Выбор подходящих средств коммуникации




Статья

«Актуальность использования средств АДК детьми с ТМНР»

Что такое коммуникация? Это процесс установления и поддержания контакта между общающимися, включающий в себя обмен вербальной и невербальной информацией.

Традиционно в общении используется речь (вербальная), но не все знают, что мы обмениваемся информацией и не вербально.

В проведенных исследованиях ученые обнаружили, что при общении обмен информацией на 70 % происходит по невербальным коммуникативным каналам, это взгляды, мимика, жесты, паттерны поведения.

Поэтому при общении необходимо наблюдать за собеседником, за его взглядами, мимикой и жестами, которые могут сообщать нам прямо противоположную информацию, той которую он нам говорит.

 

Почему невербальная коммуникация более достоверная?

Нейрофизиологи и специалисты в области нейролингвистического программирования (НЛП) нам скажут, что в процессе коммуникации головной мозг обрабатывает информацию, центральная нервная система (ЦНС), реагируя на неё делает выброс наших положительных или отрицательных эмоций, в том числе и ложь, в виде соответствующих нашим внутренним эмоциям - взгляды, мимику (экспрессии лица), жесты, паттерны поведения.

Когда человек, что-то скрывает или говорит неправду не вербально, так или иначе, он себя выдаст, потому что контролировать вербальную и невербальную информацию очень сложно, особенно когда присутствует страх разоблачения. Мой опыт работы в аэропорту «Пулково» психологом и руководителем отдела «Профайлинг» (выявление потенциально опасных лиц по подозрительным признакам, в том числе по вербальной и невербальной информации) подтверждает, что невербальная более достоверная.

Таким образом можно понять, что процесс коммуникации задействует работу головного мозга, ЦНС психику и физиологию человека.

У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) диагностируют:

· Тяжелую форму детского паралича, осложненную соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

· Органические поражения головного мозга, центральной нервной системы, нарушение высших психических функций (ВПФ).

· Недоразвитие мышления, речи, письма, счёта, памяти, произвольных движений, процессов восприятия, а также незрелость познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

· Низкую мотивация к коммуникации или её отсутствие, неумение осуществлять речевое взаимодействие ограничивают их процесс общения.

Недопонимание ребёнком вербальных обращений к нему, неспособность донести до другого человека свои желания и состояния, а также трудности в структурировании деятельности часто приводят к проявлениям проблемного поведения (агрессия, ауто-агрессия, плач, крик, эмоциональная вокализация).

Часто взрослые, которые их окружают не стараются распознать эти коммуникативные сигналы и определить, что они обозначают, не видят в этих сигналах потенциал для дальнейшего познавательного и коммуникативного развития детей.

Таким образом, происходит взаимное непонимание, а иногда и непринятие партнеров по общению, снижается качество жизни детей, они чувствуют себя одиноко, нарушаются их права на выражение и получение информации, затрудняется процесс их социализации в обществе.

Коммуникация является основным компонентом эмоционального развития детей с

ТМНР, познания ими окружающего мира. Принято считать, что основой процесса общения считается устная речь. Однако, у детей с ТМНР наблюдается задержка речи или полное её отсутствие.

 

В этом случае дети избегают или не могут пользоваться речью для общения.

Поэтому, для них актуальна альтернативная или дополнительная коммуникация (АДК), которая в случае отсутствия устной речи предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные

коммуникативные средства.

АДК выступает основным действенным средством развития коммуникативных навыков ребёнка, помогает ему не только выстраивать отношения с окружающими, но и является основным инструментом в процессе обучения.

Для детей с ТМНР подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, в

 

том числе с доречевой коммуникации и включать целенаправленное обучение

 

альтернативным формам невербальной коммуникации. Основными направлениями

 

коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства АДК, овладение

 

выбранным средством коммуникации и использование его.

Цели применения АДК:

 

· Построение для каждого ребенка с ТМНР персональной функционирующей

системы коммуникации.

 

· Развитие у детей потребности устанавливать и развивать коммуникативные

 

навыки с использованием вербальной и невербальной

 

коммуникации (предметных, графических символов, жестов, мимики, дыхания,

 

тактильных контактов и ощущений, паттернов поведения и др.).

 

· Развитие навыков коммуникации, с помощью которых ребенок сможет доносить до окружающих нужную информацию.

В ходе обучения выделя­ются следующие основные задачи:

1) развитие умения выражать потребности, предпочтения, желания при помощи

 

средств АДК;

 

2) создание условий для формирования и развития речевого внимания;

 

3) обогащение опыта использования ребёнком речевых средств, мануальных,

 

графических, предметных символов, специальных и технических средств;

 

4) развитие и обогащение коммуникативных компетенций;

 

5) создание условий для пробуждения речевой и эмоционально-личностной

 

активности детей.

 

При общении необходимо использовать: упражнения, игры, индивидуальные занятия,

 

тренинги, способствующие освоению доступных средств коммуникации (взгляда,

 

мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы и др.).

 

Разработать и использовать персональную для каждого ребенка систему работы с его

 

средствами АДК (базовый словарь, расписание, коммуникативную книгу или доску,

 

специальные, технические средства).

При проведении занятия с ребёнком важно:

 

· Восприятие внимания к себе. Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит. Восприятие присутствия другого человека, его обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

 

· Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание. Ребенок отвечает на присутствие другого человека (поворачивает лицо, улыбается, отворачивается), устанавливает и поддерживает контакт доступным способом.

 

· Сообщение. Распознавание, что поступает сообщение. Узнавание голоса. Различение голоса и шума. Узнавание голосов знакомых людей. Понимание речевых сигналов. Реагирование на имя. Реагирование на просьбу. Реагирование на запрет. Понимание похвалы. Понимание простых знаков вежливости.

 

 

· Накопление речевого опыта. Восприятие речевого обращения к себе, реагирование на собственное имя. Составление визуального расписания (учебные предметы, занятия, посещения туалета, столовой и др.). Общение с ребенком по его коммуникативной книге.

Выбор подходящих средств коммуникации

 

 

При подборе средств АДК необходимо:

1. Выявление сильных сторон ребенка.

2. Особенности психофизиологического развития.

Детям с ТМНР для понимания смысла коммуникации нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное общение.

 

Для выбора подходящей системы коммуникации специалистам (педагогу школы/психологу/логопеду/воспитателю/медперсоналу) совместными усилиями необходимо:

· Оценить уровень коммуникативного развития;

· Коммуникативных особенностей;

· Возможностей ребенка.

 

Для этого на обсуждении выясняется:

· Есть ли у ребёнка желание вступать в коммуникацию?

· Как выражается это намерение?

· В каких ситуациях инициируется взаимодействие?

· Умеет ли ребёнок слушать и поддерживать диалог с взрослыми и сверстниками?

· Какие средства общения доступны для ребёнка в данный момент?

 

 

Для оценки уровня коммуникации и выбора средства АДК выполняются следующие действия, это можно обозначить этапами работы:

 

 

•  Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: в группе, где проживает, дома, на занятиях в школе, на групповых индивидуальных занятиях со специалистами;

 

•  Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (в том числе неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения с взрослыми и детьми;

 

•  Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка;

 

•  Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы;

 

•  Какое обучение ранее с ребёнком уже проводилось;

 

•  Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны в подборе для него адекватных персональных средств коммуникации.

 

В доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии я работаю

воспитателем почти 5 лет. Свои знания и навыки теперь адаптирую в подборе и использовании средств АДК с воспитанниками, которым не просто выразить «согласие/несогласие», свои желания и просьбы, используя свой вербальный и невербальный «язык» коммуникации.

Хочу рассказать об опыте подбора и использования средств АДК моему воспитаннику Дане. Он приехал к нам 3 года назад из дома, по семейным обстоятельствам, сейчас ему 12 лет. У него ТМНР и интеллектуальные трудности в развитии.

Мама его заботливая и активная, уделяет много времени реабилитации сына - каждые выходные она возит Даню на занятия: АФК, в бассейне, с логопедом (работа над развитием речи), иппотерапию. Ездят на море отдыхать. Когда он жил дома, мама все свое время посвящала развитию его двигательной реабилитации и постановке речи.

Даня не умел устанавливать визуальный контакт. Он вокализировал, издавая звуки «а-а-а…» и эмоциально размахивал руками и стучал ногами. Наше общение каждый раз начиналось с установления контакта «глаза в глаза». Когда Даня стал посещать коррекционную школу №25, сочла необходимым обсуждать с учителем, логопедом и психологом – актуальные средства АДК. Стали активно использовать интенсивное взаимодействие, позже на столик групповой коляски зафиксировали заламинированные графические символы «да/нет». Около 2-х лет мы их безуспешно пытались использовать.

 

 

 

После этого мы ввели предметные символы:

«Ложка» - кушать;

«Зубная щетка» - чистить зубы;

«Книжка» - занятия;

«Варежка» - гулять;

«Мяч» - занятия АФК;

«Банан» - кушать фрукты;

«Погремушка» - играть:

«Подушка» - спать

Использовали, в том числе, данные предметные символы и в виде предметного расписания.

 

 

Поняли, что общение продуктивнее строится при «интенсивном взаимодействии и чуткой коммуникации».

Начинаю понимать, что у нас трудности в диагностике и подборе средств АДК. Прошли повышение квалификации с логопедом в «Каритас», после окончания курсов, были проведены с Даней супервизии ведущим специалистом по АДК Текоцкой И.Н. После проведения диагностики по Матрице коммуникаций Дане определен 3 уровень – Неконвенциальная коммуникация (нестандартная), по результатам которой развито:

(С1) «Отказывается от чего-нибудь»,

(С2) «Просит продолжить чем-то заниматься»,

(С3) «Желает заняться чем-то новым»;

(С8) «Привлекает внимание»,

(С9) «Демонстрирует привязанность»

Сейчас развиваем:

(С4) «Просит чего-то больше (ещё)»,

(С5) «Выбирает»,

(С6) «Просит новый предмет»

По рекомендации Текоцкой И.Н. вводим новые объемные символы: «ещё», «стоп», «занятие», «да», «нет». На фотографии красный кубик – объемный символ «ещё». Когда Дане нравиться чем - либо заниматься, играть, слушать, смотреть, ему показываем этот предмет и готовим: «ещё»?

 

 

 

Важно использовать всем, кто общается с ребенком (педагоги, специалисты, родители, персонал) одинаковые средства АДК. Проводить обсуждения необходимо раз в полгода, а лучше раз в 3 месяца, фиксировать результаты и консультироваться у ведущих специалистов АДК.

 

В заключении хотелось бы сказать, что:

 

Обеспечение и актуальность постоянного применения персональных средств АДК может существенно повысить уровень социализации детей с ТМНР, улучшить качество их жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.

 

Есть риск появления желания отказаться от данной системы из-за ошибочного вывода, что ребёнок ещё не созрел. Но! Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому взрослых, которые занимаются с ребенком, зависит многое. Прежде всего — от их уверенности в том, что этот ребёнок может понимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, ещё не являются коммуникативными в полном смысле слова, и обязательно давать на них ответ.

 

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем АДК, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы обучение проходило более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: