Разбор возражений сектантов




Тысячелетнее царство

 

Сектантам мы всё-таки зададим вопрос: почему такое важнейшее эсхатоло­гическое событие, как восхищение Церкви (по важности это событие сравнимо только с творением человека, с первым пришествием Христа в мир для спасения людей и основания Церкви и со Страшным Судом), вообще не описано в Апока­липсисе? Книга о Христе Грядущем вообще не показывает Его пришествия за Цер­ковью.

Ответ может быть только один: этого события перед великой скорбью про­сто не будет, а Церковь будет восхищена только в последний день Страшного Суда

 

Термин «хилиазм» происходит от греческого слова «тысяча». Эта древняя ересь о тысячелетнем земном царстве Христа непрестан­но звучит ныне с сектантских кафедр. Так же звучит их проповедь о скором втором пришествии Христа на землю, которое произойдет невидимо для мира. Мир заметит только, что вдруг исчезли с земли верующие люди. Верующие же увидят грядущего Христа, мёртвые воскреснут, а живые изменятся и восхищены будут на встречу Христа.

 

Это воскресение первое.

 

Неверую­щие же тут не воскреснут. Вследствие этого учения верующие живут каж­додневно в напряжённом ожидании пришествия Христова, которое может случиться в любой день. Для оставшихся на земле разразится великая скорбь гонений антихриста. Эта скорбь будет непродолжительна, Церковь в неё не войдёт. Сектанты особо утешают себя тем, что им не придётся испытать великую скорбь антихриста. Потом, мол, снова придёт Христос на землю и создаст на ней Своё Царство.

Будет видимое чувственное царство Христа на земле, когда уже никто не будет искушаем ко греху, когда будут царство­вать добро, справедливость, братство, истина. Сатана на это время будет связан. Тогда исполнятся все сокровеннейшие чаяния народов о царстве сча­стья на земле. Главенствующую роль в этом царстве будут играть евреи. Потом ещё раз будет сатана отпущен и подвигнет все народы (Гога и Магога) на восстание против Бога, и тогда придёт конец – Страшный Суд!

 

В день Страшного Суда воскреснут все грешники и будут осуждены на вечные муки. Праведники на Страшном Суде не судятся, ибо уже ранее воскресли и цар­ствуют со Христом.

Так проповедуют сектанты.

 

Существуют всевозможные вариации этих еретических хитросплетений, но в основном они сходятся на том, что будет предварительное восхищение Церкви, а потом тысячелетнее земное царство Христа. По ходу изложения православного толкования будет показана ложность хилиастического учения.

 

На первый взгляд может пока­заться, что весь этот вопрос имеет чисто второстепенное значение и относится к области богословских мнений и споров, не имеющих никакого практи­ческого значения для спасения человека.

Но именно в этом вопросе мы осо­бенно убедимся, что нет ереси, которая бы не была пагубна. Далее разберём историю и гибельную сущность этого учения и увидим ту бездну, к которой оно ведёт.

 

Откр.20:1-3 – И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время.

Таково видение Иоанна о поражении сатаны и его тысячелетнем заклю­чении. Причиной неправильного толкования этого видения является то, что некоторые толкователи ставят текст 20-й главы в непосредственную связь с 19-й главой и считают его продолжением её. Для этого нет однако никакого основания, а разбор этого текста и других мест Писания показывает полную неосновательность и ложность такого сопоставления.

 

Иоанн видит Ангела, сходящего с неба. Это – «Великого Совета Ан­гел » (Ис. 9:6), «Господь... и Ангел завета » (Мал. 3:1).

Господь Иисус Христос именуется Ангелом, как посланник и вестник небес, как «Ходатай ново­го завета » (Евр. 12:24). То, что сходящий с небес Ангел, которого здесь видит Иоанн, есть именно Сам Христос, видно из следующего.

 

Во-первых, он имел ключ от бездны. А мы уже знаем, что Сам Господь говорит о Себе: «Имею ключи ада и смерти » (1:18). Он – «имеющий ключ Давидов, Который от­воряет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит » (3:7).

Ключи от ада и бездны никто не имеет, кроме Самого Христа, сходящего в ад и «пленившего плен » (Еф. 4:8).

 

Во-вторых, в отличие от звезды, падшей с неба на землю в 9:1, которой «дан был... ключ от кладезя бездны », этот Ангел не получал от кого-то ключ от бездны, но сам имел его. А это приличествует только Тому, Кто Сам имеет всю власть над небом и адом, перед именем Которого «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних » (Флп. 2:10), – Самому Иисусу Христу.

 

В-третьих, этот Ангел изображается победителем сатаны, таковым явился Христос, «чтобы разрушить дела диавола » (1 Ин. 3:6). Он отнял «силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою » (Кол. 2:15).

Диавол и сатана представляется как и в 12-й главе в виде дракона, змия древнего.

 

Теперь можем подойти к одному из ключевых моментов в толковании этого текста. Чтобы понять, что такое есть 1000-летнее царство, надо хоро­шо выяснить – с какого события оно начинается. Стихи 1-3 как раз это и описывают. «Тысячелетие» начинается с низложения сатаны Христом, опи­санного пятью выражениями:

 

1) он взял дракона;

2) и сковал его;

3) и низверг его в бездну; и

4) заключил его; и

5) положил над ним печать.

 

О том, когда всё это произошло, ясно гово­рит Писание. «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его » (Мф. 12:29).

Господь Иисус Христос, придя на землю, через Своё служение и учение, через крест­ную смерть и воскресение «расхитил вещи лукавого », а значит, прежде связал его.

«Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола » (1Ин.3:8). «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою » (Кол. 2:15).

В первый раз Христос прихо­дил на землю, приняв плоть и кровь, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола » (Евр. 2:14).

Сатана был полновластным вла­дыкой земли. Но вот настал день Голгофы, день крестных страданий Христа, и Господь говорит: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон » (Ин. 12:31). Как ранее уже Господь говорил ученикам Своим: «Я видел сата­ну, спадшего с неба, как молнию; се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк.10:18-19).

Затрепетал сатана и все силы его, когда увидели Христа на земле и дела Его.

«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас » (Мф. 8:29).

«И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну » (Лк. 8:31).

Но скоро пришло время и через крест «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, пре­дал блюсти на суд для наказания » (2Пет. 2:4).

 

И ныне «ангелов, не сохранив­ших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдаёт в вечных узах, под мраком, на суд великого дня » (Иуд. 1:6).

 

А святой Ириней Лионский пи­шет, что «в пришествие Христово диавол в первый раз узнал, что он осужден в бездну и в геенну огненную».

Итак, Христос в первое Своё пришествие в мир через крест отнял силу у сатаны, лишил его державы смерти, подверг позору и восторжествовал над ним, изгнал и низверг его, разрушил дела его, связал уза­ми адского мрака и заключил в бездну.

А именно это и означает символическое действие Ангела над древним змием в видении Иоанна.

 

После крестной смерти Христа и Его славного воскресения сатана изгнан из мира и не является более его князем. Его особое местопребывание теперь – это бездна. Большая цепь в руке Ангела-Христа – это связующее и удерживающее действие Божие над сатаной. Над низверженным и заключённым врагом рода человеческого поло­жил Христос печать Своего креста, от которой трепещет вся сила вражья. Ею запечатывается сатана в бездну и не допускается до души и тела человека. Этой печатью запечатлевается всякое священнодействие, отгоняющее и связывающее лукавую силу.

 

С другой стороны, печать, положенная над сатаной, означает твёрдость охраны и то, что без воли Положившего печать, бездна, содержав­шая сатану, никем не может быть открыта. Таким образом, 1000-летнее царство начнётся не после второго пришествия Христова и великой скорби антихристо­вой, как учат хилиасты, оно уже началось с первого пришествия Христова в мир.

 

Голгофа – вот начало 1000-летнего царства.

 

В 11:7 сказано, что по окончании свидетельства двух пророков (Илии и Еноха) дьявол выйдет из бездны и в лице антихриста победит их. По учению сектантов, сатана будет связан на тысячу лет и заключён в бездну после низло­жения антихриста.

 

Спросим тогда: как же он выйдет из бездны, если он туда ещё и не заключён? Ясно, что сатана был заключён в бездну до деятельности антихриста. А до антихриста таким событием может быть только крестная смерть и воскресение Спасителя.

На основании 11:7 ясно также, что выходом сатаны из бездны на малое время ознаменована деятельность антихриста.

Так искупительной жертвой Христовой сатана был связан и заключён в бездну, дабы не прельщал уже народы.

Но, – скажут многие, – разве это так? Разве дьявол не «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить » (1Пет.5:8)? Разве не видимо ужасающее действие дьявола на мир?

 

Осно­вываясь на подобных рассуждениях, хилиасты утверждают, что сейчас сата­на свободен, в будущем же будет связан на тысячу лет, и тогда уже никого не будет прельщать ко греху. Но мы уже видели однозначное свидетельство Писания о том, что Христос через крест связал сатану. И действительно, после совершения Христом искупления людей в жизни народов всё совершенно преобразилось.

Выражение дабы не прельщал не означает, что никто не бу­дут прельщаем ко греху. Слово дабы означает намерение, цель. С подобным мы встречаемся в Ин. 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ».

 

Для того, чтобы верующие во Христа не погибли, Он при­ходил в мир. Но мы знаем, что «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Гос­поди!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного » (Мф. 7:21).

То есть не всякий верующий во Христа спасётся, хотя для этого и приходил Христос. Намерение Бога не исполнено, так как верующие не выполняют условия спасения.

 

Так и в нашем выражении дабы не прельщал указано намерение, цель относительно сатаны. Но не выполня­ющие необходимые условия, естественно, подпадают обольщению сатаны. Однако если прежде человек не мог избежать сатанинского прельщения, ибо сатана был князь века сего, то теперь через спасительную печать креста Христова всякий может оградиться от сатаны, ибо тот связан.

Так святой Викторин пишет: «кто бодрствует в сердце своём против нечестивых обыча­ев, тот есть священник Христов, и по отношению к нему диавол поистине связан». Дьявол и ныне ходит, как рыкающий лев, но как лев связанный и заключённый. Лев в клетке не менее свиреп, чем на свободе. Льва заточают в клетку, дабы никто не был им растерзан, и люди находятся действительно в безопасности. Но неосторожно подходящие к самой клетке или входящие в неё претерпевают от разъяренного льва не меньший вред, чем если бы он был на свободе. Так и ныне люди, сами приближающиеся к лукавому, впа­дают в грех и искушения. Люди же, прибегающие ко Христу, имеющие Его печать, побеждают искусителя силой креста и крови Христовой. Потому дер­зновенно пишет святой Апостол Иоанн: «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не при­касается к нему » (1Ин. 5:18). Верные понимают эти слова Апостола, ибо сподобляются пережить их на себе.

Связанность сатаны практически можно обнаружить в таких трёх явлениях.

 

Во-первых, явное уменьшение власти греха над верующим человеком. Мы видим, как легко в Ветхом Завете даже праведники и угодники Божии впадали в грехи, от которых, без особого труда, бывают свободны рядовые христиане. Например, святой царь Давид. К нему приближается красивая женщина, и он, великий пророк и псалмопевец, впадаёт в прелюбодеяние и убийство. Теперь же среди искренних верующих такие грехи почти не встречаются.

И это не потому, что грех стал слабей или люди стали сильнее и менее склонны ко греху. Дело совсем в другом. Сейчас сатана связан, и верующий, прибегающий в искушении ко Христу, может Его силой побеж­дать грех. Когда человек взирает на Христа, то сатана бессилен, обольщает, но не может обольстить. Теперь мы впадаем в грех только потому, что сами не бодрствуем над собою и не прибегаем ко Христу.

 

Во-вторых, связанность сатаны видна из того, что Господь даёт Своим последователям власть изгонять бесов, врачевать больных, воскрешать мёртвых и даже прощать и оставлять грехи (см. Мк. 16:17-18; Ин. 20:23).

Священнодействует священник, и в бессильной злобе отступает связанный враг, нисходит благодать. Если бы сатана не был связан, то мог ли человек при­казывать ему и его слугам? Мог ли его изгонять? Мог ли прощать грехи? Конечно, нет. Жизнь святых – вот вереница примеров победы человека силой Христовой над силами ада.

 

 

В-третьих, связанность сатаны проявилась в уничтожении идолопоклон­ства. «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу » (1Кор. 10:20). Но вот явился Христос, падаёт язычество, а с ним и это поклонение сатане.

Рушится царство сатаны на земле, осуществлявшееся через шесть великих языческих царств. Окончилось это великое прельщение народов древним змием. Царство Христово покоряет земли и народы.

Так через крест Христов сатана был связан и заключён в бездну доколе не окончится тысяча лет.

 

Хилиасты утверждают, что это будет тысячелетнее царство Христово на земле, длящееся буквально 1000 лет, которое начнётся после восхищения Церкви и времени антихриста. Но это явно противоречит тому, что «тысячелетие» начинается не после восхищения Церкви, а сразу после первого пришествия Христова, после Его искупительной жертвы на кресте. К тому же, мы далее ещё покажем, что никакого предварительного воскресения мёртвых и восхищения Церкви за тысячу лет до Страшного Суда не будет. Следователь­но, сейчас и есть время «тысячелетней» связанности сатаны. Также никакого основания не имеет суждение, будто тысячелетие связанности сатаны нужно считать со времени воцарения Карла Великого (800 г.) до наполеоновского времени (1800 г.) – время существования Священной Римской империи в Европе. Сатана был связан не при Карле Великом, а при Христе на Голгофе.

 

В данном случае тысяча лет вовсе не буквальные 1000 лет. Как в Писа­нии, так и в сегодняшней речи слово «тысяча» часто употребляется в зна­чении «много». Мы часто пользуемся выражениями: «в тысячу раз», «тыся­чекратно», подразумевая не число 1000, а большое количество, множество. Часто встречаемся с такими выражениями и в Писании:

«Я, Господь... тво­рящий милость до тысячи родов любящим Меня » (Втор. 5:9-10).

 

«Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний » (Пс. 89:5).

«Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедовал в тысячу родов » (Пс. 104:8).

«Ты являешь милость тысячам... » (Иер. 32:18).

«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день » (2 Пет. 3:8).

Везде в этих местах чис­ло 1000 образно означает великое множество. Апостол Павел пишет: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения » (2 Кор. 6:2). Не в будущем надо ожидать это время, оно вот – теперь. Теперь «день спасения», который у Господа, как «тысяча лет».

 

Также кроме множества лет число тысяча означает и число совершенное, известное только Самому Богу, и определённое Им для нашего спасения. Святой Андрей Кесарийский пишет: «Тысячей лет называется время от воплощёния до пришествия антихриста; тысячу лет благоразумнее понимать не как таковое именно количество лет, но считать их или за многие годы, или за число совершенное». После же сего ему должно быть освобождённым на малое время. Когда кончится время благоприятное, день спасения, тысяча лет связанности сатаны, тогда сатана снова будет отпущен и создаст своё седь­мое царство на земле в лице антихриста. Снова утвердится культ сатаны.

Но всё это на малое время, ибо «ради избранных сократятся те дни » (Мф. 24:22), продлившись три с половиной года.

 

И тогда придёт конец: второе славное пришествие Христово, всеобщее воскресение мёртвых, восхищение Церкви, Страшный Суд и кончина века.

 

Откр.20:4-6 – И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

В стихах 1-3 было описано связание и заключение сатаны на тысячу лет. В стихах 4-6 описано 1000-летнее царствование Христа со святыми. Отметим сразу, что в этом тексте нет ни малейшего намёка на чувственное, земное царствование, на предварительное изменение твари, на земные блага. Речь идёт только о духовном.

Сначала Иоанн описывает тех, кто будет царствовать со Христом в этом царстве. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить.

Какие престолы увидел здесь Иоанн? Поскольку престолов несколько, то нельзя здесь усматривать указания на престол Божий. Нет указаний на прямую связь этих престолов с 24-мя престолами старцев, неоднократно виденных Иоан­ном в Апокалипсисе, хотя и нельзя такую связь отрицать. Неправомерно видеть в сидящих на престолах и всех христиан, которые, по словам Апостола Павла, «будут судить мир » (1Кор.6:2), так как на этих престолах сидят не все хрис­тиане, а только некоторые, остальные же будут названы тайнозрителем потом. В первую очередь под сидящими на престолах следует разуметь Апостолов. Так святой Андрей Кесарийский пишет, что «святым Апостолам даны учительные престолы, с которых просвещены были народы; они будут даны им и в буду­щем веке для осуждения отринувших евангельскую проповедь ».

С Апостоль­ских престолов Иерусалима, Антиохии, Ефеса, Александрии, Рима были про­свещены христианским учением народы мира. А о будущем веке говорил Гос­подь Апостолам: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать ко­лен Израилевых » (Мф. 19:28). Апостолам и другим равноАпостольным просве­тителям и учителям народов преимущественно представлены эти небесные пре­столы. Им дано было судить в Церкви судом церковным, им дано было судить об истинных догматах и ересях, об установлениях церковных. Они же своим учением и своей жизнью осудят в будущем веке не принявших истину и не рев­новавших о благочестии.

Другая группа царствующих со Христом, это – души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Это му­ченики всех времён, положившие жизнь свою за свидетельство своей веры в Иисуса и за проповедование Слова Божия. Особенно же подчёркнуто, что это те, которые не поклонились антихристу, ни иконе его и не приняли печати его. Если не отделять краткое время царствования антихриста от тысячелетнего царства Христова и считать, что оно длится от времени основания Церкви Христом до кончины века, то здесь можно буквально разуметь тех мучеников, ко­торые пострадают при антихристе. Подходя же строго к тексту, необходимо отделять время антихриста от времени тысячелетнего царства. На это указыва­ется дважды: «доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время » (20:3) и «когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён » (20:7). Тогда возникает вопрос: как же будут цар­ствовать в тысячелетнем царстве не принявшие антихриста, если он явится толь­ко по окончании этого царства? Ответ на этот вопрос мы можем извлечь из Евангелия и послания Иоанна Богослова. Если спастись можно только через Иисуса Христа, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, кото­рым надлежало бы нам спастись » (Деян. 4:12), то как могли спастись ветхоза­ветные праведники? Сам Господь об этом говорил так: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался » и «прежде нежели был Авра­ам, Я есмь » (Ин. 8:56,58). То есть день Христов простирается на все времена: и назад, и вперёд. И Авраам, уверовав и обрезавшись, фактически принял че­рез это самого Христа и Им был спасён. Так и об антихристе Иоанн пишет: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время » (1 Ин. 2:18). Так Иоанн в самом начале «времени благоприятного » мог писать о его конце, как о чём-то уже наступившем. Антихрист, человек греха, ещё не пришёл, ещё не установил своей иконы и не начал запечатлевать своих поддан­ных, но уже теперь «много антихристов » и «последнее время ». Так со времён Христа и Апостолов все, не поклонившиеся этим лжехристам и лжепророкам, все, отвергшиеся мерзкого идолослужения и всякого безбожия и греха, все, со­хранившие в челе своём правые мысли и творившие руками своими правые дела, уже фактически не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Таким образом, в этой второй группе ви­денных Иоанном можно разуметь всех христианских мучеников времени благо­дати. Всякий мученик, отрекаясь от мира, греха и сатаны, и умирая за Христа, уже фактически не склонил своих колен перед грядущим антихристом и не при­нял его печати.

И увидел я, – пишет Иоанн, – души обезглавленных. Не пишет про­сто обезглавленных, а именно души их. Этим подчёркивается, что он ви­дит этих людей, когда их души отделены от тел. Тела обезглавлены и мёртвы, души же пребывают у Бога. То есть люди эти не пережили ещё телесного воскресения, и души ещё не соединёны со своими телами.

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умер­ших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресе­ние.

 

На основании этих слов хилиасты выдвигают свои два лжеучения.

 

Пер­вое о том, что перед кончиной века, примерно за тысячу лет до Страшного Суда будет предварительное или первое воскресение из мёртвых всех правед­ников, а грешники воскреснут только через тысячу лет в последний день, чтобы предстать на Страшный Суд.

 

Второе лжеучение о том, что будет ви­димое Царство Христа на земле, в котором Он будет царствовать вместе со святыми. Разберём эти два учения.

 

Ложность учения хилиастов о двух воскресениях из мёртвых и о предва­рительном, за 1000 лет до кончины века, восхищении Церкви видна из сле­дующего:

1. Нет ни одного места в Писании, где бы было сказано, что восхищение Церкви будет не в последний день при пришествии Христовом на Суд. Также нет ни одного места о том, что воскресение праведников и грешников будет не одновременно в последний день.

2. Укажем на нелепый вывод, к которому приводит учение хилиастов, усиленно распространяемое ныне во многих сектах. По их учению получает­ся, что должно быть четыре пришествия Христова и три воскресения!

 

Пер­вое, когда Христос пришёл в мир через Деву, чтобы спасти людей.

Второе, когда Христос невидимо для мира придёт, чтобы восхитить Церковь. Тогда воскреснут только праведные. Это будет первое воскресение. Тогда воцарится антихрист. Но он будет уничтожен через пришествие Христово, как сказано, что антихриста «Господь убьёт духом уст Своих и истребит явлением прише­ствия Своего » (2 Фес. 2:8). Подробно поражение антихриста через пришествие Христово описано в 19-й главе Апокалипсиса.

 

Это будет уже третье прише­ствие Христово. При этом произойдет и второе воскресение христиан и бу­дет их царство («они ожили и царствовали со Христом тысячу лет » – 20:4). Воскреснут опять-таки только праведные, ибо «прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет » (20:5).

 

И в четвёртый раз Христос придёт на землю после тысячелетнего царства, чтобы совершить Суд. Тогда только воскреснут грешники (20:12-13).

Это будет третье воскресение из мёртвых. Так не слишком ли нелепо и надуманно учение о четырёх пришествиях и трёх воскресениях?!

 

3. Священное Писание говорит только о двух пришествиях Христовых: о первом – для спасения мира, и о втором – для суда над миром.

«Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, вовторой раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение » (Евр. 9:28).

Ещё сказано: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него » (Ин. 3:17).

И там, и там речь только о двух пришествиях: для спасения и для Суда. Не сначала праведники будут прослав­лены и вознаграждены, а потом через 1000 лет наказаны грешники, но «придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его » (Мф. 16:27).

То есть одновременно получат воздаяние и праведные, и грешные. Причём здесь ясно сказано, что для праведных Он придёт «во славе », а не тайно и невидимо для мира.

И ещё сказано: «Когда же приидёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую » (Мф. 25:31-33).

Опять мы ви­дим, что не отдельно будет приходить Христос для праведных и для грешных, а один раз для тех и других. Когда Он придёт, то среди народа будут и те, и другие, и только тогда их разделят. И опять сказано, что для праведных Он придёт «во славе », а не тайно и невидимо. Спросим хилиастов: о каком прише­ствии Христовом сказано в Мф. 25:31-46?Если это о восшествии Церкви, то как же грешники предстанут перед Христом, ведь Он явится невидимо для них!?

Если о следующем Его пришествии перед тысячелетним царством для пораже­ния антихриста, то, во-первых, откуда праведники? – ведь они уже ранее вос­хищены? И как грешники посылаются в геенну, в огонь вечный (ст. 41), если им ещё только через тысячу лет надлежит воскреснуть и предстать перед Страш­ным Судом? Не могут ведь они за 1000 лет до Страшного Суда попасть в геенну?! Если это о последнём пришествии на Страшный Суд, то как на него попали праведники, уже давно воскресшие, восхищенные и соединившиеся со Христом?! Да и что за 1000-летнее Царство благоденствия, в котором есть голодные, на­гие, больные и даже темницы?!

На последний вопрос могут возразить только тем, что после 1000-летнего царства будет ещё восстание Гога и Магога, и тог­да опять будут праведные и грешные. Тогда все эти слова Христа (Мф. 25:31-46) надо относить не к людям всех времён, а только к тем, что будут при вос­стании Гога и Магога? К таким нелепым выводам должны прийти хилиасты.

 

Остаётся ещё их спросить, почему же они сами всё-таки в своих проповедях применяют эти слова Христа к ныне живущим верующим, и совсем не думают, что это будут только те, кому выпадет жить при Гоге и Магоге? Так из про­стых слов Христа о Своём пришествии на Суд они выстраивают такие запутан­ные и противоречивые системы, о которых вовсе ничего не говорит Писание.

О том, что будет только одно пришествие Христа на Суд, а праведники и грешники вместе будут на земле до этого дня, ясно говорит притча о плеве­лах на поле (Мф.13:24-30,38-43).

В ней праведники изображены как пше­ница, а неправедные – как плевелы. И сказано: «оставьте расти то и дру­гое вместе до жатвы », а «жатва есть кончина века».

 

Таким образом, никако­го предварительного восхищения праведных не будет, и вместе все будут на земле до пришествия Сына Человеческого в кончину века.

Вопреки словам Христа хилиасты не оставляют пшеницу и плевелы расти вместе до кончины века, но собирают пшеницу на 1000 лет ранее. К тому же жнецам Ангелам будет сказано: «соберите прежде плевелы ». Хилиасты же собирают наобо­рот пшеницу на 1000 лет прежде плевел.

 

4. Священное Писание ясно учит, что Церковь будет на земле до кончины века, и не будет взята с земли на 1000 лет ранее, тем более не будет взята ранее пришествия антихриста. Это мы уже видели в притче о плеве­лах, где сказано, что пшеница (сыны Царствия) будет до жатвы, которая есть кончина века. Также Господь, прощаясь со Своими учениками перед вознесением на небо, сказал им: «Се, Я с вами во все дни до скончания века » (Мф. 28:20).

То есть Церковь будет на земле до скончания века, и Господь обещает никогда не покидать Своих учеников, пока Он Сам не придёт за ними в кончину века, а не на 1000 лет ранее.

 

Сказано также о таинстве святой евхаристии: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт » (1Кор.11:26). Значит, до кончины века будет Церковь, будет Апостольское священство (Мф. 28:20), будут совершать­ся святые таинства. О том, что Церковь не будет восхищена до царствования антихриста, ясно говорят все те места Писания, где описана борьба антихриста с Церковью и со святыми (12:4-6,14; 13:7).

О том, что пришествие Христово не будет прежде антихриста, как учат ныне сектанты, ясно пишет Апостол Павел: «Молим вас, братия, о прише­ствии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (антихрист)» (2 Фес. 2:1-3).

Здесь Апостол днём Христовым называет пришествие Христа и собра­ние верных к Нему, то есть то, что сектанты называют восхищением Церк­ви. Так вот, Апостол убедительно просит и умоляет не верить тем, кто ут­верждает (как ныне сектанты), что это прежде антихриста. Нет, – пишет он, – прежде откроется антихрист.

 

Учащих же подобное он прямо называет обольстителями!

 

Остаётся только удивляться тому, как люди, читая этот текст, продолжают говорить о предварительном восхищении Церкви. Воистину, это уже не заблуждение, а обольщение!

 

5. Священное Писание учит также, что будет только одно общее воскре­сение из мёртвых всех людей: и праведных, и грешников. И будет оно в последний день, в кончину века. Никакого же воскресения праведников за 1000 лет до воскресения грешников не будет.

Об этом говорят уже рассмотренные нами слова Христа в Мф.13:24-30,38-43; 25:31-46. Кроме того, об этом Спаситель говорил ещё так: «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения » (Ин. 5:28-29).

Не говорится о разных временах воскресения для делающих добро и для делавших зло, но говорится в един­ственном числе о времени, в которое воскреснут те и другие. То, что отдельно называются «воскресение жизни » и «воскресение осуждения », говорит не о разных их временах, а о разных качествах. Одни воскреснут для жизни на небе и получат соответственные тела (ср. Фил. 3:21), а другие воскреснут для осуждения в огонь геенны и получат соответственно тому тела, как и сказано, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление » (Дан. 12:2).

 

Особенно ясно учил Иисус Христос об одном общем воскресении всех (и праведных, и грешных) в Своей речи о небесном хлебе жизни. Будут ли ещё дни после последнего дня? Потому и называется «последний », что после него дней уже не будет. Так вот, Христос учит, что все праведники воскреснут не за 1000 лет до последнего дня, а именно в последний день.

«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день ».

И ещё: «воля Пославше­го Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ».

 

И вот ещё: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день ».

И ещё: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день » (Ин. 6:39,40,44,54).

 

То, что именно так и поняли ученики Христа, что праведники воскреснут в последний день, а не за тысячу лет до него, мы видим из евангельского повествования, когда Христос пришёл в Вифанию в дом умершего Лазаря и сказал сестре его Марфе: «Воскреснет твой брат. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день » (Ин. 11:24).

 

Так Православная Церковь и верит в одно общее воскресение всех в последний день. Как же тогда должно разуметь слова Иоанна об оживших для тысячелетне­го царства первым воскресением? Из всего вышерассмотренного ясно видно, что нельзя понимать так, будто будут два (или более!) разделённых во времени телесных воскресения.

 

Некоторым указанием к разумению того, что есть «пер­вое воскресение », служит другое выражение Апокалипсиса: «смерть вторая », которая есть геенна огненная. Как ясно, что нет двух разделенных во времени телесных смертей, так и не будет двух воскресений тел. Речь же идёт о «пер­вом » и «втором » в качественном смысле.

Святой Андрей Кесарийский так пи­шет об этом: «Из Божественного Писания мы знаем, что две жизни и два умер­щвления, то есть смерти: первая жизнь, за преступления заповеди, – временная и плотская, вторая же, по соблюдении Божественных Заповедей, – обещанная святым жизнь вечная. Соответственно сему есть и два рода смерти: одна плот­ская и временная, а другая, посылаемая в будущем в наказание за грехи, веч­ная, то есть геенна огненная.

Имеем также различие и между мёртвыми; одних, о которых сказал Исаия, что они «не оживут » (Ис. 26:14), и которые своими делами приносят зловоние и умерщвление, нужно избегать; других же, умерщ­вляющих во Христе помышление плоти, сраспинающихся Хр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: