1. Соотнести характеристики I. Манипулятора и II.Актуализатора:
a) Ложь
b) Неосознанность
c) Свобода
d) Контроль
e) Цинизм
f) Честность
g) Осознание
h) Доверие
2. Социальные типы характеров по Э.Фромму (исключить лишнее):
a) Рецептивный
b) Реализующий
c) Эксплуатирующий
d) Накапливающий
e) Рыночный
f) Продуктивный
g) Конструктивный
3. Инструмент воздействия группы на человека, суть которого в преднамеренном или невольном создании группой для человека физических или моральных обстоятельств, побуждающих его выбрать подчинение выбору группы – это (выбрать верное):
a) Групповое давление
b) Огруппление мышления
c) Конформизм
4. Виды конформизма (выбрать верное):
a) Внутренний
b) Внешний
c) Экстероморфный
d) Интроморфный
e) Аутоформный
5. Нонконформная реакция обусловлена (исключить лишнее):
a) Групповым давлением
b) Самоопределением индивида
c) Негативизмом
6. Стратегии самопрезенации по И. Джонсу и Т. Питтману (исключить лишнее):
a) Инграциация
b) Аффилиация
c) Самопродвижение
d) Запугивание
e) Демонстрация личного примера
f) Демонстрация слабости
8. Переживание и осознание своей принадлежности к группам (выбрать верное):
a) групповая социализация
b) адапатация к группе
c) социальная идентичность
d) социальное познание
9. Единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности – это (выбрать верное):
a) социализация личности
b) социальная адаптация
c) социальная идентичность
d) личностная идентичность
10. Соотнеси термины с автором теории:
a) достигнутая идентичность
b) диффузная идентичность
|
c) мораторий
d) предрешенная идентичность
I. Дж. Марсиа
II. Э.Эриксон
III. Т.Шибутани
11. Механизмы социализации (исключить лишнее):
12. Содержание социализации можно рассмотреть в сферах (исключить лишнее):
a) Становление рефлексии
b) Становление самосознания
c) Становление деятельности
d) Становление общения
13. Соотнести стадии социализации и автора концепции:
I. А.В. Петровский
II. Э.Эриксон
III. З.Фрейд
a) Оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная
b) Доверие, автономность, инициатива, трудолюбие, эгоидентичность, близость, сопричастность человечеству, целостность
c) Адаптация, индивидуализация, интеграция
14. Поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий – это поведение
a) Асоциальное
b) Просоциальное
c) Девиантное
d) Вербальное
e) антисоциальное
15. Соотнесите фактор и категорию социального поведения.
a) Врожденные инстинкты и психика I. Общественные
b) Социальные нормы II. Личностные
c) Образцы поведения
d) Способность к самооценке и самоконтролю
e) Традиции
f) Благоприятные условия для соблюдения социальных норм
g) Влияние референтной группы
h) Самостоятельность, умение быть самим собой
i) Жизненные цели, интересы и привычки.
j) Обычаи
16. Социально-психологические факторы альтруизма:
a) Идентификация с объектом помощи
b) Стремление избежать негативных эмоций
c) Религиозность или высшие принципы
d) Инстинктивное стремление сохранить генотип
e) Стремление к социальному одобрению и статусу
|
17. Вид бескорыстной помощи, который характеризуется избытком внутренних сил, психического ресурса и позитивного самоотношения, сопровождается переживанием морального и духовного удовольствия от поступка.
a) Истинный альтруизм
b) Родительский альруизм
c) Половой альтруизм
d) Ранговый алтруизм
e) Коалиционный альтрумзм
18. Виды агрессии (исключить лишнее):
a) Вербальная
b) Невербальная
c) Слуховая
d) Кинестетическая
e) косвенная
f) прямая
g) символическая
h) физическая
19. Причины агрессии (исключить лишнее):
a) дефекты социализации
b) дефекты в психической саморегуляции индивида
c) Научение агрессии
d) Десенсибилизация
e) Относительная депривация
20. Соотнести структуру ценностей и автора:
I. Терминальные
II. Инструментальные
a) Ш.Шварц
b) М.Рокич
c) М. Дойч
21. Сруктура социальной установки включает (исключить лишнее):
a) Волевой компонент
b) Когнитивный компонент
c) Аффективный компонент
d) Поведенческий компонент
e) Ценностный компонент
22. Парадокс Лапьера показал:
a) Социальные установки не регулируют поведение
b) Поведение оказывает обратное влияние на социальные установки
c) Социальные установки регулируют поведение
23. Когнитивный подход:
a) Утверждает, что социальные установки неизменны в соответствии с теорией когнитивного баланса
b) Социальные установки могут измениться в результате когнитивного диссонанса
24. Норма взаимности – это:
a) Норма социальной общности, предполагающая взаимное уважение членов группы
b) Социальная норма взаимных обязательств в микрогруппе
|
c) Ожидание того, что услуги и подарки между близкими должны оплачиваться
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет социальной психологии. Уровни социально-психологических явлений.
2. Задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
3. Первые исторические формы социально-психологических знаний. (Психология народов. Психология масс. Теория инстинктов социального поведения).
4. Общение как социально-психологический феномен.
5. Структура общения.
6. Механизмы восприятия и понимания человека человеком
7. Эффекты социальной перцепции.
8. Межличностная коммуникация и ее барьеры.
9. Межличностное взаимодействие.
10. Аттракция и факторы аттракции
11. Воздействие в процессе общения
12. Стратегии и тактики самопрезентации.
13. Стили общения.
14. Эффективность общения и коммуникативная компетентность.
15. Понятие группы в психологии. Классификация групп.
16. Социально-психологическая характеристика малой группы.
17. Основные направления исследований малой группы.
18. Социально-психологическая структура группы.
19. Основные процессы групповой динамики.
20. Образование и развитие малой группы.
21. Групповая сплоченность и ее детерминанты.
22. Социально-психологический климат и его формирование
23. Сравнительная характеристика лидерства и руководства группой.
24. Теории лидерства, типы лидеров.
25. Стиль лидерства и руководства. Проблема эффективного стиля.
26. Феномены и механизмы влияния группы на личность. Исследования конформности в социальной психологии.
27. Большие группы в социальной психологии. Классификация больших групп.
28. Социально-психологическая структура больших групп.
29. Динамические процессы и явления в больших социальных группах. (Массовые движения, социальная напряженность, межгрупповые конфликты).
30. Психология толпы.
31. Психология рекламы.
32. Социально-психологическое воздействие и его виды.
33. Проблема личности в социальной психологии.
34. Социализация личности. Психологическое содержание процесса социализации. Нарушения социализации.
35. Механизмы социализации.
36. Стадии социализации.
37. Особенности современной социализации.
38. Социальная роль. Ролевые теории личности.
39. Персональная и социальная идентичность
40. Структура регуляции социального поведения.
41. Понятие «аттитюд». Структура и функции аттитюда.
42. Взаимосвязь социальной установки и поведения
43. Изменение социальных установок
44. Методы социальной психологии
9.1. Основная литература
№ п/п | Наименование | Используется при изучении разделов, тем (указываются шифры разделов, тем лекционного курса и(или) шифр СРС) |
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебники для вузов /Г.М.Андреева. – 5-е изд., - М.: Аспект-Пресс, 2002. | Р1, Р2, Р3, Р4, Р5, С1.1., С2.1, С3.1, С3.2, С3.3, С4.1, С5.1 | |
Семечкин Н.И. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования Т.1., Т.2. https://studentam.net/content/view/1065/24 | Р2, Р3, Р4, Р5, С1.2, С1.3, С3.1., С4.1, С5.1. |
9.2. Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Используется при изучении разделов, тем (указываются шифры разделов, тем лекционного курса и(или) шифр СРС) |
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. | Р2, Р3 С3.1 | |
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Уч. пособие для вузов. – Изд-во Аспект Пресс, 2001. | Р5 С3.1. | |
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. https://www.pedlib.ru/Books/1/0466/1_0466-1.shtml | Р3 С1.2, С1.3, С2.3, С5.1 | |
Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения: СПб: Смысл, Питер, 2005. https://www.livelib.ru/book/1000212898 | Р2 С.1.1, С2.2, | |
Николаева И.А. Социальная ситуация развития личности в образе социального мира подростка. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2009. | Р5 С3.1. | |
Социальная психология: Учеб пособие для вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., ИСПР. – М.:Академия, 2003. | Р1, Р4 С3.1, | |
Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя. / Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Ред. А.Л.Свенцицкий. (Сер. "Мастера психологии") – СПб., 2002, | Р5 С3.1 | |
Чалдини Р. Психология влияния. (Сер. "Мастера психологии") – СПб., 2001. | Р2, Р5 С1.1, С1.3, С3.1. |
9.3. Методическая литература
№ п/п | Наименование | Используется при изучении разделов, тем (указываются шифры разделов, тем лекционного курса и(или) шифр СРС) |
Овчарова Р.В. Практикум по социальной психологии: Учебное пособие к семинарским и практическим занятиям для студентов. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2010. - 149 с. | Р1, Р2, Р3, Р5, С1.1, С3.1, С3.2, С3.3, С5.1 | |
Николаева И.А. «Я и Другие»: процедура исследования субъективных характеристик социализации личности | Р5 С5.1 |