Общая характеристика работы. Актуальность темы исследования




Актуальность темы исследования. Правонарушения несовершеннолетних относятся к наиболее масштабным и социально значимым криминальным феноменам. Эта группа общественно опасных деяний обладает сложной системой детерминант, общими негативными количественными и качественными характеристиками. Характер криминологической ситуации предопределен общим социально-экономическим положением в стране, в рамках которого перед правоохранительными органами возникают непосредственные задачи по противодействию преступности и правонарушениям несовершеннолетних, снижению их базовых пороговых показателей. Новые реалии общественной жизни сопровождаются существенным изменением факторов, состояния и проблематики деликтности несовершеннолетних граждан. При этом правонарушения несовершеннолетних определяют криминальную ситуацию в стране на ближайшие годы.

Отличительным признаком современного российского общества является ухудшение жизни российских семей, резкое снижение социального контроля, социальное сиротство, высокий уровень преступности несовершеннолетних. Безнадзорность и беспризорность детей - одна из самых тревожных характеристик общественной жизни. Прослеживается отчетливая связь социальной дезадаптации детей и последующих форм их асоциального поведения, в том числе правонарушений. Сохраняется устойчиво высокий уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних и состоящих по этой причине на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Фактически каждый двухсотый ребенок в стране оказывается не просто лишенным поддержки семьи, а подвергается материальным, физическим и моральным ограничениям и лишениям. Обращает на себя внимание устойчивая тенденция к распространению так называемых пассивных посягательств на права и интересы ребенка со

в отношении их. Вместе с тем, собственно система предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних, ее фактическое состояние, правовые основы ее формирования и функционирования до настоящего времени не становились предметом специального диссертационного исследования. Актуальность работы связана также с тем, что объектом анализа стали проблемы деликтности несовершеннолетних, приобретшие новые черты в период реформирования экономики и общественных отношений в России, когда сложившаяся в прежнее время система предупреждения правонарушений оказалась практически разрушенной.

Объект и предмет исследования. Объект диссертационного исследования - совокупность общественных отношений, определяющих сущность, динамику, структуру, закономерности и особенности преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних, а также деятельность государства по предупреждению противоправного поведения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Предмет исследования - социальные, криминологические и статистические характеристики преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних; понятие, сущность, элементы и правовые основы системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.

Цели исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в решении комплекса криминологических, уголовно-правовых, организационных проблем теоретического и прикладного характера, связанных с функционированием и совершенствованием системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Данная система как самостоятельный объект изучения подлежит научному осмыслению с позиции современной криминологической теории о факторах, природе и сущности правонарушений несовершеннолетних, о закономерностях деликтности несовершеннолетних и возможностях ее предупреждения.

Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих исследовательских задач:

дать социальную, криминологическую и статистическую характеристику преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации;

проанализировать общепринятые международные принципы и нормы в области предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних;

характеризовать содержание системы предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации;

проанализировать правовые основы ее формирования и функционирования;

разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленного на предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также уголовного законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних;

разработать предложения, направленные на полномасштабное создание структурно - организационной, кадровой, материальной основы системы предупреждения преступлений и иных правонарушений подростков;

предложить комплекс конкретных мер предупреждения такого рода отклоняющегося поведения.

Методология и методика диссертационного исследования. Методологической основой исследования является общенаучный метод всеобщего познания, системно-правовой, формально-правовой, криминологический анализ, анкетирование, интервьюирование и ряд других методов исследования. Основу исследования составили также разработки зарубежных и отечественных ученых-юристов, касающиеся проблем предупреждения правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ре-

бенка в Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Резолюции VIII конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые на 96 пленарном заседании ООН 29 ноября 1985 г., ряд других нормативных актов, устанавливающих правовую основу предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Эмпирическую базу исследования составили статистические сведения о состоянии преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации за последние пять лет, статистические сведения демографического и социального содержания. В рамках исследования диссертантом проведен специальный опрос несовершеннолетних, доставленных в центр временной изоляции (с 2003 г. - содержания) для несовершеннолетних правонарушителей г. Москвы (всего в данном опросе участвовало 176 несовершеннолетних в возрасте от 10 лет), позволивший выяснить и систематизировать причины беспризорности и безнадзорности. Изучены материалы личных дел 240 несовершеннолетних, доставленных в ЦВИНП (с 2003 г. - ЦВСНП) г. Москвы, параллельно проведено интервьюирование и анкетирование детей. При подготовке диссертации изучению подвергнуты аналитические материалы о реализации положений Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в том числе правоохранительными органами.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она содержит результаты одного из первых комплексных исследований, специально посвященных совершенствованию системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Новизна состоит также в разработке способов решения проблем функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с позиций кримино-

логического подхода, а также с точки зрения уголовного, уголовно-процессуального и иных источников законодательства. К новым результатам можно отнести предлагаемую автором классификацию субъектов системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, предложения диссертанта по совершенствованию норм действующего криминологического, административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, связанных с реализацией ювенальной политики государства.

Научная и практическая значимость работы связана с комплексным исследованием крупной социально-правовой проблемы, научными выводами теоретического характера и практическими предложениями. Изучено состояние и перспективы развития системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации с учетом международных норм и стандартов, внесены конкретные предложения, направленные на оптимизацию функционирования данной системы. Отдельные положения диссертации также могут быть использованы в правотворческой деятельности государственных органов в части подготовки изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; в целях совершенствования правоприменительной практики по реализации положений базового Федерального закона о системе профилактики; при осуществлении криминологических исследований и разработке практических мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних; в учебном процессе при преподавании соответствующего раздела курса «Криминология» и «Уголовное право»; для повышения квалификации практических работников, непосредственно осуществляющих предупредительную деятельность в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Результаты исследования позволяют вынести на защиту следующие основные положения.

1. Система предупреждения преступлений и иных правонарушений не-

совершеннолетних - это сложный и многоуровневый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, основными из которых являются: 1) организационная структура (или совокупность субъектов предупредительной деятельности); 2) нормативный комплекс регулирования предупредительной деятельности; 3) объекты профилактики и их правовой статус (совокупность прав и обязанностей); 4) совокупность мер профилактики (содержание профилактической деятельности); 5) совокупность средств обеспечения данной деятельности. С точки зрения системного подхода система предупреждения правонарушений несовершеннолетних только тогда будет соответствовать своему предназначению, когда будет представлять собой целостность, основанную на единых принципах и вытекающих из них целей и задач. В рамках нашего изложения мы считаем необходимым особо выделить среди всех принципов идею соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, оказания им необходимой социальной помощи и поддержки, обеспечения мер действенного контроля, но при этом исключающего подавление личности и снижение возможностей для ее свободного позитивного развития.

2. Работа государственных органов и общественных организаций по профилактике преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних может обрести объективно необходимый системный характер лишь в случае, когда будет реально обеспечено проведение единого и целенаправленного, внутренне согласованного комплекса социальных, экономических, идеологических, правовых и других средств и методов воздействия, базирующегося на принципах взаимного дополнения («подстраховке») усилий всех субъектов этой деятельности.

3. Создание системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних предполагает отказ от доминирования контрольно-предупредительной практики и смещение акцента в пользу охранно-защитной функции всей системы профилактики. Основная цель функционирования системы профилактики - охрана и защита прав ребенка посредством различных отраслей права.

4. Организационную работу по совершенствованию системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних целесообразно специализировать по трем самостоятельным направлениям: в отношении непосредственно детей и подростков, в отношении взрослых лиц, составляющих их неблагополучное окружение, и в отношении субъектов, осуществляющих воспитательную работу с несовершеннолетними.

5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» нуждается в совершенствовании. С этой целью формулируются предложения о внесении конкретных изменений и дополнений в его текст, смысл которых сводится к расширению оснований проведения индивидуальной профилактической работы, более полному и реальному обеспечению прав несовершеннолетних, уточнению круга субъектов профилактической деятельности, упорядочению деятельности субъектов профилактики, предотвращения фактов бюрократической волокиты в их работе, совершенствованию правового механизма контроля за ходом социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним, а также обеспечению создания информационной статистической базы относительно несовершеннолетних, относящихся к категории безнадзорных, а также находящихся в социально опасном положении, обеспечению единого подхода к критериям возраста несовершеннолетних в соответствии с международными стандартами и национальным законодательством России, приведению отдельных норм УПК РФ в соответствие с положениями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6. Необходимо законодательное решение вопроса о расширении категорий несовершеннолетних, которые могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также создание достаточного количества социальных учреждений для безнадзорных несовершеннолетних, расширение сети медицинских и реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, страдающих наркозависимостью.

7. Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 1561 «Злостное невыполнение должностными лицами органов опеки и попечительства обязанностей по защите прав и законных интересов детей». Данную норму предлагается изложить в следующей редакции:

«1. Злостное невыполнение должностными лицами органов опеки и попечительства обязанностей по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству, воспитанию, обучению, если это привело к ухудшению здоровья, нарушению нормального психического развития ребенка, формированию его личности,

наказывается...;

2. Те же действия, повлекшие тяжкие последствия,

наказываются...».

8. Современное состояние системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации требует обращения не только к позитивному опыту зарубежных стран, но и историческому опыту России по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

9. Необходимо создание Федерального Центра по делам семьи, детей и молодежи при Президенте Российской Федерации. Данный орган должен аккумулировать такие важнейшие функции, как разработка государственной ювенальной политики и координация деятельности всех органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Представляется целесообразным функциональное подчинение соответствующих профильных подразделений Правительства Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования докладывались диссертантом на Окружном совещании-семинаре работников подразделений по делам несовершеннолетних и уголовного розыска органов внутренних дел Сибирского федерального округа в декабре

2001 г. (г. Новосибирск), Круглом столе, проводимом Законодательным собранием Республики Карелия, по проблемам совершенствования законодательства по защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации в апреле 2003 г. (г. Петрозаводск), Круглом столе, проводимом группой «Народный депутат» Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по обсуждению внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» в мае 2003 г. (г. Москва). Апробация результатов исследования осуществлена также в семи научных публикациях автора общим объемом 2,4 п.л.

Объем и структура диссертации определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографии. Объем и оформление диссертационного исследования отвечает требованиям, предъявляемым ВАК России.

Содержание работы

Во введении дается общая характеристика работы. Обосновывается актуальность темы, определяются цели исследования и его методологическая основа. Формулируются положения, которые характеризуют новизну работы и выносятся на защиту, обосновывается практическая значимость диссертации, представляются результаты апробации основных положений диссертации, указана структура работы.

Первая глава — «Социальная, криминологическая и статистическая характеристика преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации». Социальная характеристика преступлений и правонарушений несовершеннолетних осуществлена в диссертации посредством обращения к факторам общеправового, экономического, психологического, нравственного характера, претерпевшим значительные изменения за последние годы. Существенными признаками современного общества стали значительное увеличение социального сиротства,

ухудшение жизни российской семьи, падение ее нравственных устоев и, как следствие, изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семей. Как показывает статистический анализ, безнадзорность и беспризорность детей - одна из самых тревожных характеристик современного российского общества. Львиную долю несовершеннолетних, попавших в региональный и федеральный розыск, составляют дети, ушедшие из дома или государственных учреждений. Фактически в лице безнадзорных детей общество имеет социальных сирот, составляющих настолько значительную группу населения, что общество не может более проходить мимо этой проблемы.

К крайне негативным процессам диссертант относит, в первую очередь, разрыв социальных связей детей и семьи, связей детей и позитивной микросреды, основная функция которых и заключается в обеспечении социализации ребенка. Сохраняется устойчиво высокий уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних и состоящих по этой причине на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних. Если в 1997 г. количество таких лиц составило 143592, то в 2002 г. их число превысило 174 тысячи[1]. Фактически каждый двухсотый ребенок в стране оказывается не просто лишенным поддержки семьи, а подвергается материальным, физическим и моральным ограничениям и лишениям. Тезис о социальных факторах, продуцирующих безнадзорность детей, подтверждает и статистика о количестве материалов, направленных органами внутренних дел в отношении родителей и заменяющих их лиц в суд о лишении родительских прав (лишении опекунства, попечительства). Так, если в 1997 г. в суд направлено 26140 таких материалов, то в 2002 г. - уже 40674[2]. Обращает на себя внимание устойчивая тенденция к распространению так называемого пассивного посягательства на права и интересы ребенка со стороны родителей или лиц, их заменяющих, выражающаяся в злостном невы-

полнении соответствующих обязанностей. Диссертант отмечает высокий удельный вес фактов вовлечения детей родителями и лицами, их заменяющими, в пьянство. Фактически речь идет о насаждении асоциальных привычек и вполне осознанном со стороны взрослых формировании асоциальной модели поведения ребенка, подростка. Анализ социального положения детей, доставляемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) показывает, что практически все они из неблагополучных семей и семей «группы риска», большинство из них находятся под наблюдением у психоневролога, состоят на учете в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних.

