Географические названия.




Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы (………………..)

Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую, открывать Америку; голопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведет.

Имена собственные.

Вспомните фраз.обороты, в которых встречаются имена собственные.

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели Емеля – твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата…

Кто больше.

Назвать фразеологические обороты, где встречается числительные.

Один на один; в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырех стенах, между двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперед, семь пятниц на неделе, согнуть в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трех соснах…

Закончи фразеологизм.

Дрожит …(как осиновый лист), катается…(как сыр в масле), выводить…(на чистую воду), держать…(в ежовых рукавицах), поразить…(как гром среди ясного неба), вариться…(в собственном соку), сидеть…(сложа руки), знать…(как свои пять пальцев),.

Угадай профессию.

По названному фразеологическому обороту определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребенку, на живую нитку, сложить оружие,.

 

 

Словообразование.

Подбери пару.

В два столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Пол, банк, яр, вол, зал, бой, сено, кипа, вес.

(ежи, оса, точка, кот, рот, марка, рис, окно, вал)

(ПОЛОСА, БАНКРОТ, ЯРМАРКА, ВОЛОКНО, ЗАЛЕЖИ, БОЙКОТ, СЕНОВАЛ, КИПАРИС, ВЕСТОЧКА)

Из двух – третье

Переставляя буквы каждой пары слов, попробуйте образовать новое:

Окно+ромб, кит+рана, боб+уста, под+охра, ива+карп.

(ОБМОРОК, КАРТИНА, СУББОТА, ПАРОХОД, КРАПИВА)

Сколько корней?

Определите, сколько корней входит в состав предложенных слов.

Петропавловск – Камчатский, термогидродинамика, стопятидесятиэтажный, водолечебница, веломотоспорт, банно – прачечный, сорока – градусный, электросоковыжималка.

Четвертое лишнее.

В группе слов определить лишнее и объяснить свой выбор.

1. Близорукий, собкор, железнодорожный, водонепроницаемый (собкор).

2. БАМ, НГПУ, оленевод, СМИ, (оленевод),

3. Сберкасса, профсоюз, ДОСААФ, лесоруб, (ДОСААФ).

Словесный портрет.

В игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и черты его характера.

Голубоглазый, длинноногий, широкоплечий, черноволосый, краснощекий…

Трудолюбивый, самостоятельный, добросовестный, хладнокровный, легкомысленный…

Сложные слова

Запишите как можно больше сложных слов, называющих…

Сельхоз.орудия труда (сенокосилка, сноповязалка…)

Предметы домашнего обихода (пылесос, полотер, мясорубка, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка, скороварка, самовар…)

Профессии (водолаз, сталевар, землемер, пчеловод, садовод…)

Транспортные средства (пароход, вертолет, самолет, вездеход…)

Распредели правильно.

Записать слова в столбики по способу их образования.

НИИ, фабрично – заводской, черноволосый, бензовоз, лесоруб, пулемет, мясорубка, сверхскоростной, ГАИ, контратака, БТР, учебно - производительный, душегуб, послеобеденный, бетономешалка, ТАСС, свежемороженый, долгожитель, жилищно – бытовой.

Замените

Вместо словосочетаний запишите производные от них сложносокращенные слова.

Артист кино, железная дорога, падающие листья, Древняя Русь, новая стройка, прошлый год, хранить овощи, писать басни, ловить мышей, любить тепло, добывать уголь.

(киноартист, железнодорожный, листопад, Древнерусский, новостройка, прошлогодний, овощехранилище, баснописец, мышеловка, теплолюбивый, угледобывающая.

Запишите аббревиатуру

Учитель читает словосочетание, дети записывают аббревиатуру.

Завод имени Лихачева (ЗИЛ), командир дивизии (комдив), Московский Художественный Академический театр (МХАТ), Организация Объединенных Наций (ООН), Новосибирский Государственный Университет (НГУ), театр юного зрителя (ТЮЗ), Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА), Открытое акционерное общество (ОАО).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: