Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко и классицизм




 

План лекции:

– общая характеристика художественной культуры XVII-XVIII вв.;

– барокко и классицизм в архитектуре христианского собора;

– шедевры светской архитектуры;

– скульптура XVII-XVIII вв.

 

Попытки однозначно определить доминанту культуры XVII в. до сих пор не увенчались успехом. В классическом сознании она остается промежуточным звеном между Возрождением и Просвещением. Эпоха Просвещения (XVIII в.), завершившаяся Великой французской революцией, создала рациональную концепцию мира и человека, опираясь на достижения точных и гуманитарных наук. В XVII в. в европейской культуре складываются две основные художественные системы, взаимодействующие на протяжении XVII-XVIII вв.: барокко и классицизм.

Барокко выразило разочарование в ренессансной гармонии, нарушение античной меры и поиск нового эстетического идеала на границе языческого и христианского мировоззрений. Страстность барокко приобретает интимный характер в XVIII в. в стиле рококо. Классицизм нормативно определяет гармонию по античному образцу, утверждает значение воспитательной роли искусства и тем самым подготавливает Просвещение. Принципы реалистического отражения действительности изменяются от ренессансной характерности к картинам быта и природы, а отсюда – к миру естественных чувств (сентиментализм). Кроме того, в культуре XVIII в. появляются предромантические черты.

Взаимодействие художественных систем варьируется во времени и пространстве. Барокко возникает в Италии на рубеже XVI-XVII вв., но получает наиболее адекватное выражение в национальном менталитете Испании. Классицизм формируется во Франции, где поддерживается устойчивостью абсолютистского государства и с переменным успехом соревнуется с прециозной (куртуазной) культурой. В начале XVII в. на территории Нидерландов возникает фламандский вариант барокко и голландский бытовой реализм. В Англии, Германии и России в XVIII в. в рамках Просвещения сосуществуют разные стилевые тенденции.

Рассматриваемый период, особенно XVII в., можно было бы назвать веком театра. Главенство драмы в XVII в. (Шекспир и его младшие современники, Лопе де Вега и Кальдерон, Корнель, Расин и Мольер) находит отзвук в XVIII в. в художественной практике (Шеридан и Бомарше, Гольдони и Гоцци, Шиллер и Гете) и теоретическом осмыслении драматургии и театра («Гамбургская драматургия» Лессинга, «Парадокс об актере» Дидро). Театральность определяет ансамбли городов и площадей, садово-парковую архитектуру, роль фонтанов и декоративно-монументальной скульптуры, разнообразие интерьеров, пространственные иллюзии (например, зеркала и живописные плафоны), драматургию и сценографию произведений изобразительного искусства.

 

Культовое зодчество – христианский собор – в основном ориентируется на Собор Св.Петра в Ватикане, площадь перед которым (два крыла четырехколонной полукруглой колоннады по 142 колонны каждое) и внутренний декор (алтарь в виде ковчега, роскошный балдахин и надгробные памятники Урбану VIII и Александру VII) создал итальянский скульптор и архитектор ЛоренцоБернини в середине XVII в.

 

Барокко в архитектуре выражается в асимметрии форм, вогнутых и выгнутых поверхностях и обилии декора. Характерным образцом итальянского барокко XVII в. является церковь Санта Мария делла Салуте в Венеции. Большой купол с фонарем не соответствует размерам основного помещения, огромные волюты с венчающими их статуями подчеркивают непропорциональную конструкцию и обилие разнохарактерного декора, что придает церкви Санта Мария делла Салуте эстетическое своеобразие. Сложный волнообразный изгиб барочного фасада маленькой церкви Сан Карлино в Риме (архитектор Борромини) увенчан тяжелым овалом.

 

В Париже церковь Сорбонны (университета) построена в 1635-1642 гг. архитектором ЖаномЛемерсье. Барочный фасад организуют «итальянские» волюты, связывающие два яруса. Живописен плавный переход колонн внизу к плоским пилястрам вверху. Особенное распространение получило барокко в XVIII в. в церковном строительстве Германии и других государств центральной Европы. Фасад церкви Cв.Иоганна Непомук в Мюнхене (архитектор Е.-К.Азам) – один из великолепных образцов барочной пластики с повторяющейся формой окна-люкарны.

Северный вариант барокко – Петропавловский собор (1712-1733) в Петербурге (архитектор Д.Трезини). Уменьшающиеся ярусы колокольни декорированы волютами и завершаются шпилем. Колокольня вырастает прямо из здания церкви, внутри которой – барочный иконостас (1722-1726) скульптора и архитектора И.П.Зарудного.

 

В соборе Смольного монастыря (1748-1764) в Петербурге (архитектор Ф.Б.Растрелли) русская пятиглавая церковь «переведена на язык барокко». Пластическое богатство барочных форм и декоративного убранства соединяется здесь с ясной симметрией, подчеркивающей праздничность построек Растрелли.

