ребят. В декабре будет два года, как занимаемся продвижением.

 

Гуц Д.Ю.: В бриф вы закладывали результаты исследований. Выбрали несколько направлений, их заложили, и потом художники их уже довели до ума. А кто придумал окончательные решения? Экспертные сообщества, люди, губернатор?

 

Пантелеев А.В.: Экспертное сообщество.

 

Колосова В.В.: Герб города Тюмени он с какого времени существуют и на сколько жители с ним знакомы?

 

Пантелеев А.В.: Лет семнадцать существует, с ним очень хорошо знакомо бизнес- сообщество. На всех мероприятиях герб области есть, но иногда путались с гербом города Тюмени. С 95 года был один, более упрощенный, потом его отрисовали, красивым сделали примерно в 2008 году.

 

Фролова О.И.: У вас люди не путают ваш логотип с логотипом "Пежо"?

 

Пантелеев А.В.: Не путают. Он стоит в исторической традиции, так многие логотипы выглядят, просто мы ничего, кроме "Пежо", не знаем. На самом деле это наше, просто этого "нашего" у нас долгое время не было. Люди это приняли, к нашей радости. Сразу скажу: если бы мы просто показали соболя, нас бы точно также "заплевали". Мы под это разработали концепцию, стратегию продвижения, сделали новый сайт, которого до этого не было, кучу приложений, дали людям продукт. Это было 29 декабря: когда мы это сделали, то вывалили на отрасль пласт большой полугодичной проделанной работы. Пересняли около 180 объектов, переделали все фотографии, которые были до этого в банке данных, выстроили первые маршруты. Это была большая радость для всех, что сдвинулась с места туристическая история.

 

Максимова Е.А.: Вы сделали продукт за чей счет?

 

Пантелеев А.В.: Бюджет области.

 

Максимова Е.А.: То есть это была некая стратегическая линия, которая должна работать на много лет вперед и позиционировать Тюмень как туристический регион, правильно?

 

Пантелеев А.В.: Да.

 

Максимова Е.А.: В какую сумму вам обошлись все эти хлопоты?

 

Пантелеев А.В.: Часть вещей можно делать своими силами, для остального - нанимать. В совокупности - цифра может стремиться к одному миллиону рублей.

 

Максимова Е.А.: Вы гениальные тогда! Кто еще хочет задать вопрос?

 

Раздрокова Т.С.: Для россиян Тюмень это несколько другое, чем для иностранцев. И для нас, северян, Тюмень - это юг, там тепло.

 

Пантелеев А.В.: Абсолютно правильно. "Сибирь по своей воле" - мы иногда даже не знаем, как это переведут иностранцам, правильно и они нас понимают. Поэтому мы под каждую целевую аудиторию делаем брендовые маршруты, а в них зашиваем слова, которые уместны. Например, "В Сибирь по своей воле" очень уместен для россиян. европейская часть вообще ничего не знает про страну, для них мы все - большой сюрприз. Даже из Красноярска туроператоры на форуме, бывало, говорили: "мы думали, вы к востоку от нас". Нас с вами особо никто не знает, и если ты себя прикольно подал, к тебе есть интерес. На "В Сибирь по своей воле" очень хорошо реагируют, мы добавляем еще экстрима - "Врата Сибири". На них молодежь не "клюет", там целевая аудитория "за сорок", они понимают, что это что-то серьезное, историческое. "В Сибирь по своей воле" - это уже для фанов. Для больших любителей истории у нас есть "Императорский" маршрут - это тоже своя целевая аудитория. В Императорском маршруте у нас свои элементы продвижения, например, там есть "Визит Тюмень", но мы уже о "Сибири по своей воле" не говорим, мы уже говорим: "Узнай, как Россия стала империей за счет присоединения Сибири" или "Как за 300 лет правления дома Романовых Россия стала Империей". Мы даем и другие мощные посылы и продвигаем маршрут. Работа делится на две части: продвижение региона, с одной стороны, и позиционирование "Сибирь - холодная снаружи и горячая внутри". Кода мы работаем с туроператором, мы создаем продукт который нужен конечному потребителю.

Коллеги, вы можете брендировать город. Мы Тобольск, Ялуторовск и и другие города пока не делаем, продвигаем все под одним брендом "Визит Тюмень", иначе можно "разорвать" сознание гражданину. Продвигать все бренды невозможно, денег на это нужно сумасшедшее количество. Если вам понадобятся контакты тех ребят, с кем мы работали, - с удовольствием дадим, мы открыты. Наша задача, которую мы перед собой ставим - сделать общую стратегию туристическую. Мы хотим позиционировать большую Тюменскую область следующим образом: мы юг, мы - такая теплая Сибирь, европейская, первая и так далее. Вы - это "Норвегия". Ямал - это "Финляндия". Нам ничто не мешает делать те же вещи, что делают они, но здесь, в Сибири. Мы с вами можем построить маршрут, когда в Тюмени в мае можно в шортах сесть в машину, а через неделю оказаться на територии, где по пояс снега. Мы единственный регион, который тянется от границы до границы, мы можем "поотжигать". Недавно 9 делегаций иностранных привозили, показывали города, 6 дней их "катали": Тобольск, Абалакское поле, съемочная площадка фильма "Тобол", Распутин, Романовы. В нефтяники их посвятили, а они нам в конце говорят " Ребята, мы едем в Россию не города смотреть, нам нужна природа". У нас одна природа, у вас - вторая, на Ямале - третья природа. Это наш конек. Я всегда готов к взаимодействию, надеюсь, что наши цели и задачи совпадут и мы какие-то мостики друг другу построим, начнем обмен турпотоками. И конечно, с брендом подскажем, поможем. Хорошей работы, всего доброго.

 

Максимова Е.А.: Максимова Е.А.: Спасибо! Теперь говорим с Нижневартовском. Добрый вечер, Василий Валерьевич! Хотим за советом к Вам обратится. Как город наш продвигается?

 

Сочилин В.В. (генеральный директор ООО "Спутник"): Мощно. Стильно. Молодежно.

Ханты-Мансийск имеет уже сложившийся имидж, думаю, на этом и нужно играть, Велосипеды изобретать сложно, поэтому надо брать то, что есть. Город сложен, с точки зрения хорошего событийного туризма: ушел биатлон, пришла шахматная олимпиада. У вас шикарный проект "Новогодняя столица", мне кажется, его нужно докачивать. Мое мнение - может, не распыляться? То, что мы сейчас в Сколково изучаем, над чем работаем командой - доточить то, есть, правильно и всерьез. Мы с Анной Линкер и Диной Гуц не единожды обменивались мнениями, что "новогодняя столица" - идея хорошая: мощный был толчок всеросийского уровня и столько всего мы уже проговорили про снег, про уют Ханты-Мансийска, давайте раскачаем хотя бы новогодние каникулы. Ну, нет железной дороги - давайте искать клиента, который прилетит или приедет на автомобиле. Из Нижневартовска однозначно приедет. Потому что нам здесь особо некуда пойти, а при такой инфраструктуре, как в Ханты-Мансийске, хочется получить Деда Мороза на Ледовом Дворце, Деда Мороза отдельного на горнолыжном спуске и так далее по объектам. Наша общая беда, с которой мы сейчас думаем, как будем бороться, отсутствие правильной статистики бизнеса. Весь бизнес, начиная с отелей, продолжая туроператорами и заканчивая агентствами, надо просчитать - где их клиент, который приедет в Ханты-Мансийск на событие. Мы в Нижневартовске велосипед не изобретали. У нас есть программа "Нефтяная столица России". Она выросла из понимая от того, что у нас нет хантыйских деревень, этнотуризм - это ниша Нижневартовского района, и даже само Самотлорское месторождение находится на территории Нижневартовского района. Играли на существующем положении дел: история первопроходцев, со времен открытия Самотлора большая часть их часть живет в городе. Полигон школы буровых кадров "прикрутили", показываем на практике и в теории, что такое нефть. Плюс история, которая по праву принадлежит всему Нижневартовкску, всему Ханты-Мансийскому округу, а если в мировом масштабе, то и всей России. Прокачиваем эту тему настолько, что одна из наших амбициозных целей - имидж нижневартовской нефти в туризме закрепить как потенциально всероссийский нефтяной бренд, и мы уже знаем намерения инвесторов проинвестировать проект, если это удастся. Если турист хочет купить "российскую нефть" где-нибудь на Арбате, то он должен спрашивать самотлорскую нефть. Тогда туроператор готов вложиться в поставку колбочек с нефтью в торговые сети в Москве. Это амбициозная идея - но вдруг?

Нефть мы уже начали разливать, до этого никто не делал это официально. Понятно, что взять нефть, залить в колбочку и попытаться ее продать даже с маленьким литражом - за это можно получить уголовное дело. Поэтому мы обрастились к властям, нам помогли выйти на градообразущее предприятие и их партнеров, которые делают отбор нефти и дальше ее утилизируют. Сейчас они официально утилизируют ее в туристические колбочки. Так мы официально нашли способ предложить нефть туризму, сделан первый шаг. У нас есть накладная, по которой мы получили нефть, там с целями, задачами все прописано. У нас, я считаю, красивые магниты. С использованием труда инвалидов формируем сувенирную продукцию, уже целая витрина в корпорации сформирована. Готовим набор продуктов, которые хотим вместе с В.А. Пантелеевым вывести на Тюменский аэропорт, сделать так, что в там продавалась именно самотлорская нефть.

Нижневартовск не наделен какой-то там глобальной историей, хотя есть и история купечества. Я искренне уважаю сургутскую историю купечества. Предложил главе Сургута играть на ней. По Ханты-Мансийску можно много фантазировать, но что показывает практика - нужно исходить от понимания, кто клиент. В этом мы все хиляем, в этом у всех недостаточно статистики. А турист голосует рублем - в первую очередь за места, которые хочет посетить и которые больше нигде не увидит. Все едут за некой уникальностью, за местом, которого больше нигде нет на Земле. А у нас пока что удается - хороший прогрессивный город с большим номерным фондом, есть долгий период снега, и мне кажется, это один из главных потенциалов, нужно его качать. Нужно некое сообщество образовать вокруг "Новогодней столицы", как минимум, весь округ должен съезжаться к вам на Новый год. Это круто, у вас столько всего есть - и это все закрыто на Новый год. Это несправедливо по отношению к самому празднику. В Нижневартовске и в Сургуте, я уверен, большая часть людей в это время думает - "куда бы поехать?". Благо сейчас в округе появился океанариум в Когалыме, куда тоже теоретически можно спланировать поехать.

 

Гуц Д.Ю.: Ваш бренд - нефть. Как вы его родили, как согласовали и как собираетесь узаконить?

 

Сочилин В.В.: Нагло! Собственно всю предисторию я рассказал. Дальше мы изобрели песню, точнее, трек заказали модный диджею и крутим часто и везде. Мы оформляем патент "Нижневартовск - нефтяная столица России" - долго, сложно, уже год, а вообще он оформляется до двух лет И мы еще забрендили слово - "я качаю нефть", по аналогии с сердечком, вместо которого вставили качалку. Слово "качать" имеет глобальный смысл - качать, прокачивать, очень популярное слово среди молодежи, мы на нем играем. Такая сувенирка уже продается. "Я качаю нефть" - это мы получаем в сентябре, уже согласовано. А из заявленного патента на "Нижневартовск - нефтяная столица России" патентное агенство хочет "вытянуть" слово "Россия", но мы спорим, работают юристы, посмотрим, как получится. Но "Нижневартовск - нефтяная столица" - это тоже будет нормально.

 

Гуц Д.Ю.: Общественность спрашиваете?

 

Сочилин В.В.: Спрашиваем, делали опрос. Нижневартовск на патриотизме живет. У нас есть целая программа, где есть обмен мнениями, встречи поколений происходят, и на них можно делать срезы. Это не значит, что мы каждого жителя города должны опросить. Срезы должны быть по слоям населения. Такие опросы мы провели в рамках избирательной компании, которая была в 2016 году, и в ходе встреч с ветеранами и молодежью. Если перед любой аудиторией встать и сказать: "Вы согласны с тем, что благодаря истории Саматора и подвигу первопроходцев Нижневартовск имеет право называться нефтяной столицей России?" - ответа "нет" нет вы, конечно, не получите. Все это умно зафиксировали, хотя на количестве подписей не зацикливались, но видеоматериалы свидетельствуют - такая-то группа людей голосует "за". Этого достаточно. Хотя инструментом для опросов - масса, ими нужно всеми пользоваться, а студенты - вообще главные помощники. Спасибо, что пригласили. Удачи, на Новый год я - к вам!

 

Максимова Е.А.: Думаю, что ни у кого не возникает вопрос - нужен ли бренд Ханты-Мансийску? Очень много усилий много лет прилагается для того, чтобы к нам приехали туристы. Тюменский коллега сказал, что целый миллион рублей был потрачен на брендинг...

 

Алферова Т.А.: Я с ними много взаимодействую и хочу сказать: они всегда тратят очень мало денег и получают очень хорошую прибыль, потому что правильно вкладывают.

 

Максимова Е.А.: Как вы думаете, комплексный подход должен быть - или все таки Ханты-Мансийск должен как-то себя позиционировать как некий отличный от всех городов на земле?

 

Гуц Д.Ю.: Приезжая на туристические выставки, вижу: когда города позиционируются по отдельности, нас вообще не видно. Правильно сказал Пантелеев - нас не знают: "Ханты-Мансийск - это вообще что"? Когда говоришь "Сибирь, Север, Тюменская область" - еще появляются какие-то ассоциации. Если продвигаться отдельно - не вытянем по бюджету. Вы не представляете, какой стенд Тюмень вывозит, в нем заблудиться можно. А внутри уже и отдельно города продвигают. Мы, к сожалению, не можем говорить о бренде Югры сейчас - но мы столица, заметьте!

 

Корчагина Н.А.: По созданию бренда Югры - были разные попытки, обсуждались в т.ч. на стратегических сессиях, говорили о том, что общий бренд - он нужен, но каждая территория имеет свою отличительную особенность. Югра - это 22 муниципальных образования, все они очень разные. У Нижневартовска и Сургута - нефть, у Сургута - еще и этника. Да, логотип, картинка, визуализация, что угодно в целом может быть, но я считаю, что каждый муниципалитет имеет право иметь свой бренд.

 

Максимова Е.А.: А насколько это оправдано, целесообразно?

 

Корчагина Н.А.: Мы как столица Югры, региона имеем на это право, просто обязаны. Потому что, как у нас, более 100 тысяч туристов в год ни в одном сегодня городе или территории субъекта больше нет.

 

Гуц Д.Ю.: Получается, мы все равно должны здесь сотрудничать с окружным департаментом.

 

Корчагина Н.А.: Безусловно. Но все равно бренд отталкивается от некой ассоциации. Мы северная территория, и элементы общие все равно будут. Бренд каждой територии, которая поучаствует, например, сформирует вот эту общую картинку.

 

Гуц Д.Ю.: Это типа "Визит Югра", а дальше уже каждый накладывает свой визуальный ряд.

 

Корчагина Н.А.: Да, но если на наш "Холодные снаружи, теплые внутри". Холодные снаружи это уже все, сосульки - ассоциация такая. В Тюмени все по-другому, в любом случае, у каждой территории - свои особенности. Например, когда на вопрос: "откуда ты?" я говорю: "Из Ханты-Мансийска, 3 часа от Москвы" - люди реально не верят, они не понимают, что это не где-то там за Ямалом, а совершенно недалеко. Приезжаешь отдыхать в Сочи, знакомится с людьми, они говорят "Вы откуда?" - "Из Ханты-Мансийска" - "А это где вообще?".

 

Раздрокова Т.С.: Сейчас почти про любой город так говорят, кроме Москвы.

 

Колосова В.В.: Это все относится к Ханты-Мансийску: и купеческая история, и история 17-18 века, заселение, и казаки - нам это все пригодится, и развитие нефтепромыслов, и развязка дорог, наше поселение как перевалочный пункт... Но у нас еще есть пласт археологический/географический, который намного старше, чем все, что мы услышали. Именно он должен все связывать. До 17 века, когда сюда пришли первые русские, - 16-17 век, есть история 10-12 веков. Это Самаровское княжество. Было еще Кондинское, его сейчас не берем, хотя там очень много интересного. Кстати, если проводить паралели, там очень много общего, и в районах тож: с 9 века и вплоть до приезда ссыльных. Именно на этом нужно акцентировать. Все вы знаете, не так давно в центре города нашли пласт культурный. У нас столько сокровищ под ногами. Нам нужно идти в центре именно от этого ядра, от самаровских князей. есть их изображения, есть старинные гравюры. Еще у нас мамонты, их же не можем выбрасывать! Когда говоришь туристам "Ханты-Мансийск",то в ответ: "Ой, это же у вас же там мамонты!". Был конкурс по Первому каналу года три назад "Интереснейшие места", и там именно наши мамонты позиционировались. У нас была такая история в Москве, в декабре - наши мальчики в традиционной одежде на выставке пригласили в Ханты-Мансийск двух москвичей-пенсионеров. Пригласили их попить чайку с клюквой с вареньем. И они приехали на Новый год! Им настолько стало интересно, потому что мальчишки им это все рассказали. Там были самые простые декорации, вышивка, русская культура... Они посмотрели на это - и приехали. Получается, все эти элементы - составляющие большой мозаичной картины. Это экзотика, которая притягивает туристов. Есть еще направление "Иртыш-батюшка". Путешествия на слияние Иртыша и Оби - относительно новое направление. Но Иртыш - это хорошая наметка, тем более что он также часть "императорского" маршрута. А есть еще огромный ремесленный маршрут: когда здесь русские селились в 17 веке, здась была ремесленная Самаровская слобода: ханты ушли в леса, и здесь поселились русские. На этой основе предлагаю взять некую "снежинку" и ее заполнять такими вот "гранями". Надо покопаться в истории самаровских князей, взять узнаваемых.

 

Раздрокова Т.С.: Пока HBO не снимет сериал про самаровских князей - они не будут узнаваемыми и притягательными для туристов.

 

Фролова О.И.: Мне кажется, если турист с центральной части России - навряд ли будут интересно поехать посмотреть. Они тоже живут в исторической территории, Прежде всего нужно определить, кто потребитель. Предполагаю, что это будет событийный туризм. Это будет спортивный бренд, культурный бренд, творческий бренд. Скорее всего, люди сюда могут приезжать за вдохновением, поскольку у нас очень красивая природа. На самом деле нужно понять, что такое Ханты-Мансийск, не говоря о визуальном образе, чтобы встреча была эффективной.

 

Алферова Т.А.: Надо выяснять это с точки зрения тех, кому мы это продаем. Я как раз это продаю. У меня не продаются хантыйские князья. Не потому что Самар плох, просто его никто не знает. Когда я на экскурсии спрашиваю: вы знаете, что Самар охранял главное святилище обских угров? - удивляются. Хорошо продается и продавался биатлон. И я считаю, столько денег было вложено туда, что нельзя взять и просто сдаться. Да, у нас не будет чемпионата мира и мы не имеем тех больших денег, которые соревнования раньше приносили туроператорам в марте. Но есть чемпионат России. На иностранцев хорошо действует этника: рыба, национальная одежда. Их даже не надо везти на стойбища: везу их в гостиницу "Миснэ", кормлю ухой, везу в Центр ремесел, делаем фотосессии в нацинальных костюмах и затем отправляемся в музей "Торум Маа", где они плют чай и слушают рассказы о жизни и быте народов ханты и манси. Им этого достаточно. Стойбище - не вариант, поездка туда полна нюансов: как покормить, как в туалет сходить, как санкнижки оформить, и так далее - куча проблем, которые наскоком не решить. А вложено в стойбища хватит, уже очень много вложено. Поэтому спорт и этника - вещи, которые продаются.

 

Колосова В.В.: Нам сейчас никакие прежние выручки уже не собрать. Но мы говорим о качестве туриста. Человек развитый, представитель среднего класса идет не только на вот это все: ему нужно содержание, какие-то интеллектуальные вещи. Самая популярная позиция в салоне - это археологические копии украшений. Именно их берут врачи, учителя, айтишники, в т.ч. иностранные. Так что историческое направление тоже нужно.

 

Раздрокова Т.С.: Говоря о разных целевых аудиториях: с Урала, из простых российских городов к нам едут как, грубо говоря, в "Дубай-лайт". Знаю по опыту, что для многих из них Ханты-Мансийск ассоциируется с роскошью. Мы, может быть, это не совсем понимаем, но это реальная характеристика и отличие нашего города для среднероссийского туриста, именно это ему интересно посмотреть, и в расчете на это надо и стратегию разрабатывать. В Дубай ведь едут за тем же - посмотреть на роскошь. Приезжающие - не иностранцы, а россияне - часто бывают шокированы тем, сколько всего уникального, дорогостоящего (вроде органного зала) есть в нашем городе.

 

Алферова Т.А.: Согласна, это же говорят и мои коллеги.

 

Гуц Д.Ю.: Сегодня целевая аудитория у нас - именно города округа, мы никак не можем заманить самых близких соседей, многие вообще никогда не были в Ханты-Мансийске, а затем следует привлекать из регионов России, и только в отдаленной перспективе - иностранцы. У нас в свое время все начиналось наоборот: понастроили кучу и сразу иностранцев пригласили, иностранцы кончились - и мы остались ни с чем.

 

Мокрушникова Е.А.: Я согласна с Ольгой (Фроловой), что в первую очередь нам нужно определиться с целевой аудиторией. Вип-клиенты и те, кто ниже среднего уровня - это узкий круг людей, которые, кому надо, все равно найдут способ приехать независимо от того, будем мы брендировать или не будем. Я думаю, наша база - это все-таки деловой туризм, ведь у нас проходит очень много разных мероприятий, форумов. Средний класс чаще совершает поездки именно по работе.

Добавляем этнику, историю, культуру, спорт - и пусть турист уже на месте выбирает, что из этого ему интереснее. Потом он рассказывает своим знакомым о том, что здесь есть, - и люди уже решаются приехать целенаправленно. Нам еще повезло, что у нас муниципалитетов всего 22, а не более 60, как в Свердловской области. Получается "зонтичный" бренд.

 

Рябов А.А.: Мы можем выдумывать целевые аудитории и все, что угодно, но на самом деле, мне кажется, стоит заняться мифотворчеством. Вспомните наших соседей по Большему Уралу - пермяков. Когда Иванов написал первый роман "Сердце Пармы" - лет 15-20 назад? На одном этом романе Пермский край смог построить туристическую индустрию. Роман издали за счет бюджета, там стали гостиницы строить, базы под эту тему. Сейчас наши соседи-тюменцы делают то же на основе романа и фильтма "Тобол". Дерьмовенький фильм, но прогремел на всю страну. Дайте писателю денег - и все будет. Мне понравилась фраза нашего собеседника про "действовать нагло". Нам тоже надо нагло действовать. Вокруг нас и в нашей истории - масса событий, котрые можно сделать очень интересными для миллионов людей: то же золото Колчака, которые здесь искали с серьезными экспедициями, Золотая баба. Первое русское поселение за Уралом: Тюмень, Тобольск не существовали, а это - первое, оно вот оно рядом. Тот же ГУЛАГ. Давайте сделаем миф на этом: посмотрим, что у нас есть, чего нет ни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: