Т.В. БЕЛИНСКАЯ Т.А. АРСЛАНОВ
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Учебно-методическое пособие
Калуга, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Программа курса 5
Лекции 11
Задания к семинарам 33
Лабораторные работы 38
Тесты 59
Задания к контролю самостоятельной работы студентов 69
Вопросы к экзамену 75
Глоссарий 76
Литература 82
Пояснительная записка
Учебный курс «Анатомия ЦНС» является базовым для дальнейшего изучения практически всех нейронаук в системе психологического образования. Набор тем и объем лекционного курса рассчитан на студентов 1-го курса психологического факультета, знакомых с анатомией человека в объеме школьной программы.
Задачи курса:
Образовательные
1. Ознакомление студентов с деталями строения головного и спинного мозга и, таким образом, с объективными морфологическими и нейрофизиологическими основами психики.
2. Формирование представлений о закономерностях развития нервной системы в пренатальном и постнатальном периодах развития.
3. Ознакомление студентов с основами анатомической терминологии и номенклатуры, признаками, лежащими в основе классификации нервной системы.
Воспитательные
1. Формирование у будущих психологов естественнонаучного мировоззрения о работе нервной системы человека.
2. Развитие ценностного отношения к здоровью через раскрытие условий и факторов, негативно влияющих на развитие и функционирование нервной системы.
Развивающие
1. Развитие умения классифицировать, обобщать, анализировать литературные источники.
2. Развитие наглядно-образного мышления.
|
В курсе лекций и практических занятий рассматриваются общие вопросы строения, эволюции и формирования ЦНС в процессе индивидуального развития, микроструктура нервной ткани. Основные структуры нервной системы (спинной мозг; мозговой ствол; полушария конечного мозга, промежуточный мозг, мозжечок, вегетативная нервная система) изучаются с позиций топографии, морфологии и структурно-функциональной организации.
Набор тем, соответствующих общепринятой форме изложения анатомии ЦНС, дополнен темами, в которых раскрываются особенности морфофункциональной организации не только отдельных структур мозга, но и их специфических объединений в системы. В связи с отсутствием в программе обучения студентов курса латинского языка изложение материала адаптировано: латинская терминология дается для обозначения тех структур и образований мозга, в наименовании которых в психофизиологической и психологической литературе традиционно используются латинские корни.
В курсе «Анатомия ЦНС» особенно подчеркивается такая важная характеристика функционирования ЦНС, как системность ее работы. Семинарские занятия строятся в форме диалога преподавателя и студента по заранее подготовленным вопросам с участием остальных студентов в качестве дополняющих основной доклад, используются методы групповой работы. Цель таких занятий — обучение навыкам изложения материала, закрепление пройденной темы и устранение возможных некоторых непониманий у студентов, обобщение знаний, а также контроль усвоения студентами изложенного материала лекций.
|
Курс рассчитан на один семестр, состоящий из 32 двухчасовых аудиторных занятий, и включает 26 лекционных часов, 22 часов лабораторно-практических занятий и 12 семинаров.
В начале учебно-методического пособия дается тематический план лекций, практических и семинарских занятий, однако, исходя из интересов студентов и успешности усвоения ими материала, количество часов изложения какой-то темы или порядок их следования могут быть изменены. В учебно-методическом пособии представлены тестовые задания, задания к семинарским и лабораторно-практическим занятиям, задания и список литературы для самостоятельной подготовки.
Основные дидактические единицы из ГОСа
Микроструктура нервной ткани; Онтогенез центральной нервной системы; строение центральной нервной системы; проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы; вегетативная нервная система.
ПРОГРАММА
РАЗДЕЛ 1. Нейробиологические основы ЦНС
Тема 1.Введение в курс «Анатомия ЦНС»
Предмет, задачи анатомии ЦНС, положение в системе наук о человеке и нервной системе. Методы изучения анатомии ЦНС: микроскопичекие(гистологические, биохимические) и макроскопические. Краткая история развития представлений о нервной системе.
Тема 2.Общие вопросы строения нервной системы человека, основные термины и анатомические координаты
Принцип единства структуры и функции в организации ЦНС. Основные функции нервной системы. Структурные подразделения нервной системы человека; топография,
соотношение и взаиморасположение структур головного и спинного мозга,
ганглиев, спинномозговых и черепных нервов, их сплетений и главных нервных
стволов периферической нервной системы. Особенности билатеральной симметрии тела человека в целом и ЦНС. Морфологическая, топографическая и функциональная классификация нервной системы человека. Основные латинские термины, используемые в анатомической практике для обозначения взаиморасположения отдельных структурных элементов и их морфологических особенностей. Главные координатные оси и плоскости, используемые в анатомической практике.