 

Классицизм в архитектуре христианского храма выражается в строгой симметрии конструкции, которую подчеркивает ритм колонн античного ордера и треугольный фронтон на фасаде. Перестраивая собор Св.Павла в Лондоне (1675-1709), английский архитектор КристоферРен поднимает купол на высокой колоннаде и украшает фасад двумя ярусами колонн. Причудливые башни-колокольни придают строгости классической конструкции аромат средневековья.

 

Классический строгий стиль очевиден в соборе Инвалидов в Париже, построенном в 1679-1706 гг. Ардуеном Мансаром. Симметричный фасад в виде колоннады двойного ордера (внизу – дорический, вверху – коринфский) увенчан треугольным фронтоном. Поднятый на массивном барабане в окружении парных колонн изящный купол украшен золотым орнаментом гирлянд и цветов и увенчан грациозным фонариком со шпилем. Интерьер квадратного в плане сооружения соответствует символике греческого креста, в центре которого прямо под сводом купола с 1840 г. находится крипта с гробом Наполеона. Безупречно чувство меры и пропорциональности в парижском Пантеоне – усыпальнице великих людей Франции, названном так по аналогии с древнегреческим «храмом всех богов». Первоначально он был построен как церковь Св.Женевьевы по заказу Людовика XV в 1750-х гг. по проекту архитектора Жака ЖерменаСуффло. Здание в форме греческого креста увенчано грандиозным куполом.

Русский вариант подобной конструкции – Исаакиевский собор в Петербурге (1818-1858, архитектор ОгюстМонферран). К русскому классицизму первой половины XIX в. относят также Казанский собор (Петербург, 1801-1811, архитектор А.Н.Воронихин), который отличают два крыла грандиозной колоннады, образующие ровный полукруг.

 

По образцу древнегреческого храма построена в Париже по приказу Наполеона церковь Ла Мадлен (1814, архитектор БартельмиВиньон). Колоннада из 52 коринфских колонн 20 м высотой опоясывает прямоугольный храм со всех сторон. Треугольный фронтон фасада украшен рельефом сцены Страшного cуда, выполненным Лемером в 1834 г.

 

В XVII-XVIII вв. активно развивается светское строительство.

В первой половине XVII в. барочные черты во французской светской архитектуре связаны с национальными готическими традициями (высокие крыши и дымоходы, люкарны, большие окна): замок Мэзон-Лафитт, построенный Франсуа Мансаром, дядей Ардуена Мансара. Построенный по заказу Марии Медичи архитектором Саломоном деБроссом Люксембургский дворец отличается рустом, покрывающим стены и колонны по образцу флорентийских палаццо. Центральный павильон фасада увенчан куполом. Ризалит (часть здания, выступающая за основную линию фасада) решен в виде «башни часов» со сложным декором фронтонов. Стиль рококо представлен в первой половине XVIII в. отелем Матиньон в Париже (архитектор Ж.Куртони).

Соединение всех стилей двух веков можно обнаружить в ансамбле королевской резиденции в Версале, строительство которого началось с охотничьего домика для Людовика XIII, активно велось при Людовике XIV и Людовике XV и, наконец, при Людовике XVI. С последовательностью правления королей связывают смену стилей: влияние итальянского барокко (первая половина XVII в.), классицизм с элементами барокко (вторая половина XVII в.), рококо (первая половина XVIII в.), классицизм (вторая половина XVIII в.) и стиль ампир при Наполеоне (начало XIX в.).

 

Основную часть работ по строительству Версальского дворца выполнили архитекторы Луи Лево и Ардуен Мансар. Относительная строгость экстерьера компенсируется пышным внутренним убранством апартаментов короля и королевы. По углам зеркальной галереи, окна которой выходят в парк, расположены зал Войны с овальным рельефом, изображающим Людовика XIV на коне, и зал Мира с овальным живописным изображением Людовика XV. Декоративными работами во дворце руководил глава созданной еще в 1648 г. Академии живописи и скульптуры, директор мануфактуры гобеленов ШарльЛебрен (1619-1690). Типичный для французского классицизма регулярный парк (архитектор АндреЛенотр) организован симметрично относительно центральной оси, идущей от дворца к Большому каналу. По этой оси располагаются основные фонтаны – Латоны и Аполлона. Во второй половине XVIII в. архитектор Жак АнжГабриэль построил Малый Трианон в стиле классицизм.

 

В России в середине XVIII в. архитектор Ф.Б.Растрелли по образцу Версаля завершает Большой дворец в Петергофе (1745-1755), строит Екатерининский дворец в Царском селе (1752-1757) и Зимний дворец в Петербурге (1754-1762). Возможно, итальянское происхождение архитектора определило барочное изящество и удивительную легкость фасадов этих дворцов, предваряющие пышное и изысканное убранство внутренних апартаментов. Новый этап барокко особенно ощутим при сравнении дворцов Растрелли со скромным Летним домиком Петра I (1710-1714) в Петербурге, построенным Д.Трезини и другими архитекторами.

