Задание данного типа по-английски называется «concept map», что переводится как «карта понятий» или «карта идей».
Отношение между двумя или более явлениями можно изобразить в виде схемы. Например, отношение между жирафами и листьями деревьев можно передать так:
|
Можно, конечно, сформулировать эту же идею и по-другому, например:
|
|
|
|
Основные принципы составления схемы:
ü Названия явлений помещаются в прямоугольники.
ü Прямоугольники соединяются стрелками. На стрелке (возле стрелки) помещается надпись, характеризующая отношение между явлениями.
ü Направление стрелки указывает, в каком порядке следует расшифровывать схему (жирафы питаются листьями, а не листья питаются жирафами).
ü Надписи и в прямоугольниках, и на стрелках могут состоять из одного слова (жирафы) или из словосочетания (листья деревьев).
ü В прямоугольниках могут находиться имена существительные в именительном падеже или такие словосочетания, главное слово в которых – имя существительное в именительном падеже. Падежи, образующиеся при сочетании слов в фразах, не учитываются (в прямоугольнике пишется листья деревьев, а не листьями деревьев).
ü На стрелках (возле стрелок) могут находиться глаголы или такие словосочетания, главное слово в которых – глагол.
Что даёт такая схема? Она показывает, как Вы способны вычленять из источников информацию об отдельных понятиях и об отношениях между ними. Для этого требуется глубокое понимание материала. Вы должны уметь выйти за рамки готовых формулировок. Кроме того, подача информации в виде схемы способствует выстраиванию чёткой логической структуры воспринятой информации и оставляет место для творчества.
|
При составлении схемы не нужно ориентироваться на то, как выстроены слова в фразах в источнике, на основании которого делается схема. Можно формулировать понятия совсем не так, как это сделано в тексте. Можно составлять один элемент схемы на основании нескольких фраз или, наоборот, вычленять из одной фразы несколько связей между понятиями.
При составлении схемы не обязательно стремиться к благозвучию и соблюдению стилистических правил, главное – точно передать логическую структуру. Иногда придётся построить слова так, как обычно говорить не принято.
Один прямоугольник может быть связан стрелками сразу с несколькими другими прямоугольниками, потому что любое понятие связано со множеством других понятий. Например:
|
|
|
Все прямоугольники одной схемы должны быть связаны между собой непосредственно или опосредованно, через другие прямоугольники, как это сделано в приведённом примере с африканскими животными.
При формулировке конкретного задания будет указано, что именно нужно отобразить на схеме и на какой материал при этом опираться. Также в задании будет названо минимальное количество элементов схемы – понятий (прямоугольники) и отношений между ними (стрелки).
При изложении сложного материала в виде схем два разных человека никогда не создадут одинаковых схем. Это проверено на нескольких тысячах работ, выполненных на одну и ту же тему. Поэтому одинаковые или слишком похожие схемы приниматься не будут.
|
Схема может быть выполнена на компьютере или нарисована от руки. Допускается иная (не прямоугольная) форма рамок вокруг формулировок понятий: это могут быть круги, овалы, многоугольники и т. п. – на усмотрение автора схемы. Допускается различная форма стрелок и положения надписей, комментирующих стрелки, но без ущерба для возможности понять изображённое.