ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Левин, Б. В. Как написать научную статью (опыт профессионала) // Режим доступа: https://www.imgg.ru/files/Levin_Poisk_21(991).pdf
2. Русский язык и культура речи / под ред. В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2007. - С. 74 - 78.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Научный и технический текст // Режим доступа: https://doc-style.ru/
2. Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи // Режим доступа: https://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl9.html
МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА НАУЧНОЙ СТАТЬИ
Вводная часть реферата.
В статье "...", помещенной в журнале "..." №... за... год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы);
Автор статьи - известный ученый...;
Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под заголовком.., опубликована в...).
Тема статьи, ее общая характеристика.
Тема статьи -... (Статья на тему..., Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)...);
Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)....
Проблема статьи.
В статье речь идет... (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?);
Сущность проблемы сводится... (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?).
Композиция статьи.
Статья делится на … части (-ей) (cостоит из... частей, начинается (с чего?), заканчивается (чем?)...).
Описание основного содержания статьи.
Во введении формулируется... (что?) (дается определение... (чего?));
В начале статьи определяются (излагаются) цель (цели, задачи)...;
Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи...;
В статье автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?)...);
|
В основной части излагается... (что?), приводится аргументация (в пользу чего? против чего?), дается обобщение (чего?)..., научное описание (чего?)...;
В статье также затронуты такие вопросы, как....
Иллюстрация автором своих положений.
Автор приводит (ссылается на) пример(ы) (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения...;
В статье приводится, дается....
Заключение, выводы автора.
Автор приходит к выводу (заключению), что... (подводит нас к..., делает вывод, подводит итог);
В конце статьи подводятся итоги (чего?);
В заключение автор говорит, что, (утверждает, что)...;
В заключение говорится, что... (о чем?);
Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)....
Выводы и оценки референта.
В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить)...;
Таким образом, в статье нашло отражение... (убедительно доказано..., получили исчерпывающее освещение...)...;
Оценивая работу в целом, можно утверждать...;
Безусловной заслугой автора является...;
Заслуга автора состоит (заключается) (в чем?)...;
Основная ценность работы состоит (заключается) (в чем?)...;
Достоинством работы является...;
Недостатком работы является...;
К достоинствам (недостаткам) работы относятся...;
С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно)...;
Вызывают возражения (сомнения)...;
Нельзя (не) согласиться с...;
Существенным недостатком работы можно считать....
РЕЦЕНЗИЯ И ОТЗЫВ
Рецензия - это письменный разбор, предполагающий:
- Комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.).
- Обобщенную аргументированную оценку.
- Выводы о значимости работы.
Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве, на соискание ученой степени и т.д.
|
Типовой план для написания рецензии и отзывов
Предмет анализа.
В работе автора...;
В рецензируемой работе...;
В предмете анализа....
Актуальность темы.
Работа посвящена актуальной теме...;
Актуальность темы обусловлена...;
Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).
Формулировка основного тезиса.
Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является...;
В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о....
Краткое содержание работы.
Общая оценка.
Оценивая работу в целом...;
Суммируя результаты отдельных глав...;
Таким образом, рассматриваемая работа...;
Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его...;
Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...);
Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты...;
Работа, бесспорно, открывает....
Недостатки, недочеты.
Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том...;
|
К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...);
Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...);
Существенным недостатком работы является...;
Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы...;
Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...;
Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с....
Выводы.
Представляется, что в целом статья... имеет важное значение...;
Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени...;
Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени...;
Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право....
АННОТАЦИЯ
Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:
1. Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.
Адресат аннотируемого текста.
Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:
2. Композиция, структура первичного текста.
Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.
Характеристика содержания текста:
В статье (книге) рассматривается…
В книге изложены…
Статья посвящена…
В статье даются…
В основу работы положено…
Автор останавливается на следующих вопросах…
Автор затрагивает проблемы…
Цель статьи - показать…
Цель автора - объяснить (раскрыть)…
Целью статьи является изучение…
Автор ставит своей целью проанализировать…
Композиция работы:
Книга состоит из… глав (…частей)…
Статья делится на … части
В книге выделяются … главы
Назначение текста:
Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…
Сборник рассчитан…
Предназначается широкому кругу читателей…
Для студентов, аспирантов…
Книга заинтересует…