Переход к классицизму ощутим в постройках А.Ринальди в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) и Ч.Камерона в Павловске. В Петербурге эволюцию архитектуры классицизма можно проследить от Мраморного дворца А.Ринальди (1768-1785) и Таврического дворца И.Е.Старова (1783-1789) к Михайловскому дворцу (ныне Русский музей) К.И.Росси (1819-1825). Шпиль Адмиралтейства А.Д.Захарова (1806-1823), арка Главного штаба и министерств (1819-1829) на Дворцовой площади, здание Сената и Синода (1829-1834) К.И.Росси перекликаются со шпилем Петропавловского собора и крепости как символы новой эпохи.

В ансамбле Московского Кремля купола древнерусских церквей XV-XVI вв. соседствуют с колоннадами правительственных учреждений, проекты которых создавали В.И.Баженов (модель Кремлевского дворца, 1767-1773) и М.Ф.Казаков (здание Сената, 1776-1787). Эволюцию классицизма можно проследить от дома Пашкова (1784-1786, архитектор В.И.Баженов, ныне Российская государственная библиотека) до расположенных рядом зданий Московского университета (1817-1819, архитектор Д.И.Жилярди, в настоящее время здесь размещаются Ректорат и факультет журналистики).

Великолепный образец венского барокко (Австрия) первой половины XVIII в. – Бельведерский дворец, построенный архитектором Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом по заказу принца Евгения Савойского. Верхний Бельведер (1721-1723) отличается изяществом и легкостью декора, возможно, повлиявшими на Растрелли. Разнообразные формы крыш, мелкие детали, своеобразие пропорционального и линеарного решения центрального фасада развивают «музыкальные» ритмы экстерьера. В интерьере – типичное для венской архитектуры сочетание мажорного барокко с тонкими и деликатными орнаментальными мотивами рококо.

В Дрездене (Саксония) шедевром барокко справедливо считается Цвингер (Цитадель), построенный Маттеусом ДаниэлемПеппельманом в 1711-1722 гг. В ансамбль, окружающий прямоугольную площаль, входит Дрезденская галерея. Напротив – Коронные ворота, увенчанные позолоченной короной, которую поддерживают четыре орла. Из двух угловых павильонов, спроектированных Пеппельманом, особенно интересен Павильон на валу. Его декор определяют мотивы греческого мифа о яблоках Гесперид. Героическая тема (купол венчает статуя «Геркулеса Саксонского», держащего за Атланта земной шар) приобретает дионисийскую интерпретацию (гермы и сатиры).

 

В Оксфорде (Англия) Кристофер Рэн построил Театр Шелдониэн, используемый как концертный зал. Это небольшое сооружение необычной формы: прямоугольное в плане, оно неожиданно завершается с одной стороны полукругом, – или, наоборот, круглое здание вдруг вытягивается с одной стороны в прямоугольник. Впечатление довершает неправильной формы невысокий конусообразный купол с фонарем. Античные бюсты, установленные по периметру ограды, утверждают классицистический характер сооружения, но классические формы здесь теряют свою статичность.

Печать влияния архитектурного стиля французских дворцов, в частности Версаля, обнаруживается в построеном архитектором ДжономВанброу в первой половине XVIII в. замке Бленхейм – фамильном поместье Уинстона Черчилля, наследника герцога Мальборо. Проигрывая в компактности композиции, здание выигрывает в живописной группировке архитектурных масс и декоративных фасадов. Замок органически вписывается в естественный ландшафт, составляющий особенность английских пейзажных парков. Во второй половине XVIII в. классицизм проявляется в компактности плана английских замков (постройки Уильяма Кента и Роберта Адама).

Строгая колоннада и треугольный фронтон подчеркивают симметрию восточного фасада Лувра (архитектор Клод Перро) как образца классицизма второй половины XVII в. С античной традицией связаны Бранденбургские ворота в Берлине (1788-1791, архитектор Карл Лангганс), Триумфальная арка на площади Звезды в Париже (1836, архитектор Ж.-Ф. Шальгрен) с барельефом «Марсельеза» скульптора Франсуа Рюда, превосходящая размерами арку Константина в Риме, и Вандомская колонна (1806-1810, архитекторы Ж.Гондуэн и Ж.Б.Лепер), по образцу колонны Траяна в Риме покрытая спиралью барельефов и увенчанная статуей Наполеона.

 

В скульптуре XVII-XVIII вв. тоже отчетливо прослеживаются черты двух ведущих стилей эпохи: барокко и классицизма. Декоративный характер барочной архитектуры ярко проявился в творчестве итальянского архитектора и скульптора ЛоренцоБернини (1598-1680). Кроме работ в соборе Св.Петра Бернини создал знаменитые римские фонтаны («Тритон» на площади Барберини, «Мавр» и «Фонтан четырех рек» на площади Навона), произведения на религиозные и мифологические темы, скульптурные портреты Людовика XIV.

 

Барочная пластика, создающая иллюзию живописной легкости в расслабленной экзальтации тел и декоративной экспрессии тканей, обнаруживает себя в «Экстазе Св.Терезы» (Рим, церковь Санта Мария делла Виттория).

 

«Давид» Бернини (1642), в отличие от интерпретации этого образа у Донателло, Вероккьо и Микеланджело, дан в динамичном развороте «мужицкого» тела и головы с озлобленным лицом. Кусок ткани, сумка по диагонали от плеча к бедру, праща с камнем подчеркивают экспрессивный натурализм статуи.

 

Уже в ранних работах – «Похищение Прозерпины» (1622) и «Аполлон и Дафна» (1624) – Бернини придает античной гармонии тел барочную экспрессию, усиленную декоративной разработкой волос, животных и растительных элементов.

Любопытно сравнить творчество Лоренцо Бернини с произведениями АнтониоКановы (1757-1822), «соединившего» классицизм и романтизм на рубеже XVIII-XIX вв. Влияние французского классицизма несомненно в портрете сестры Наполеона Паолины Боргезе в образе Венеры-победительницы с яблоком в руках. Среди многочисленных античных сюжетов, к которым обращается Канова («Три грации», «Парис» и «Елена», «Геба» и «Терпсихора»), особенно популярны образы Амура и Психеи: «Амур и Психея», «Поцелуй Амура».

 

Античная грация и гармония пропорций, заставляющая вспомнить греческого Праксителя и французского Фальконе, отличается у Кановы нежной чувствительностью и идеальной одухотворенностью.

Французская скульптура рассматриваемого периода обусловлена итальянским влиянием (особенно в XVII в.) и эстетическими принципами французского классицизма. Изображаются в основном античные божества и портреты великих людей. Ф.Жирардону принадлежат скульптур знаменитых фонтанов в Версале (1666-1672), в том числе “Аполлон и нимфы” в гроте Фетиды.

Широко известны статуя сидящего Вольтера и бюст Дени Дидро – работы Жана АнтуанаГудона (1741-1828).

 

В России эпохи Просвещения влияние итальянского барокко постепенно вытесняется влиянием французского классицизма. Интересно сравнить конные статуи Петра I, выполненные итальянцем Бартоломео КарлоРастрелли, отцом знаменитого архитектора (модель - 1720-1724, после смерти архитектора отлита в бронзе и только в 1800 г. памятник установлен Павлом I перед Инженерным замком с надписью «Прадеду – правнук»), и французом Этьеном МорисомФальконе (1765-1782, памятник установлен на Сенатской площади с надписью “Petro primo, Catharina secundo”).

 

Б.К.Растрелли (1675-1744), в творчестве которого очевидны черты барокко, создал также бюст Петра I (1723-1729) и статую Анны Иоановны с арапчонком (1732-1741).

 

Э.М.Фальконе (1716-1791) в античных образах (в частности «Грозящий Амур», 1757) выражал простоту и гармонию классицизма, предвосхищая мраморные изваяния А.Кановы.

 

К классицизму относят и творчество датского скульптора Бетреля Торвальдсена (1768/70-1844).

Расцвет русской скульптуры начинается во второй половине XVIII в. Ученик Н.-Ф. Жилле (1709-1791) Ф.И.Шубин (1740-1805) создал знаменитые портреты своих современников, в том числе бюст Павла I.

 

К жанру монументального портрета относятся памятник А.В.Суворову в виде обобщенной фигуры воина (1799-1801, Санкт-Петербург), выполненный М.И.Козловским (1753-1802), памятник Минину и Пожарскому (1804-1818, Москва), выполненный И.П.Мартосом (1754-1835), памятники М.И.Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором (1829-1832, Санкт-Петербург), выполненные Б.И.Орловским (1796-1837).

Кроме портретов русские скульпторы создают характерные для рассматриваемой эпохи надгробия и другие произведения в духе античной пластики. Античные сюжеты находят воплощение в скульптурах Ф.Г.Гордеева («Прометей», 1769), Ф.Ф.Щедрина («Марсий», 1776), И.Ф.Прокофьева («Актеон»), М.И.Козловского («Бдение Александра Македонского», 1785-1788). Скульптурные группы украшают здания («Морские нимфы» у главных ворот Адмиралтейства Ф.Ф.Щедрина, 1812) и парки («Самсон, разрывающий пасть льва» на Большом каскаде в Петергофе М.И.Козловского, 1801-1802).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: