Понятие о романтизме и реализме.




Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Возникновение и развитие

Возник реализм под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

 

Ответ на вопрос.

Почему ХIХ век называют «золотым»?

Назовите его представителей

 

 

Десятое ноября

Классная работа

Пишем

В. С. Жуковский Жизнь и творчество. Образы моря и неба: единство и борьба. Черты элегии «Невыразимое». Отношение поэта – романтика к слову.

Баллада «Светлана»

Смотрим видео https://youtu.be/j0rEbpYdXFQ Смотрим 7.26 минут

Пишем

Элегия — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Выучить элегию «Море»

Море

Элегия

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Пишем

Балла́да — многозначный литературный и музыкальный термин. Основные значения:

1. Средневековая поэтическая и текстомузыкальная форма;

2. Лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.;

3. Поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов.

Стр. учебника 113-129

Смотрим видео https://youtu.be/YvavbfVNNSk

https://youtu.be/DPSg_kAKNYk

Выучить отрывок

Светлана

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.

Жду ваши видео! Итак, 1) Г.Державин «Памятник», 2) В. Жуковский «Море», 3) «Светлана» - отрывок.

 

 

Одиннадцатое ноября

Классная работа

С. А. Грибоедов Жизнь и творчество. Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера. Связи с декабристами. Любовь и смерть писателя. «Горе от ума». История создания комедии. Герои. Прототипы. Смысл названия и проблема ума.. Особенности развития

Смотрим видео

https://youtu.be/BH9JCFUiH2g

Стр. 141-157, читать «Горе от ума» по Интернету. В учебнике самого текста нет

Можете прочитать в сокращении и найти комедию в Интернете, в библиотеке для полного прочтения

Краткое содержание комедии "Горе от ума": краткий пересказ сюжета, пьеса в сокращении Действие происходит в Москве в начале XIX века в доме богатого чиновника Фамусова. Дочь Фамусова, юная красавица Софья, влюблена в Молчалина, который служит секретарем у ее отца. Молчалин - мелкий чиновник, небогатый, но расчетливый и хитрый человек. Он не любит Софью, но встречается с ней ради выгоды. Герои тайно встречаются по ночам в комнате Софьи, чтобы ее отец Фамусов ничего не узнал. Сам Молчалин влюблен в служанку Лизу, которая не отвечает ему взаимностью. Однажды к Фамусовым приезжает друг их семьи, господин Чацкий. Александр Чацкий - умный и образованный молодой человек прогрессивных взглядов. Он три года не был в России и наконец вернулся в Москву. Чацкий надеется жениться на Софье, которую знает с детства и которую давно любит. Однако ветреная Софья больше не хочет быть с Чацким, так как влюблена в Молчалина. Когда в дом приезжает Чацкий, Софья боится сообщать ему правду. Тем временем старик Фамусов надеется выдать дочь Софью замуж за полковника Скалозуба - глуповатого, но состоятельного и уважаемого человека. Тот не против жениться на Софье, однако сама девушка не рада этой идее. Старик Фамусов беседует с Чацким, которого давно не видел. Остроумный и гордый Чацкий осуждает московское светское общество за его глупость, лицемерие и любовь к чинам. Старик Фамусов, напротив, придерживается старого порядка вещей. Он считает, что молодые люди должны "прислуживать" начальству, не высказывать своего мнения и не быть гордецами. Из-за различия во взглядах Чацкий и Фамусов горячо спорят. В тот же вечер у Фамусовых на вечере собирается высшее московское общество. Чацкий родился и вырос в этом обществе, но осуждает его нравы и ценности. На вечере он встречает старых знакомых и приятелей. Чацкий высказывает некоторым гостям то, что думает о них и их светской жизни. Большинство гостей возмущается его дерзким поведением. В тот же вечер Софья распускает слухи о том, что Чацкий сошел с ума (на самом деле он просто говорит то, что думает). Собравшиеся верят в сумасшествие Чацкого и ополчаются против него. В результате молодой человек чувствует себя лишним и собирается покинуть вечер. Ожидая карету, Чацкий вдруг слышит, как Молчалин тайком говорит со служанкой Лизой и признается ей в любви. Этот разговор случайно слышит и Софья. Она злится на Молчалина за его измену и тут же выгоняет его. Чацкий является свидетелем всего этого скандала. Он понимает, что Софья была влюблена в Молчалина. Старик Фамусов догадывается о том, что произошло. Он злится на дочь за неприличное поведение и грозит отправить ее в деревню. Разочарованный в Софье и светском обществе, Александр Чацкий снова уезжает из Москвы. Конец.
Пишем

Тема комедии «Горе от ума»..................................

Драма-...............................

Комедия-.

Ответ на вопрос Кто такой Чацкий? (объём- 0,75 стр.)

Учить отрывок (Нужно догнать материал за месяц!)

А судьи кто? Смотри видео, как нужно читать? https://youtu.be/lD8pQfPFYlo

Монолог Чацкого "А судьи кто?.." из комедии "Горе от ума"

(текст эпизода, фрагмент, отрывок) (действие II явление

А судьи кто?

А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Детей возили на поклон?
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!! –
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, –
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

Жду ваши видео!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: