Адаптированная образовательная программа
Для детей с плоско-вальгусной деформацией стоп (ПВДС)
Область образования «Физическая культура»
Разработчик:
инструктор по физической культуре
Пояснительная записка.
На современном этапе концепции интегрированного обучения воспитание является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Распространение процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического (физического) здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с ФЗ «Об образовании» РФ. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Различают врожденную и приобретенную деформацию стоп. Врожденная форма заболевания приобретается еще в период беременности женщины, а приобретенная развивается в результате недоразвития опорно-двигательного аппарата зачастую в первые месяцы после начала ходьбы малыша. Самой распространенной причиной такого недуга является сильная нагрузка на конечности при несовершенстве связочно-мышечного аппарата. Стопы у ребенка деформируются и в результате перенесенных заболеваний: ОРВИ, бронхита, пневмонии, и следствием нейромышечных болезней. Искривление начинается в коленных суставах, а затем переходит на стопы, в результате чего появляется плоскостопие.
Чтобы избавить ребенка от будущих проблем, следует незамедлительно заняться лечением вальгуса. Вальгусом называют деформацию стопы, при которой искривление конечности направлено вовнутрь.
Плocкo-вaльгycнaя установка стоп (диагноз ставится в возрасте от 1 года до 3 лет)— ортопедическая аномалия, которая характеризуется деформационными изменениями ступни, которая встречается как y взрослых, так и y детей. Деформация представляет собой нарушение поверхности ступни, когда её средняя часть смещена вниз, a пальцы и пятка пoвepнyты наружу. Причина аномального развития ступни кроется в слабости связок, мышц и сухожилий, когда ступня под воздействием более крепких мышц притягивается к ним. Результатом такого воздействия является формирование плоскостопия.
Плocкo-вaльгycнaя деформация стоп (далее ПВДС, ставится в возрасте от 3 до 7 лет ) — это пo сути то же плоскостопие, очень распространённый дефект, который встречается y каждого пятнадцатого жителя планеты. Заболевание трудно поддаётся лечению, a сам процесс лечения является длительным и проблематичным.
Цель индивидуальной образовательной программы: создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств опорно-двигательного аппарата (далее ОДА) ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Задачи:
Физическая культура.
- Формирование правильной осанки.
- Накапливание опыта развития мышц и суставов ног.
- Развитие:
- мышц голеностопного и коленного суставов;
- зрительной ориентировки;
- координации движений;
- мелкой моторики пальцев ног;
- концентрации внимания.
- Использование общих упражнений ЛФК с целью коррекции и развития правильной постановки стоп.
- Формирование психофизической основы речи и мышления путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.
- Закрепление мотивации ребенка на совместную и индивидуальную работу по профилактике и коррекции ПВДС.
- Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.
- Сопряжённая гимнастика, для развития физических функций мышц и суставов ног.
Учебный план.
Образовательная деятельность в группе направлена на реализацию основной общеобразовательной Программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Учитывая, что состояние психического и физического здоровья ребенка с ПВДС препятствует освоению некоторых разделов образовательной программы дошкольной организации вне специальных условий воспитания и обучения, с данным ребенком реализуется программа ".
Непосредственно образовательная деятельность для ребенка регламентирована учебным планом. Учебный план составлен с учётом требований, определённых Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
План индивидуального маршрута ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие воспитанника и его подготовку к школе, на сохранение и укрепление физического здоровья, коррекцию постановки стоп и коленных суставов, коррекцию неправильной осанки.
Учебный план составлен на пятидневную учебную неделю.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности– до 20 минут.
Образовательный материал отбирается с учётом индивидуальных особенностей ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку результативность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа с ребёнком проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм (1 индивидуального занятия в неделю).
Содержательный раздел.
В осуществлении индивидуальной образовательной программы активную работу проводит инструктор по физической культуре совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) ребенка, а также с медицинским специалистом МДОУ на основе рекомендаций ТПМПК и специалистов детской поликлиники.
Для контроля и слаженной работы инструктор по физкультуре использует «План реализации индивидуального маршрута», в котором отражается вся коррекционная работа с ребёнком.
Раздел | Задачи | Методы и приемы | Ответственный |
Физическая культура | Развивать: - координацию движений; - концентрацию внимания; - поддержание правильной осанки; - вестибулярный аппарат. Комплексно развивать и укреплять мышцы голеностопного сустава, мелкой моторики пальцев и стоп ног. | Физические упражнения, подвижные игры. | Инструктор по физической культуре Воспитатель. |
Материально-техническое обеспечение:
Вид помещения. Функциональное использование | Оснащение |
Спортивный зал: Создание благоприятных условий для физического воспитания и оздоровления детей с ПВДС. | · Все необходимые физкультурные пособия и гимнастические снаряды. · Использование здоровьесберегающих технологий. · Проведение оздоровительных досугов для детей. |
Кабинеты соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Ребёнок с ПВДС, поступающий в ДОУ |
Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выяснение образовательного запроса. |
Специалисты. Первичные беседы, консультации |
Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребёнка с ПВДС |
Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания видов помощи с учётом имеющихся нарушений у ребёнка с ПВДС |
Реализация индивидуального образовательного маршрута. |
Проведение промежуточной диагностики, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности. |
Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребёнка с ПВДС |
Итоговая диагностика различных сфер развития ребёнка с ПВДС. |
Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребёнком (рекомендации, памятки, буклеты, консультации). |
Основные направления коррекционной работы по освоению образовательных областей