«Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, — говорится в статье Блока «Душа писателя» (1909), — является чувство пути. Писатель — растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, — так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его — только внешние результаты подземного роста души». Эти мысли Блока — прежде всего результат его самонаблюдения. В предисловии к сборникам, в письмах и записях Блока исключительно важное место занимают суждения, характеризующие отдельные периоды его развития и весь его путь в целом. Блок не только фиксировал содержание этих периодов по мере их протекания, но и возвращался к ним впоследствии, ретроспективно осмысляя их и комментируя. Более того, он предсказывал предстоявшие ему в будущем изменения своей внутренней жизни, и эти предсказания входили в текст его стихотворений (см. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», 1901). Но вместе с тем Блок в большинстве случаев не мог определить свой путь и признавался, что не умеет его назвать.
Широкоизвестная статья Блока «О современном состоянии русского символизма» (1910), в сущности, представляет собой описание пути, который прошел он сам и, как ему представлялось, другие символисты. Характеристика пути основывается в этой статье на понятиях тезы и антитезы.
(теза) лирический герой знает идеал, кот оторван от реальной жизни.
(антитеза) герой погружен в реальность, кот оторвана от идеала;
(синтез) нужно иметь мужество служить освобождению красоты и сотворение некой новой жизни (России).
Позже Блок по-новому истолковал свое развитие, сравнив его со спиралью. «Если рассматривать мое творчество, как спираль, — говорил он
Н. А. Павлович, — то «Двенадцать» будут на верхнем витке, соответствующем нижнему витку, где «Снежная Маска».
|
По Максимову существует два понятия пути, приложимо к творчеству: путь как жизненная позиция, как кредо, и путь как развитие.
Для Максимова идея пути у Блока выходит на первый план в его творчестве. Блок, как и многие символисты, придерживался следующего пути: развитие писателя, его направленное духовное движение. Тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания поэта в период идейных брожений. В творчестве Блока определяющую роль играют искания, переходы к новому, самостроительство, процессы самоодоления, объективированные в теме пути, - все это в единстве составляет как бы миф о пути Блока.
Существенным фактором, который способствовал возникновению этой темы, являлись ориентация на личность автора, атмосфера лиризма и в какой-то мере совпадающая с ней — тенденция к автобиографизму, формировавшая произведения писателя.
Путь Александра Блока выделяется своей рельефностью, последовательностью и скрытой в нем мыслью о его «обязательности», о его сверхиндивидуальном значении.
Все написанные к 1912г стих-я Блок публикует в 3х томах, тем самым разделяя свое тв-во на несколько периодов: «Трилогия вочеловечения» (в.-применимо к Христу). Блок избирает это для того, чтобы показать трудность своего пути.
Блок изменяется, и его изменения соответствуют его пути, определяют идею и тему пути и сами определяются ими. Этапы его эволюции, смены духовно-поэтических стадий и внутренних ситуаций реализуются в трех зонах его творчества:
|
- в зоне лирического «Я» и лирического героя;
- в поэтических образах Блока (образы космоса, природы, человеческого и предметного окружения);
- в сменах женских образов (от Прекрасной Дамы до Катьки).
Изменения не означают полной отмены предшествующих стадий и явлений поэтического сознания Блока. Прошлое сохранилось у него в недрах вновь возникающего, образуя единый процесс наследования пребывания – отрицания – становления.
В развитии творчества Блока мы наблюдаем крутые ломки, взрывы и постепенное, но ускоренное нарастание нового или почти параллельные резкие движения в различных направлениях с различными результатами (от «Пузырей земли», к «Снежной Маске» к «Вольным мыслям») и другие сложные переходы.
Громадность пути Блока определяется расстоянием между крайними точками его отсчета — интимной юношеской лирикой и поэмой «Двенадцать». За этот двадцатилетний период Блок «эмблематически», в далеко уводящих преломлениях отразил совершавшийся в России (и в мире) вековой процесс смены социально окрашенных идейно-художественных формаций. Сила поэзии Блока — не только, а иногда и не столько в индивидуальной неповторимости каждого его стихотворения, сколько в связи стихотворений, в их объединенном, слитном действии.
По-видимому, наиболее четкое, многократно упоминаемое исследователями заявление Блока о смысле его пути содержится в его письме к А. Белому от 6 июня 1911 года: «...таков мой путь (...) я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и... — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы (...) вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души)» (VIII, 344). Через несколько лет, обдумывая поэму «Возмездие», Блок кратко определит этот процесс как «переход от личного к общему» (IX, 304).
|
Можно сказать, что лирическое творчество Блока начинается с бурного разрастания темы пути. Герой молодого Блока — путник. Эти стихотворения густо насыщены словесными формулами, относящимися к теме пути, и соответствующими иносказательными обозначениями движения лирического героя: я шел, шли мы, приду, иду, ухожу, бреду, ищу, стремлюсь, мерю ночные пути, душа летит, улетай, плыви, стучись в преддверьи идеала и др. В «Стихах о Прекрасной Даме» тема пути, по сравнению с «Ante Lucem», убывает, хотя «пейзаж пути», обстановочный комплекс сохраняется («Отдых напрасен. Дорога крута...» и мн. др.). Блоку представляется в этот период, что он уже вполне явственно ощутил дыхание «цели» — присутствие той разлитой в мире гармонии, о которой до сих пор лишь смутно мечтал.
В поэтическом творчестве Блока второго периода можно найти все те комплексы, относящиеся к идее пути—развития и противостоящие этой идее. Главным становится двойственность его лирического отношения к вопросу о возможности обновления и совершенствования жизни. Наряду с прославлением «розоперстой судьбы» (1907, «Ямбы») и ее благоговодительства он в какие-то моменты своего поэтического бытия отказывался верить в грядущие целительные перемены.
Тема пути в лирике Блока «третьего тома » во многих случаях тяготела к аллегорическому выражению. Не случайно в стихах «позднего Блока» так часто встречаются связанные с темой пути («дороги») иносказательные формулы.
Формы утверждения пути в творчестве зрелого Блока по сравнению с предшествующим периодом выявляются резче и определенней. Блок в ряде стихотворений сохраняет за своим лирическим героем образ путника, воина, борца со «страшным миром», но этот образ, в согласии с общим колоритом, характерным для позднего творчества поэта, становится сумрачней и суровей.
Тема и идея пути имеют основополагающее значение и в последнем эпохальном произведении Блока, в «Двенадцати», хотя поэтически материализуются в этой поэме иначе, чем в «Возмездии». Путь в «Возмездии» — метафорическое понятие, поясняющее эволюцию поколений. Шествие красногвардейцев-апостолов в «Двенадцати» — это реальное, эмпирическое их движение по вьюжным улицам города и вместе с тем символическое движение революции в истории. Структура «Двенадцати» — вытянутая трагическая линия пути именно в таком двойном смысле: прямом и переносном.
(по ст. Максимова)