Регламент проведения практического занятия
- Организационная часть (приветствие, регистрация присутствующих в журнале) - 1 минута
- Введение (озвучивание темы и ее актуальности, цели и плана занятия, ответы на вопросы студентов) – 5 минут
- Разбор теоретического материала (устный обзор ключевых вопросов темы, выставление оценок за устные ответы) – 24 минуты
- Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий и индивидуальное/групповое консультирование при выполнении заданий) – 45 минут
- Контроль успешности выполнения заданий с выставлением оценки – 10 минут.
- Заключительная часть (подведение итогов, комментирование оценок, сообщение информации о теме следующего занятия) – 5 минут.
Ход занятия
Организационная часть (приветствие, регистрация присутствующих в журнале).
2. Введение (озвучивание темы и ее актуальности, цели и плана занятия, ответы на вопросы студентов)
Основные понятия: научный стиль, подстили научного стиля, собственно научный подстиль научного стиля, научно-технический подстиль научного стиля, научно-популярный подстиль научного стиля, научно-информативный подстиль научного стиля, жанры научного стиля, научная статья, композиция научного текста, реферат научной статьи, аннотация, отзыв, рецензия
3. Разбор теоретического материала (устный обзор ключевых вопросов темы, выставление оценок за устные ответы).
Вопросы для обсуждения
1. Каковы особенности научного стиля? В чем его отличие от других стилей?
2. Что общего у научного стиля с другими стилями речи?
3. Назовите основные разновидности научного стиля. В чем их особенности?
4. Какой основной тип речи представляют тексты, относящиеся к научному стилю речи?
|
5. Расскажите о жанровом составе научного стиля и его (стиля) разновидностях.
Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий и индивидуальное/групповое консультирование при выполнении заданий)
Задание 1. Работа с текстом
БАЗОВЫЙ ТЕКСТ
В начале статьи следует сформулировать проблему, к которой относится задача, исследуемая в статье. Затем следует указать, кто из общепризнанных ученых и специалистов исследовал эту проблему и приближался к задаче, поставленной в предлагаемой работе.
Необходимо дать краткий анализ работам предшественников, привести ссылки, может быть, представить критические замечания. Полезно указать, что именно не было сделано в прошлых работах по данной тематике, и какие пути представляются наиболее перспективными. Отсюда вытекает формулировка задачи, решаемой в данной статье. Вышеописанные аспекты должны быть отражены во введении к статье, а само введение следует завершить ясно сформулированной задачей работы.
В следующем разделе статьи должны быть представлены методические вопросы.
Например, методика натурных наблюдений, или методы обработки каталогов землетрясений, либо математические или численные методы анализа, используемые в работе. Полезно отметить, почему именно данные методы выбраны автором для исследования, в чем их преимущества. Можно указать, какие методы исследования использовались раньше для решения подобных задач, каковы удобства или достоинства новых методов.
Далее следует представить, какие конкретные результаты предъявляет автор в настоящей работе и в чем их отличие от прежних, опубликованных ранее материалов. Здесь следует показать фактический материал, таблицы, графики, рисунки, фотографии. Если во введении или в методическом разделе могут быть представлены чужие материалы (конечно, со ссылками на авторов), то в разделе «Результаты…» приводятся только собственные материалы, полученные в этой работе и имеющие отношение к данной задаче. Полезно представить комментарии к таблицам, рисункам и другой фактографии, однако не следует начинать обсуждение результатов в этом разделе. Постарайтесь исключить из статьи всякие дополнительные ответвления, не имеющие прямого отношения к данной работе, даже если они, на Ваш взгляд, имеют большую научную ценность. Оставьте эти добавки для другой статьи и не стремитесь попутно «застолбить заявку» в другом направлении. Это не украсит Вашу работу, а вызовет только недоумение рецензента.
|
Следующий важный раздел статьи может иметь название «Обсуждение результатов» или аналогичное. Здесь приводится детальный разбор и анализ полученных материалов и обнаруженных закономерностей. Проводится сопоставление авторских результатов с выводами других авторов. В этом разделе можно привести дополнительную аргументацию, вспомогательные эмпирические соотношения и теоретические решения, способствующие правильному восприятию полученных автором результатов. Для убедительности можно использовать чужие рисунки, схемы и построения (со ссылками на работы), если они помогают объяснить полученные выводы. Этот раздел очень важен, поскольку именно в нем предъявляется главный результат статьи, формулируется новизна полученных научных знаний и обозначается направление будущей работы, выбранное автором для дальнейших исследований. Статья завершается разделом «Выводы», который может и не выделяться в качестве отдельного параграфа, но должен содержать четкие и краткие формулировки выводов работы.
|
Если в статье приведено 3 – 4 вывода, то этого уже вполне достаточно и не стоит расширять список выводов, которые только потеряют ценность от многословия.
(Б. В. Левин)
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ПО БАЗОВОМУ ТЕКСТУ
1. К какому стилю относится данный текст? Ответ обоснуйте.
2. К какому жанру относится данный текст? Ответ обоснуйте.
3. На основе данных текстов составьте таблицу «Композиция научного письменного текста», состоящую из двух граф: «Структура научного текста», «Языковые конструкции, используемые при написании научного текста».
4. Используя предложенную ниже модель реферата, аннотации, рецензии научной статьи, напишите реферат, аннотацию, рецензию, отзыв (по выбору студента) предложенной статьи.
Задание 2. Используя рекомендации, предложенные в тексте и в составленной таблице, напишите научную статью на тему «Хороший врач в представлении носителей языка».
- Контроль успешности выполнения заданий с выставлением оценки.