Распространение таких явлений, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних на всей территории Российской Федерации (более 2 млн. в 2002 году) обусловлена рядом факторов, среди которых автор особым образом выделяет нарушения прав и интересов несовершеннолетних, насилие в семье, в том числе сексуальное, утрата детьми жилья и денег в результате мошеннических операций, в том числе со стороны родителей и лиц их заменяющих, проведение контртеррористической операции, являющейся, по сути, военными действиями, вовлечение несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. В результате многолетнего замалчивания данные явления достигли масштабов, близких к порогу необратимости, и требуют от государственного аппарата экстраординарных мер.

Диссертантом для создания картины масштабов насилия в отношении детей проведен специальный опрос несовершеннолетних, доставленных в ЦВСНП г. Москвы (всего в данном опросе участвовало 176 несовершеннолетних в возрасте от 10 лет). Опрос показал, что в качестве одной из причин бегства из дома или государственного учреждения несовершеннолетние прямо называют совершенное в отношении их насилие со стороны взрослых (84% опрошенных). При этом 71% опрошенных указали на то, что насилие было как физическим (побои, истязания, лишение пищи, наказания, связанные с физическими страданиями, и т.д.), так и психическим (оскорбления,

унижения достоинства и т.д.). Значительная часть респондентов (81%) указали, что совершаемое в отношении их насилие носило систематический характер. Чаще всего среди субъектов, совершающих акты насилия (физического или психического), назывались отчим (мачеха) - 63%, отец (мать) -49%, персонал детских учреждений, где находился ребенок, - 31%. Интервьюирование позволило установить, что в большинстве случаев физическое насилие выглядело как «меры воспитания» со стороны родителей и лиц, обязанных нести заботу о ребенке в силу своего служебного положения (воспитатели и т.д.). Характерно, что субъектами физического насилия чаще выступали мужчины (на это указали 79% опрошенных). Кроме того, изучение документов несовершеннолетних, доставленных в ЦВСНП г. Москвы, в сочетании с интервьюированием и анкетированием детей, позволило выявить структуру семей, в которых дети подвергались систематическому насилию. Значительную их часть составили неполные семьи (36%), а также семьи, где наряду с одним из родителей присутствовал сожитель (сожительница) - 49%. Это обстоятельство подтверждает наблюдение о том, что личная неустроенность и социальные проблемы взрослых продуцируют их агрессию в отношении детей. Проведенное исследование и юридическая практика свидетельствует, что нарушение прав несовершеннолетних в разных областях их жизни - это один из главных источников их последующего конфликта с законом.

Анализ статистики свидетельствует о том, что устойчивой динамики к снижению уровня преступности несовершеннолетних не произошло, хотя в последние 2-3 года и наметились позитивные сдвиги в этом направлении. Данный вывод автор делает, исходя не только из сравнительного анализа абсолютных значений преступности несовершеннолетних, но и из анализа показателей удельного веса данного вида деликтов в общем числе расследованных преступлений (10,9% в 1997 г., 9,8% в 2002 г.). Последний показатель сохраняет критическую массу, поскольку фактически каждый десятый из общего числа лиц, совершивших преступление, не достиг восемнадцатилетнего возраста. Кроме того, практически неизменным остается удельный вес

преступлений, совершенных только несовершеннолетними, в общем числе преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии (67,3% в 1997 г., 67,4% в 2002 г.). Как показывает статистика, основную долю среди преступлений подростков в течение последних лет составляют кражи (59,7% в 1997 г., 58,2% в 2002 г.)[3]. При некотором улучшении самых общих (абсолютных) показателей подростковой преступности, происходят весьма опасные изменения в ее структуре. Увеличение доли разбоев «успешно» замещает уменьшение доли краж. Иными словами, чаще применяя опасное для жизни насилие в целях завладения чужим имуществом, подросток готов к открытой криминальной конфронтации. На взгляд диссертанта, тенденция к «утяжелению» структуры корыстных преступлений несовершеннолетних за счет разбойных нападений является весьма симптоматичной. Она объективно отражает недостаточную эффективность действующей системы предупреждения преступлений в изучаемой возрастной группе. В группе тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья наблюдается устойчивый прирост как в абсолютных, так и в относительных показателях (совершено убийств в 1997 г. - 1068, в 2001 г. - 1670, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью в 1997 г. - 1603, в 2001 г. - 2728), что свидетельствует о повышении уровня агрессии, жестокости в конкретных преступлениях, а также об особом психотипе личности несовершеннолетнего субъекта. На конец 2002 г., по сведениям МВД России, насчитывалось более 42 тысяч неформальных группировок несовершеннолетних, а на учете в органах внутренних дел состояло 119,3 тысячи подростков, входивших в их состав. Более 71 тысячи несовершеннолетних были подвергнуты уголовному или административному наказанию за правонарушения, совершенные в составе неформальных группировок. Растет криминальная активность подростков женского пола. Их число среди несовершеннолетних, совершивших преступления, с 1991 г. увеличилось на 21,1%, при этом удельный вес девушек составляет 8,2% от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления.

Следует отметить также рост числа девочек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних: в 1999 г. - 53,6 тысячи, в2002 г. -54,4 тысячи. Продолжает оставаться высокой деликтная активность детей в возрасте до 14 лет. Если в 1997 г. их удельный вес в общем числе несовершеннолетних, совершивших преступления, составлял 27,5%, то в 2002 г. данный показатель составил 28,2%. Фактически каждый четвертый (!) субъект из изучаемой группы не достиг минимального возраста юридической ответственности. Диссертантом выведен показатель соотношения уровней административной деликтности (по субъектам) и уровень уголовной деликтности (также по субъектам). Очевидно, что число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, как минимум в четыре (!) раза больше числа лиц этой же возрастной группы, совершивших преступления. Массовый характер такого явления, как криминальная активность малолетних, не вызывает сомнений. С криминологической точки зрения это обстоятельство крайне опасно потому, что через 2-3 года именно эта возрастная группа детей пополнит контингент несовершеннолетних, совершивших преступления. Административная деликтность является основным компонентом предкриминального поведения подростка, это своего рода «питательная среда» для формирования и закрепления асоциальных поведенческих стереотипов, трансформирующихся в дальнейшем в такие формы поведения, которые получают оценку с позиций уголовного права. Кроме того, формирование в практически детском возрасте асоциальных стандартов поведения обеспечивает в будущем устойчивую модель криминальной активности. В целом же уровень административных правонарушений за последние десять лет увеличился более, чем вдвое (+112,1%). При этом динамика деликтов не обладает устойчивыми тенденциями, выраженной направленностью. Опыт подсказывает, что такого рода «неравномерная» динамика правонарушений имеет место в тех случаях, когда не проводится стабильная политика их предупреждения. В этих случаях статистика отражает не фактическое состояние вопро-

са, а степень активности правоохранительных органов по выявлению и документированию правонарушений.

Проведенное исследование позволило выявить крайне высокий уровень латентности административных правонарушений несовершеннолетних. В целях установления криминологических параметров состояния уровня правонарушений в изучаемой возрастной группе автором было проведено анкетирование сотрудников органов внутренних дел г. Москвы, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с предупреждением преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Анкетирование показало, что 47% считают, что выявляется не более 50% административных правонарушений несовершеннолетних, еще 32% назвали порог в 30-40%. В качестве факторов латентности респонденты, как правило, называли то обстоятельство, что сотрудники ОВД, выявляющие административные правонарушения несовершеннолетних (в основном посягающие на общественный порядок и имущественные отношения), не документируют их, предпочитая ограничиться воспитательной беседой; сходную позицию занимают сотрудники администраций учебных заведений, культурно-развлекательных центров и т.д., предпочитая не сообщать в правоохранительные органы о совершенном подростком правонарушении. Таким образом, к факторам естественной латентности, присущим административным правонарушениям в целом, дополнительно прибавляются факторы латентности искусственной. Несомненно, административные правонарушения несовершеннолетних во многом остаются в «тени» и не влекут мер юридического характера. Это вызвано особым характером деформации уголовной политики в нашей стране, в рамках которой предполагается предупреждение преступлений с полноценным (с возрастной точки зрения) субъектом. Фактически общая превенция и криминологическое предупреждение ориентированы на лиц, которые в силу возраста могут выступать потенциальным субъектом уголовно-правовых отношений. Диссертантом отстаивается тезис о том, что состояние административной деликтности несовершеннолетних образует самостоятельный аспект криминологиче-

ской оценки правонарушений в данной возрастной группе, а также о необходимости смещения акцентов в предупредительной деятельности в отношении несовершеннолетних. Деформация направлений предупредительной деятельности достигла критической отметки. Среди форм государственной реакции на правонарушения несовершеннолетних доминирует карательная политика, деятельность же по предупреждению правонарушений фактически находится на периферии внимания государства. Эти обстоятельства во многом предопределяют содержание системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, лимитируют спектр направлений соответствующей деятельности. Система предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних уже давно стала отставать от реальности, явлений и процессов, происходящих в этой среде, и, как следствие этого, утратила в полной мере свою готовность противостоять существующим и вновь возникающим негативным явлениям.

Одним из направлений социальной профилактики должна стать система мер по изменению, коррекции, а в некоторых случаях и коренному преобразованию организационно-правовых институтов, формирующих и определяющих детскую политику в целом. Сокращение правонарушений в подростковой среде должно быть обеспечено изменением приоритетов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, точнее - расширением направлений предупредительной деятельности за счет включения в нее предупреждения предкриминальных форм поведения несовершеннолетних, причем на ранних стадиях проявления; усилением координации деятельности всех заинтересованных структур в сфере профилактики безнадзорности детей, борьбы с распространением наркотиков и алкоголизацией подростковой среды; активизацией применения норм уголовного права в отношении взрослых, вовлекающих детей и подростков в противоправную деятельность, попрошайничество, потребление спиртных напитков, секс-бизнес и т.п.; специальной профессиональной подготовкой сотрудников, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, а также детьми и семьями «группы рис-

ка», увеличением их числа до уровня, обеспечивающего эффективность работы с этими категориями. Крайне важным представляется решение вопроса о создании Федерального Центра по делам семьи, детей и молодежи при Президенте Российской Федерации. Данный орган, по мнению диссертанта, должен аккумулировать такие важнейшие функции, как разработка государственной ювенальной политики и координация деятельности всех органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Представляется целесообразным функциональное подчинение соответствующих профильных подразделений Правительства Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Множественность субъектов профилактики, их различная ведомственная принадлежность, разнообразие нормативной базы, регламентирующей их деятельность, объективно требуют создания единого Центра, осуществляющего целенаправленную координацию деятельности всех субъектов профилактики в контексте государственной ювенальной политики.

Вторая глава - «Понятие и сущность системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних».

В первом параграфе второй главы диссертантом рассмотрены международные стандарты и нормы ООН в области предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Расширение правового поля Российской Федерации в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних и формирование системы такого предупреждения происходит за счет международных норм и стандартов. Диссертантом проанализированы такие документы, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.; Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения

и наказания от 9 декабря 1975 г.; Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 г.; Конвенция о правах ребенка от 5 декабря 1989 г.; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) от 14 декабря 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, от 14 декабря 1990 г. и ряд других нормативных актов. Несомненно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних и разработка соответствующих рекомендаций выступают одной из базовых задач международного правотворчества, равно как и формирование гуманных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями, призванных обеспечить рациональную молодежную и уголовную политику.

Повышенный интерес представляет аспект международно-правовой регламентации форм предупреждения правонарушений несовершеннолетних, связанный с предупреждением бродяжничества несовершеннолетних. Международное сообщество не ограничивается принятием конвенций и договоров, касающихся предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Правовое регулирование закрепляется на организационном уровне. В настоящее время в мире создан и функционирует целый ряд международных организаций, а также национальных структур, самым тесным образом взаимодействующих с ООН по проблемам правонарушений несовершеннолетних, предупреждению правонарушений, ресоциализации детей.

Анализ международных нормативных актов позволяет говорить о том, что предупреждение правонарушений несовершеннолетних рас<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: